ссылка

Севастополь – новый Сталинград для украинизации?

Увеличить шрифт
А
А
А

Севастопольцы в большинстве своём всё более ясно понимают, что третья оборона для них уже началась. Только теперь в ней не рвутся снаряды и не стреляют пушки, потому что главным объектом агрессии является сознание людей. В этой обороне севастопольцы защищают своё право на русскую самобытность, право на идентичность, право быть самими собой. И им есть чего опасаться, так как эту культурную экспансию севастопольцы пока остановить не могут.

 
Украинизация в Севастополе набирает обороты. Назначенное из Киева руководство города в соответствии с установками центральной власти ставит задачу перейти на украинский язык преподавания во всех украинских школах и вузах. А чтобы ускорить этот процесс в системе образования, как и на руководящих постах в городе, появляется всё больше выходцев из Западной Украины. И они становятся проводниками «украинизации» на местах, при этом публично рассказывая, что никакой проблемы ни с русским языком, ни с русской культурой у них нет. 
 
Впрочем, проблема не только в вытеснении русского языка. Город постепенно, но целенаправленно окучивается украинскими смыслами и «метится» украинской символикой. Через систему образования и средства массовой информации его жителям навязывают чуждые им ценности, размывая ту систему координат, на которой держится русское сознание.  
 
Очевидно, что эта «оборона» потребует не столько стойкости, сколько ума, потому что ведётся она в первую очередь в информационном пространстве. Ведётся за умы людей. И проиграть её Севастополь не имеет права. Напомним, что, несмотря на героическую оборону, два первых раза город всё-таки был врагу сдан. Удастся ли его в этот раз отстоять? Чтобы сделать это, надо знать противника, его методы воздействия, сильные и слабые места. А на ключевых направлениях надо действовать на опережение
 
К сожалению, те, от кого зависит стратегия информационного взаимодействия либо не понимают сложившейся ситуации и своих стратегических задач, либо не считают их значимыми, преследуя какие-то совсем иные цели. Впрочем, одно не исключает другого. И за этой общей вялостью невразумительных действий в любом случае скрывается слабое  понимание того, что происходит в информационно-смысловом поле, какие технологии используются в процессе русско-украинского информационного взаимодействия, что является основным объектом социокультурной экспансии и как нужно этой экспансии противостоять.
 
Свидетельством тому стала проведенная в конце октября по инициативе Дома Москвы в Севастополе научно-практическая конференция, посвящённая проблемам русского языка. К сожалению попытки научной общественности города расширить сферу обсуждения темы до проблем всего русского пространства Украины успехом не увенчались. Предложение, кроме секций для учителей русского языка, библиотекарей и представителей творческих союзов организовать хотя бы круглый стол на тему «Научный потенциал Севастополя как основа выработки стратегии выживания и развития русского пространства в Украине», не нашло понимания.
 
Акцент, сделанный на помощь русскому языку объясним и понятен. Конечно, защищать и развивать русский язык необходимо. Но в данном случае через корректировку важнейших приоритетов необходимо провести определённое смещение акцентов. Цель его – напомнить, что русский язык существует не сам по себе. Он играет в русском пространстве особую роль, выполняя в нём определённую, очень важную функцию.
 
В чём она заключается? В первую очередь, русский язык выступает хранителем и ретранслятором ценностных, символически означенных информационно насыщенных смыслов, составляющих суть духовности русской цивилизации. Мы должны сохранить жизненно важные для русской цивилизации смыслы. Защищать русский язык, не отстаивая и развивая эти смыслы, в конечном счёте, губительно и для русского мира, и для русского языка. Ведь можно сохранить русский язык, применять его в быту, но при этом уже быть настроенным против всего русского, воспринимать русское как враждебное. Как это мы сейчас наблюдаем, например, в Киеве, где, согласно социологическим опросам, несмотря на то, что Киев остаётся русскоговорящим городом, уже сейчас господствует близкая к галицкой идеология.     
 
Защищать русский язык – хорошо, правильно. А русский смысл Вы защищать будете? Ведь антирусская пропаганда может осуществляться и осуществляется на русском языке. Как быть с этим? В чем главный смысл? Рассчитывать на дружественное и уважительное отношение к русскому языку и культуре в Украине не приходится, так как через украинизацию в стране реализуется проект под названием анти-Россия. Цель его – максимально возможное дистанцирование от русской цивилизации.
 
Значит, систематическое нарушение прав человека, в частности в отношении использования русского языка, не является у нас исключением, а лежит в основе государственной политики украинской власти. Русский язык в Украине объявлен чуждым, колониальным и вытесняется с помощью украинизации. Аргумент, что все люди равны в правах и таким образом могут пользоваться русским языком во всех сферах общественной жизни, для украинской власти не приемлем, так как русская культура воспринимается ею как потенциальная угроза для украинского языка и культуры. 
 
В результате проведённая с помпой и в духе советских съездов конференция ограничилась в целом рассмотрением проблем преподавания русского языка и помощи творческим коллективам города. Специалисты с увлечением обсуждали «тайну литературного портрета», «роль культурологического анализа в постижении драматического произведения», «комплексный анализ знаков препинания в речи персонажа драматического произведения» и подобные им темы, так и не подняв ту проблему, о которой думали все: как русское пространство Украины будет выживать? Как русскому миру возродиться? Какой проект он может для Украины предложить? 
 
 Иными словами, налицо проблема непонимания глубины и направленности стоящих перед нами задач. И хочется организаторов конференции спросить: хотите третий раз сдать город, пусть и после героической обороны? Думаете, что дополнительные курсы русского языка, поставки книг в севастопольские библиотеки, самоотверженная работа творческих союзов и театров спасут ситуацию? Напрасно. Не спасут. Потому что благотворительность не решает проблему информационного взаимодействия, так как такое взаимодействие надо выстраивать системно и стратегически. Но ни того, ни другого в этих действиях нет. И хотя им всем, безусловно, нужно помогать, эта помощь не может стать основой культурной и информационной политики там, где надо, выживая, побеждать.
 
Проблема сохранения русского пространства требует комплексного, системного  решения. И рассматривать её надо комплексно. В противном случае эффект будет минимальный, если не нулевой. Здесь одних эмоций уже не хватает. Болеть всей душой, переживать за город, за русскую культуру сейчас уже недостаточно. Иначе говоря, для спасения русской культуры Украины требуется нечто иное, креативное, системно оформленное, динамичное и наступательное. Для этого нужна грамотная сетевая стратегия. Нужен русский проект, не ориентирующий на круговую оборону и замкнутость, но изначально настроенный на активное взаимодействие и потенциальную культурную экспансию. А благотворительность в него может быть просто встроена.
 
Разворачивать этот проект необходимо в той сфере, где нет чётко очерченных национальных границ. Где информационное взаимодействие по интенсивности максимально. В информационном пространстве, в сфере науки и культуры, словом там, где формируются, транслируются и хранятся цивилизационные смыслы. Эти смыслы представляют несущие опоры нашего общего самосознания и являются основой нашей социокультурной сферы, ключевым узлом иммунной системы, несущей конструкцией нашей цивилизационной матрицы. И именно за них идёт сейчас главная борьба, в эпицентре которой снова оказался Севастополь.
 
Вот почему украинизация будет проводиться так, как она уже проводится, то есть в форме дерусификации, и на другое отношение русский мир не может рассчитывать, поскольку она не только является инструментом выдавливания русского языка и культуры, но и даёт обоснование легитимности украинской национальной идее и существованию Украины как независимого государства.
 
Именно поэтому проблема противостояния «украинизации» не является проблемой одного Севастополя или даже всего русского пространства Украины. Судьба русской цивилизации в значительной степени решается здесь, на севастопольском культурном полигоне. И для неё найти и реализовать современную культурную стратегию по защите и развитию своих ценностных смыслов, значит использовать свой последний шанс, получив и применив тот «архимедов рычаг», с помощью которого всё можно «перевернуть» и опять поставить на место, вернув русской цивилизации её былую позитивно ориентированную целостность.
 
И тогда Севастополь из осаждённой крепости превратится в точку нового отсчёта. В исходную базу русской культурной экспансии. В русский Пьемонт для Украины и украинский «Сталинград».
 
_____________________________________________________________________________
 
Автор - заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Севастопольского филиала СПбГУП, кандидат философских наук
31
Поставить лайк: 175
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/sevastopol-novyy-stalingrad-dlya-ukrainizacii