Русские «пряники» Иллариона Прянишникова
1 апреля (20 марта по старому стилю) исполняется 180 лет со дня рождения художника-передвижника Иллариона Михайловича Прянишникова. Нельзя сказать, что это имя сегодня на устах у любителей русской живописи, но и счесть Прянишникова канувшим в забвение тоже никак невозможно. Он достойно стоит в ряду основателей – в 1870 году – «Товарищества передвижных художественных выставок», таких как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской, предводитель движения. Прянишников был участником ТПХВ с самого его учреждения и появления, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Некоторые считают, что именно Прянишников наметил ту линию развития русской живописи, которая была магистральной на всем протяжении XIX столетия.
Прянишников, коего любящие и благодарные ученики называли, разумеется, Пряником, воспитал плеяду выдающихся мастеров кисти. Его учениками за долгие годы преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) были Михаил Нестеров, Николай Касаткин, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Василий Бакшеев, Витольд Бялыницкий-Бируля, Клавдий Лебедев. Особое место занимают Алексей Корин и Константин Коровин. Оба были не только учениками, но и родственниками Прянишникова. Практически все сколько-нибудь значительные мастера московской живописи рубежа XIX-XX веков – ученики Прянишникова. Не все творческие поиски учеников были наставнику понятны и близки, но широта восприятия позволяла мастеру принимать данность. Но все они были верны главнейшим принципам искусства, заложенным их учителем. Их живопись содержательна, серьезна, вдумчива. И именно эти качества в немалой мере определили своеобразие и основную направленность «русского пути» в искусстве новейшего времени.
М. Нестеров писал: «Бывало, ждём не дождемся, когда появится бодрый, остроумный, немного грубоватый, но такой искренний, прямой Илларион Михайлович». А К. Коровин, наделённый литературным даром, вспоминал о своём отношении к «высокому, худому, со светлыми соколиными глазами» учителю: «Не жалуешь и не надо, ну и ничего, а любил я его всей душой и считал талантливейшим человеком... Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы... Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».
Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., принимавший участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, И.М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи на разных его этапах.
Прянишников и сам учился в МУЖВЗ с 1856 по 1865 год у Сергея Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное изучение натуры, но существенно меньше уделявшего внимания образному обобщению. Искусствоведы и биографы считают, что Прянишников испытал влияние В. Перова. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно. Утверждают, что мастер «прокладывал путь новому, реалистическому видению в искусстве». Но нельзя оставить без внимания его высказывание: «Насчёт правды в искусстве – так это, знаете ли, ещё большой вопрос. И нам, может быть, всего дороже то, чего никогда не было». И всегда мастер выступал против «протоколизма» в искусстве, считал главным достоинством художника способность «одухотворить факт».
Илларион Прянишников родился в с. Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье небогатого купца. Рисование любил с детства, в МУЖВЗ поступил уже в 1852 году, двенадцатилетним (!), однако немалые материальные трудности вынудили его менее чем через год бросить учёбу и устроиться на работу в купеческую лавку. Только четыре года спустя ему удалось вернуться к штудиям благодаря возможности обучаться бесплатно, а также помощи педагога Егора Васильева, предоставившего ему, что называется, «и стол, и кров».
В работах Прянишникова начала 1860-х годов «Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке» вполне внятно «проявились наблюдательность, способность к живым, метким социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи». А с появлением в 1865 году картины «Шутники. Гостиный двор в Москве», за которую был удостоен Большой серебряной медали, Прянишников уверенно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени. Как пишут искусствоведы, в этом небольшом полотне, «изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издёвкой заставляют плясать под гармонику бедного пожилого чиновника, художник развернул действие на “сценической площадке” картины таким образом, чтобы продемонстрировать зрителю целую “галерею” образчиков морального уродства и самодовольного хамства». Сюжет картины был навеян одноимённой пьесой Александра Островского, в 1864 году опубликованной в некрасовском журнале «Современник» и поставленной на сцене Малого театра. Характеризуя Москву как «клад для жанристов», Прянишников заметил: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — всё собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью».
Любовь к русской жизни ничуть не мешала художнику любить и внимательно изучать искусство старых голландских и испанских мастеров живописи.
В работах второй половины 1860-х – начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. Отметим тут картины 1870 года – страдания бездомных нищих «Калики перехожие, поющие Лазаря» и непосильного труда женщин-работниц («Швея»).
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I Передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. «Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни».
Особенно впечатлила публику картина «Порожняки», с тематическим отсылом, пожалуй, к Перову, изображающая едущий зимним вечером из города в деревню обоз. Грустноватая нота бескрайних просторов, фигура зябнущего в санях юноши, везущего связку купленных книг, пробуждали ассоциации с образами поэта Николая Некрасова.
Прянишников, как и многие передвижники, создавал летопись «униженных и оскорблённых», и эта тема приобрела у него остропсихологический характер, на грани трагизма. Именно таков шедевр «Порожняки», где фигурка семинариста превращается, пожалуй, в мрачный символ социального отчуждения.
И.М. Прянишников, «Порожняки». 1872 г.
Широкую известность приобрела историческая картина И. Прянишникова «В 1812 году». Существует несколько вариантов этого полотна как «Эпизод из войны 1812 года». В этой «тихой», но вполне выразительной работе как истинные герои Отечественной войны, творцы победы над армией Наполеона предстают не полководцы, а партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленённых оккупантов. Специалисты усматривают в этой работе влияние вышедшего в 1868 г. романа «Война и мир». Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать своё восхищение красотой русской зимы.
И.М. Прянишников, «В 1812 году». 1874 г.
Влияние рассказов Л. Толстого отмечают и в серии работ художника, посвящённых обороне Севастополя (1871–1872). Альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года» Прянишников создавал вместе с передвижником Владимиром Маковским.
И.М. Прянишников, этюд «Задворки». (1880-е гг.)
В некоторых полотнах Прянишникова, как, скажем, «Жестокие романсы» (1881) проявились и сатирические наклонности автора.
Мастер хорошо и причастно понимал характер русской жизни и русских типажей.
С особым теплом он неоднократно писал деревенскую детвору – в картинах «В засаде», «Воробьи, ребята на изгороди» и других. Эти произведения по праву считаются жемчужинами провинциальных музеев России. В них немало не только живописного, художнического мастерства, но и света, любви, сострадания.
И. М. Прянишников, «Воробьи, ребята на изгороди» 1883 г.
В 1880–1890-е годы мастер работал и над масштабными полотнами, посвящёнными народу, его православной вере и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере»; «Общий жертвенный котёл в престольный праздник», «Крестный ход». Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры.
И.М. Прянишников, «Спасов день на севере». 1887 г.
Но одновременно в его творчестве возникали грустные по настроению образы, проникнутые печальными интонациями, возможно, предчувствия – «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893).
Интересная и по композиции, и по колориту картина «В ожидании шафера», дающая нам повод вспомнить не только «Сватовство майора» (1848) Павла Федотова, но и «Неравный брак» Василия Пукирева, написанную в 1862 году.
И.М. Прянишников, «В ожидании шафера». 1891 г.
В 1891–1892 годах, заболев туберкулёзом, Прянишников переселился на черноморское побережье в крымскую Алупку, в имение крупного землевладельца и благотворителя П.И. Губонина.
В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова «Крестный ход» осталась незаконченной из-за смерти автора.
И.М. Прянишников, «Крестный ход». 1893 г.
Илларион Михайлович умер в Москве 12 марта 1894 года, похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря.
На заглавном фото. Владимир Маковский, фрагмент картины «Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова»