ссылка

Русские «пряники» Иллариона Прянишникова

Увеличить шрифт
А
А
А

1 апреля (20 марта по старому стилю) исполняется 180 лет со дня рождения художника-передвижника Иллариона Михайловича Прянишникова. Нельзя сказать, что это имя сегодня на устах у любителей русской живописи, но и счесть Прянишникова канувшим в забвение тоже никак невозможно. Он достойно стоит в ряду основателей – в 1870 году – «Товарищества передвижных художественных выставок», таких как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской, предводитель движения. Прянишников был участником ТПХВ с самого его учреждения и появления, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Некоторые считают, что именно Прянишников наметил ту линию развития русской живописи, которая была магистральной на всем протяжении XIX столетия.

Прянишников, коего любящие и благодарные ученики называли, разумеется, Пряником, воспитал плеяду выдающихся мастеров кисти. Его учениками за долгие годы преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) были Михаил Нестеров, Николай Касаткин, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Василий Бакшеев, Витольд Бялыницкий-Бируля, Клавдий Лебедев. Особое место занимают Алексей Корин и Константин Коровин. Оба были не только учениками, но и родственниками Прянишникова. Практически все сколько-нибудь значительные мастера московской живописи рубежа XIX-XX веков – ученики Прянишникова. Не все творческие поиски учеников были наставнику понятны и близки, но широта восприятия позволяла мастеру принимать данность. Но все они были верны главнейшим принципам искусства, заложенным их учителем. Их живопись содержательна, серьезна, вдумчива. И именно эти качества в немалой мере определили своеобразие и основную направленность «русского пути» в искусстве новейшего времени.

М. Нестеров писал: «Бывало, ждём не дождемся, когда появится бодрый, остроумный, немного грубоватый, но такой искренний, прямой Илларион Михайлович». А К. Коровин, наделённый литературным даром, вспоминал о своём отношении к «высокому, худому, со светлыми соколиными глазами» учителю: «Не жалуешь и не надо, ну и ничего, а любил я его всей душой и считал талантливейшим человеком... Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы... Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., принимавший участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, И.М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи на разных его этапах.

Прянишников и сам учился в МУЖВЗ с 1856 по 1865 год у Сергея Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное изучение натуры, но существенно меньше уделявшего внимания образному обобщению. Искусствоведы и биографы считают, что Прянишников испытал влияние В. Перова. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно. Утверждают, что мастер «прокладывал путь новому, реалистическому видению в искусстве». Но нельзя оставить без внимания его высказывание: «Насчёт правды в искусстве – так это, знаете ли, ещё большой вопрос. И нам, может быть, всего дороже то, чего никогда не было». И всегда мастер выступал против «протоколизма» в искусстве, считал главным достоинством художника способность «одухотворить факт».

Илларион Прянишников родился в с. Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье небогатого купца. Рисование любил с детства, в МУЖВЗ поступил уже в 1852 году, двенадцатилетним (!), однако немалые материальные трудности вынудили его менее чем через год бросить учёбу и устроиться на работу в купеческую лавку. Только четыре года спустя ему удалось вернуться к штудиям благодаря возможности обучаться бесплатно, а также помощи педагога Егора Васильева, предоставившего ему, что называется, «и стол, и кров».

В работах Прянишникова начала 1860-х годов «Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке» вполне внятно «проявились наблюдательность, способность к живым, метким социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи». А с появлением в 1865 году картины «Шутники. Гостиный двор в Москве», за которую был удостоен  Большой серебряной медали, Прянишников уверенно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени. Как пишут искусствоведы, в этом небольшом полотне, «изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издёвкой заставляют плясать под гармонику бедного пожилого чиновника, художник развернул действие на “сценической площадке” картины таким образом, чтобы продемонстрировать зрителю целую “галерею” образчиков морального уродства и самодовольного хамства». Сюжет картины был навеян одноимённой пьесой Александра Островского, в 1864 году опубликованной в некрасовском журнале «Современник» и поставленной на сцене Малого театра. Характеризуя Москву как «клад для жанристов», Прянишников заметил: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — всё собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью».

Любовь к русской жизни ничуть не мешала художнику любить и внимательно изучать искусство старых голландских и испанских мастеров живописи.

В работах второй половины 1860-х – начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. Отметим тут картины 1870 года – страдания бездомных нищих «Калики перехожие, поющие Лазаря» и непосильного труда женщин-работниц («Швея»).

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I Передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. «Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни».

Особенно впечатлила публику картина «Порожняки», с тематическим отсылом, пожалуй, к Перову, изображающая едущий зимним вечером из города в деревню обоз. Грустноватая нота бескрайних просторов, фигура зябнущего в санях юноши, везущего связку купленных книг, пробуждали ассоциации с образами поэта Николая Некрасова.

Прянишников, как и многие передвижники, создавал летопись «униженных и оскорблённых», и эта тема приобрела у него остропсихологический характер, на грани трагизма. Именно таков шедевр «Порожняки», где фигурка семинариста превращается, пожалуй, в мрачный символ социального отчуждения.

И.М. Прянишников, «Порожняки». 1872 г.

И.М. Прянишников, «Порожняки». 1872 г.

Широкую известность приобрела историческая картина И. Прянишникова «В 1812 году». Существует несколько вариантов этого полотна как «Эпизод из войны 1812 года». В этой «тихой», но вполне выразительной работе как истинные герои Отечественной войны, творцы победы над армией Наполеона предстают не полководцы, а партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленённых оккупантов. Специалисты усматривают в этой работе влияние вышедшего в 1868 г. романа «Война и мир». Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать своё восхищение красотой русской зимы.

И.М. Прянишников, «В 1812 году». 1874 г.

И.М. Прянишников, «В 1812 году». 1874 г.

Влияние рассказов Л. Толстого отмечают и в серии работ художника, посвящённых обороне Севастополя (1871–1872). Альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года» Прянишников создавал вместе с передвижником Владимиром Маковским.

И.М. Прянишников, этюд «Задворки».  (1880-е гг.)

И.М. Прянишников, этюд «Задворки».  (1880-е гг.)

В некоторых полотнах Прянишникова, как, скажем, «Жестокие романсы» (1881) проявились и сатирические наклонности автора.

Мастер хорошо и причастно понимал характер русской жизни и русских типажей.

С особым теплом он неоднократно писал деревенскую детвору – в картинах «В засаде», «Воробьи, ребята на изгороди» и других. Эти произведения по праву считаются жемчужинами провинциальных музеев России. В них немало не только живописного, художнического мастерства, но и света, любви, сострадания.

И. М. Прянишников, «Воробьи, ребята на изгороди» 1883 г.

И. М. Прянишников, «Воробьи, ребята на изгороди» 1883 г.

В 1880–1890-е годы мастер работал и над масштабными полотнами, посвящёнными народу, его православной вере и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере»; «Общий жертвенный котёл в престольный праздник», «Крестный ход». Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры.

И.М. Прянишников, «Спасов день на севере». 1887 г.

И.М. Прянишников, «Спасов день на севере». 1887 г.

Но одновременно в его творчестве возникали грустные по настроению образы, проникнутые печальными интонациями, возможно, предчувствия – «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893).

Интересная и по композиции, и по колориту картина «В ожидании шафера», дающая нам повод вспомнить не только «Сватовство майора» (1848) Павла Федотова, но и «Неравный брак» Василия Пукирева, написанную в 1862 году.

И.М. Прянишников, «В ожидании шафера». 1891 г.

И.М. Прянишников, «В ожидании шафера». 1891 г.

В 1891–1892 годах, заболев туберкулёзом, Прянишников переселился на черноморское побережье в крымскую Алупку, в имение крупного землевладельца и благотворителя П.И. Губонина.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова «Крестный ход» осталась незаконченной из-за смерти автора.

И.М. Прянишников, «Крестный ход». 1893 г.

И.М. Прянишников, «Крестный ход». 1893 г.

Илларион Михайлович умер в Москве 12 марта 1894 года, похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря.

На заглавном фото. Владимир Маковский, фрагмент картины «Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова»

228
Поставить лайк: 1491
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Приближая Победу: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна…»

Из Крыма в Ростов – через Мариуполь

Волшебник, зажигавший «звёзды», «Эзоп XX века» и другие «короли экрана»

Новые санкции Запада против Белоруссии и России как фактор дестабилизации всего мира

Большая родня Гоголя и черти-«националисты»

Фёдор Достоевский и «всечеловечная» русская идея

Александро-Невская лавра: вечный приют именитых малороссиян

Анна Сниткина: «Солнце моей жизни – Достоевский»

Река Людмилы Зыкиной

https://odnarodyna.org/content/russkie-pryaniki-illariona-pryanishnikova