ссылка

Преподобная Досифея, людей киевских молитвенница и ходатаица

Увеличить шрифт
А
А
А

Эта удивительная история произошла в киевской южноокраинной обители, именуемой загадочно для современного уха Китаевой пустынью.

В самом деле, что такое «китай»? Какой такой «китай»? Мы знаем лишь огромную страну с двухмиллиардным населением, в старину именовавшую себя Поднебесной империей. Кто-то, быть может, вспомнит и древний Китай-город, располагающийся в центре Москвы и не столь давно обнаруженный фрагментами при раскопках.
 
Но есть свой Китай и в Киеве (то ли от тюркского слова «китай» — укрепление, крепость, то ли городок был огорожен «китами», особенными укрепительными жердями). И, между прочим, это не только историческое место, но и духовное, связанное с жизнью знаменитых подвижников православия.
 
В киевском Китае, в пещерах, еще чуть ли не с докиевских времен селились подвижники веры, иноки, искавшие особенного молитвенного уединения. Сюда притекали и монахи Киево-Печерского монастыря. Тут образовалась обитель.
 
А в 1763—1768 годах известный архитектор украинского барокко С. Д. Ковнир построил в монастыре каменную Троицкую церковь. Со временем здесь были построены кельи, колокольня и другие сооружения, не сохранившиеся до наших дней.
 
 
Китаевская пустынь сегодня
 
 
Китаевские пещеры получили второе рождение, то есть «объявились», и изучались с середины XIX века.
 
 
* * *
 
Самым знаменитым из подвизавшихся в Китаеве старцев стал преподобный Досифей (с греческого «данный Богом»; в русской традиции больше известно имя с обратным порядком компонентов — Феодосий, русский вариант — Федосей), прославившийся в ХVIII веке.
 
 
Святая Досифея Киевская
 
 
Лишь после кончины старца открылось, что под именем Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья. Одна из судьбоносных ролей старца Досифея для Русского мира явилась в том, что старец еще в Киево-Печерской лавре благословил на Саровский подвиг пришедшего пешком из Курска молодого мещанина Прохора Мошнина, ставшего впоследствии преподобным Серафимом Саровским. Вот как об этом судьбоносном событии поется в Акафисте преп. Серафиму: «Имея тщание о подвизе иноческого жития, во святый град Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси и от уст Преподобнаго Досифея повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси… радуйся, Преп. Серафиме, Саровский чудотворче».
 
* * *
 
Родилась Дарья в 1721 году в семье знатных рязанских дворян Тяпкиных, ведших свой род от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, любимого окольничьего Дмитрия Донского, великого князя Московского.
 
Дарья имела иноческую наследственность: ее бабка в преклонные годы стала монахиней Порфирией в женском Свято-Вознесенском монастыре близ Спасской башни Московского Кремля.
 
Двухлетнюю Дашу родители привезли в Москву погостить у бабушки, и Порфирия почувствовала в ней избранницу Божью. Удивительно: с пяти лет Дарья держала строгие посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучившаяся грамоте, привыкшая к бабушкиным вечерним читкам Евангелия Дарья, когда ее девятилетней возвратили в родительский дом, не смогла принять к сердцу законов мирской жизни.
 
В пятнадцатилетнем возрасте отроковица тайно пешком отправилась в Москву к любимой бабушке. Однако без родительского благословения в обитель ее не взяли.
 
Дарья купила мужскую одежду, коротко остриглась и под личиной крестьянского мальчика ушла в Троице-Сергиеву лавру.
 
Кто же был начитанной девушке духовным примером? Преподобная отроковица Мария, которая, переодевшись в мужскую одежду, поселилась вместе с отцом в мужском монастыре под именем Марин, творя чудеса подвижничества. И преп. Евфросиния, 16-ти лет от роду также переодевшаяся в мужское платье и под именем царского евнуха Измарагда навсегда пришедшая в мужскую обитель — на 38 лет поселившись там и лишь за три дня до кончины, на смертном одре открывшись прибывшему в монастырь отцу.
 
Пришлось и Дарье скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Верно размышляют православные: выдержать тяжелые мужские послушания девушке в течение трех лет возможно было лишь с Божией помощью.
 
Родственники девушки не оставляли надежд разыскать свою дочь; видимо, поразузнав у людей, они прибыли в Троице-Сергиеву лавру и там внезапно узнали ее в одном из послушников. Имея твердую решимость, Дарья в ту же ночь, не входя в беседу с родичами, покинула великую обитель, чтобы за два месяца добраться до Киево-Печерской лавры, колыбели русского иночества.
 
Однако в Киеве архимандрит Иларион Негрембецкий беспаспортного беглеца принять в число братии отказался, доложил о том митрополиту Рафаилу Заборовскому, который, побеседовав с просителем и подивившись его разуму и начитанности, тем не менее тоже не счел возможным нарушать закон. 
 
 
В Китаевских пещерах сегодня
 
 
Вот тогда-то Дарья-Досифей и пришла в Китаевскую пустынь, где на вершине горы руками вырыла себе в земле пещеру, и прожила там 17 лет.
 
Уверяют, что питалась подвижница мхом, кореньями, добываемыми по ночам, а также хлебом и водой, которые время от времени приносил ей инок из Китаевой пустыни.
 
Такое подвижничество не могло не снискать мирской славы. И стали со всей Руси притекать к мудрому старцу Досифею и стар, и мал. И, как уверяли, никто никогда не видел лица старца Досифея. А низкий голос, походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее особу женского пола.
 
Семья Тяпкиных не оставляла надежд, и родная сестра Дарьи Агафья однажды прибыла издалека к прозорливому старцу в Китай на гору, чтобы узнать о судьбе пропавшей. Через узкое окошечко своей земляной келии благословил Досифей свою сестру и отчасти успокоил тем, что Дарья отдана иноческой духовной жизни, и указал больше ее не искать.
 
Уверяют, что старец пещеры никогда не покидал и никого не впускал. С приходящими за советом и благословением общался через маленькое окошко. Исключение сделал только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, прибывшей в Киев ко святыням в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей.
 
Именно тогда монашествующие в срочном порядком изготовили для Императрицы тропинку и лестницу из деревянных ступенек, чтобы Государыня смогла пешком подняться на Китай-гору в пещеру Досифея.
  
 
Ступеньки на Досифееву гору в Китаевой пустыни 
 
Царица долгое время провела с покаянной исповедью у старца, получив и советы о будущем трона. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения Досифея в рясофорные иноки (не имевшего никакого монашеского чина), и сама присутствовала на нем. При постриге имя подвижнику было сохранено.
 
 
* * *
 
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобный Досифей переселился в Дальние пещеры лавры и духовно воспитал здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана, который по благословению подвижника некоторое время находился в Молдавии на послушании у преп. Паисия Величковского, основоположника знаменитого русского старчества XIX века. А перед своей кончиной преподобный Досифей сам указал Феофану идти на Соловки.
 
Был и такой провидческий эпизод в жизни Досифея. Однажды старец послал Феофана к пономарю Великой церкви, то есть Свято-Успенского собора Киевской лавры, и велел принести херувимского ладана. Положив ладан у себя на окошке, Досифей стал раздавать его по кусочку каждому приходившему за благословением, приговаривая: «На, возьми, да покури хорошенько у себя на дворе… Скоро будет страшное несчастие… Люди станут падать на дороге и умирать, как мухи… Но вы не унывайте… Не падайте духом, дети… А молитесь, молитесь…» Это было предсказанием моровой язвы, которая разразилась в Малороссии в 1770 году. Говорят, что те, кто оказался наделен ладаном преподобного Досифея, остались невредимы.
 
Последние четыре года своей земной жизни Досифей провел в наземном Китаевском скиту. Существует предание, что Досифей в последнее время своего пребывания в Лавре состоял лекарем. Отказавшись от сана иеродиакона, стал Христа ради юродничать, бегая по улицам Киева, посему лаврское начальство и предложило ему снова переселиться в Китаевскую пустынь. 
 
 
Осень в Китаевской пустыни. Современный вид
 
Известно, что за день перед своей кончиной преподобный вышел из затвора и прошел по кельям, слезно падая на колени, прощаясь с братией.
 
Скончался Досифей, снова затворившись в келье, 25 сентября (8 октября по н. ст.) 1776 года, на 56-м году жизни. Иноки обнаружили: Досифей и умершим оставался стоять на коленях перед аналоем с правой рукой, поднятой в крестном знамении; отмечают, что точно также в 1833 году отойдет потом ко Господу и преподобный Серафим Саровский. Кончина подвижника совпала с памятью преставления преп. Сергия Радонежского, что тоже обращает на себя внимание.
 
А в левой руке почившего была обнаружена записка со странными словами: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению». Никто не стал нарушать завещание, и подвижника с великой славой погребли в монастырской ограде с северной стороны Свято-Троицкой церкви.
 
Однако эта дивная история имела свое продолжние: спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаев к старцу. Не застав его в живых, увидала портрет инока Досифея - своей сестры и упала в обморок. Мир узнал тайну подвижницы.
 
 
 
Вход в пещеры Китаевой пустыни
 
* * *
 
После кончины Досифея славная духовная нить Китаева не пресеклась. В середине XIX века в Китаевой пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (почил в 1853 году) — широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев — будущий Киево-Печерский подвижник преподобный Алексий (умер в 1917 году). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.
 
Во второй половине XIX века в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник — рясофорный монах Киево-Печерской лавры Паисий (почил в 1893 году). До перевода из лавры в Китаево он также не раз бывал у преподобного Феофила.
 
В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; почил в 1855 году).
 
Мощи преподобного Досифея сегодня пребывают под спудом. Однако могилка обустроена, а в кондаке Акафиста поется: «Аще убо и наста время обретения честнаго тела твоего, но вемы воистину твое пребывание духом с нами».
 
 
Символическая гробница старицы Досифеи в Китаевской пустыни
 
Напомним, что обложенное кирпичом подземное помещение для храма было устроено в Китаеве лишь во второй половине XIX века. По преданию, во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. В самом деле, лишь полтора столетия спустя, в наши дни в описанной подземной камере был освящен Храм во имя преподобной Досифеи Киево-Китаевской.
 
 
В подземной келье преподобной монахини Досифеи. Монах Леонтий. Современное фото
 
Сегодня, 8 октября, православные отмечают День памяти преподобной Досифеи Киевской. Ей, молитвиннице и помощнице всех страждущих, посвящены духовные стихи, сложенные паломниками:
 
Скорбно книгу дней своих листаю 
в предвечерней звонкой тишине. 
Мати Досифее пресвятая, 
Господу напомни обо мне. 

Мир несовершенный отвергаю, — 
от его сетей убереги, 
жизни смысл открой мне, преблагая, 
с Богом примириться помоги... 
 
Мати Досифее пресвятая, 
в сонм входя дождей и непогод, 
с грустью провожаю птичьи стаи, 
вглядываясь в мутный небосвод. 
... 
Вновь листва кружится золотая, 
Полыхая на исходе дня. 
Мати Досифее пресвятая, 
если хочешь, вымоли меня.
 
Помощь великих подвижников не прекращается и после смерти.
 
И старица Досифея после своей смерти вымаливает каждого, кто обратится к ней за помощью.
 
 
 
Небо над киевским Китаем
155
Поставить лайк: 336
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/prepodobnaya-dosifeya-lyudey-kievskih-molitvennica-i-hodataica