Преподобная Досифея, людей киевских молитвенница и ходатаица
7.10.2011
Напечатать
А
А
А
Эта удивительная история произошла в киевской южноокраинной обители, именуемой загадочно для современного уха Китаевой пустынью.
В самом деле, что такое «китай»? Какой такой «китай»? Мы знаем лишь огромную страну с двухмиллиардным населением, в старину именовавшую себя Поднебесной империей. Кто-то, быть может, вспомнит и древний Китай-город, располагающийся в центре Москвы и не столь давно обнаруженный фрагментами при раскопках.
Но есть свой Китай и в Киеве (то ли от тюркского слова «китай» — укрепление, крепость, то ли городок был огорожен «китами», особенными укрепительными жердями). И, между прочим, это не только историческое место, но и духовное, связанное с жизнью знаменитых подвижников православия.
В киевском Китае, в пещерах, еще чуть ли не с докиевских времен селились подвижники веры, иноки, искавшие особенного молитвенного уединения. Сюда притекали и монахи Киево-Печерского монастыря. Тут образовалась обитель.
А в 1763—1768 годах известный архитектор украинского барокко С. Д. Ковнир построил в монастыре каменную Троицкую церковь. Со временем здесь были построены кельи, колокольня и другие сооружения, не сохранившиеся до наших дней.
Китаевская пустынь сегодня
Китаевские пещеры получили второе рождение, то есть «объявились», и изучались с середины XIX века.
* * *
Самым знаменитым из подвизавшихся в Китаеве старцев стал преподобный Досифей (с греческого «данный Богом»; в русской традиции больше известно имя с обратным порядком компонентов — Феодосий, русский вариант — Федосей), прославившийся в ХVIII веке.
Святая Досифея Киевская
Лишь после кончины старца открылось, что под именем Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья. Одна из судьбоносных ролей старца Досифея для Русского мира явилась в том, что старец еще в Киево-Печерской лавре благословил на Саровский подвиг пришедшего пешком из Курска молодого мещанина Прохора Мошнина, ставшего впоследствии преподобным Серафимом Саровским. Вот как об этом судьбоносном событии поется в Акафисте преп. Серафиму: «Имея тщание о подвизе иноческого жития, во святый град Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси и от уст Преподобнаго Досифея повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси… радуйся, Преп. Серафиме, Саровский чудотворче».
* * *
Родилась Дарья в 1721 году в семье знатных рязанских дворян Тяпкиных, ведших свой род от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, любимого окольничьего Дмитрия Донского, великого князя Московского.
Дарья имела иноческую наследственность: ее бабка в преклонные годы стала монахиней Порфирией в женском Свято-Вознесенском монастыре близ Спасской башни Московского Кремля.
Двухлетнюю Дашу родители привезли в Москву погостить у бабушки, и Порфирия почувствовала в ней избранницу Божью. Удивительно: с пяти лет Дарья держала строгие посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучившаяся грамоте, привыкшая к бабушкиным вечерним читкам Евангелия Дарья, когда ее девятилетней возвратили в родительский дом, не смогла принять к сердцу законов мирской жизни.
В пятнадцатилетнем возрасте отроковица тайно пешком отправилась в Москву к любимой бабушке. Однако без родительского благословения в обитель ее не взяли.
Дарья купила мужскую одежду, коротко остриглась и под личиной крестьянского мальчика ушла в Троице-Сергиеву лавру.
Кто же был начитанной девушке духовным примером? Преподобная отроковица Мария, которая, переодевшись в мужскую одежду, поселилась вместе с отцом в мужском монастыре под именем Марин, творя чудеса подвижничества. И преп. Евфросиния, 16-ти лет от роду также переодевшаяся в мужское платье и под именем царского евнуха Измарагда навсегда пришедшая в мужскую обитель — на 38 лет поселившись там и лишь за три дня до кончины, на смертном одре открывшись прибывшему в монастырь отцу.
Пришлось и Дарье скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Верно размышляют православные: выдержать тяжелые мужские послушания девушке в течение трех лет возможно было лишь с Божией помощью.
Родственники девушки не оставляли надежд разыскать свою дочь; видимо, поразузнав у людей, они прибыли в Троице-Сергиеву лавру и там внезапно узнали ее в одном из послушников. Имея твердую решимость, Дарья в ту же ночь, не входя в беседу с родичами, покинула великую обитель, чтобы за два месяца добраться до Киево-Печерской лавры, колыбели русского иночества.
Однако в Киеве архимандрит Иларион Негрембецкий беспаспортного беглеца принять в число братии отказался, доложил о том митрополиту Рафаилу Заборовскому, который, побеседовав с просителем и подивившись его разуму и начитанности, тем не менее тоже не счел возможным нарушать закон.
В Китаевских пещерах сегодня
Вот тогда-то Дарья-Досифей и пришла в Китаевскую пустынь, где на вершине горы руками вырыла себе в земле пещеру, и прожила там 17 лет.
Уверяют, что питалась подвижница мхом, кореньями, добываемыми по ночам, а также хлебом и водой, которые время от времени приносил ей инок из Китаевой пустыни.
Такое подвижничество не могло не снискать мирской славы. И стали со всей Руси притекать к мудрому старцу Досифею и стар, и мал. И, как уверяли, никто никогда не видел лица старца Досифея. А низкий голос, походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее особу женского пола.
Семья Тяпкиных не оставляла надежд, и родная сестра Дарьи Агафья однажды прибыла издалека к прозорливому старцу в Китай на гору, чтобы узнать о судьбе пропавшей. Через узкое окошечко своей земляной келии благословил Досифей свою сестру и отчасти успокоил тем, что Дарья отдана иноческой духовной жизни, и указал больше ее не искать.
Уверяют, что старец пещеры никогда не покидал и никого не впускал. С приходящими за советом и благословением общался через маленькое окошко. Исключение сделал только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, прибывшей в Киев ко святыням в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей.
Именно тогда монашествующие в срочном порядком изготовили для Императрицы тропинку и лестницу из деревянных ступенек, чтобы Государыня смогла пешком подняться на Китай-гору в пещеру Досифея.
Ступеньки на Досифееву гору в Китаевой пустыни
Царица долгое время провела с покаянной исповедью у старца, получив и советы о будущем трона. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения Досифея в рясофорные иноки (не имевшего никакого монашеского чина), и сама присутствовала на нем. При постриге имя подвижнику было сохранено.
* * *
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобный Досифей переселился в Дальние пещеры лавры и духовно воспитал здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана, который по благословению подвижника некоторое время находился в Молдавии на послушании у преп. Паисия Величковского, основоположника знаменитого русского старчества XIX века. А перед своей кончиной преподобный Досифей сам указал Феофану идти на Соловки.
Был и такой провидческий эпизод в жизни Досифея. Однажды старец послал Феофана к пономарю Великой церкви, то есть Свято-Успенского собора Киевской лавры, и велел принести херувимского ладана. Положив ладан у себя на окошке, Досифей стал раздавать его по кусочку каждому приходившему за благословением, приговаривая: «На, возьми, да покури хорошенько у себя на дворе… Скоро будет страшное несчастие… Люди станут падать на дороге и умирать, как мухи… Но вы не унывайте… Не падайте духом, дети… А молитесь, молитесь…» Это было предсказанием моровой язвы, которая разразилась в Малороссии в 1770 году. Говорят, что те, кто оказался наделен ладаном преподобного Досифея, остались невредимы.
Последние четыре года своей земной жизни Досифей провел в наземном Китаевском скиту. Существует предание, что Досифей в последнее время своего пребывания в Лавре состоял лекарем. Отказавшись от сана иеродиакона, стал Христа ради юродничать, бегая по улицам Киева, посему лаврское начальство и предложило ему снова переселиться в Китаевскую пустынь.
Осень в Китаевской пустыни. Современный вид
Известно, что за день перед своей кончиной преподобный вышел из затвора и прошел по кельям, слезно падая на колени, прощаясь с братией.
Скончался Досифей, снова затворившись в келье, 25 сентября (8 октября по н. ст.) 1776 года, на 56-м году жизни. Иноки обнаружили: Досифей и умершим оставался стоять на коленях перед аналоем с правой рукой, поднятой в крестном знамении; отмечают, что точно также в 1833 году отойдет потом ко Господу и преподобный Серафим Саровский. Кончина подвижника совпала с памятью преставления преп. Сергия Радонежского, что тоже обращает на себя внимание.
А в левой руке почившего была обнаружена записка со странными словами: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению». Никто не стал нарушать завещание, и подвижника с великой славой погребли в монастырской ограде с северной стороны Свято-Троицкой церкви.
Однако эта дивная история имела свое продолжние: спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаев к старцу. Не застав его в живых, увидала портрет инока Досифея - своей сестры и упала в обморок. Мир узнал тайну подвижницы.
Вход в пещеры Китаевой пустыни
* * *
После кончины Досифея славная духовная нить Китаева не пресеклась. В середине XIX века в Китаевой пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (почил в 1853 году) — широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев — будущий Киево-Печерский подвижник преподобный Алексий (умер в 1917 году). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.
Во второй половине XIX века в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник — рясофорный монах Киево-Печерской лавры Паисий (почил в 1893 году). До перевода из лавры в Китаево он также не раз бывал у преподобного Феофила.
В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; почил в 1855 году).
Мощи преподобного Досифея сегодня пребывают под спудом. Однако могилка обустроена, а в кондаке Акафиста поется: «Аще убо и наста время обретения честнаго тела твоего, но вемы воистину твое пребывание духом с нами».
Символическая гробница старицы Досифеи в Китаевской пустыни
Напомним, что обложенное кирпичом подземное помещение для храма было устроено в Китаеве лишь во второй половине XIX века. По преданию, во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. В самом деле, лишь полтора столетия спустя, в наши дни в описанной подземной камере был освящен Храм во имя преподобной Досифеи Киево-Китаевской.
В подземной келье преподобной монахини Досифеи. Монах Леонтий. Современное фото
Сегодня, 8 октября, православные отмечают День памяти преподобной Досифеи Киевской. Ей, молитвиннице и помощнице всех страждущих, посвящены духовные стихи, сложенные паломниками:
Скорбно книгу дней своих листаю
в предвечерней звонкой тишине.
Мати Досифее пресвятая,
Господу напомни обо мне.
в предвечерней звонкой тишине.
Мати Досифее пресвятая,
Господу напомни обо мне.
Мир несовершенный отвергаю, —
от его сетей убереги,
жизни смысл открой мне, преблагая,
с Богом примириться помоги...
Мати Досифее пресвятая,
в сонм входя дождей и непогод,
с грустью провожаю птичьи стаи,
вглядываясь в мутный небосвод.
в сонм входя дождей и непогод,
с грустью провожаю птичьи стаи,
вглядываясь в мутный небосвод.
...
Вновь листва кружится золотая,
Полыхая на исходе дня.
Мати Досифее пресвятая,
если хочешь, вымоли меня.
Полыхая на исходе дня.
Мати Досифее пресвятая,
если хочешь, вымоли меня.
Помощь великих подвижников не прекращается и после смерти.
И старица Досифея после своей смерти вымаливает каждого, кто обратится к ней за помощью.
Небо над киевским Китаем
155
Поставить лайк: 336
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/prepodobnaya-dosifeya-lyudey-kievskih-molitvennica-i-hodataica