Солнечный Крым в «лучах» закона об инвестициях
10 октября парламент Украины проголосовал за закон об особенностях инвестиционной деятельности в АР Крым. После его принятия представители партии власти заговорили о тех возможностях и перспективах, которые он способен предоставить для развития крымской экономики. По мнению М. Чечетова, «это очень важный закон! Мы хотим, чтобы не в Доминикану, не на Канары и Мальдивы ездили, а к нам! Что нужно, чтобы денежки для развития инфраструктуры шли в Крым? Это конкретные нормы по предоставлению налоговых льгот и упрощение процедуры аренды земли. Ведь вы, приходя в магазин, покупаете товары со скидкой? Да, так и тут, мы дадим скидки, льготы и снимем все бюрократические преграды для инвесторов. Мы хотим превратить Крым в мировую Мекку планеты всей! И этот закон предполагает такие нормы».
Так ли это на самом деле? Способен ли один закон резко повысить объём привлекаемых на полуостров капиталовложений, в том числе зарубежных?
* * *
Направления экономического роста в АРК, обозначенные в законе, касаются традиционной для Крыма туристско-рекреационной отрасли. Предусматривается повысить качество предоставляемых отдыхающим услуг за счет модернизации и реконструкции материально-технической базы санаториев и пансионатов.
Поток туристов на полуостров в этом году действительно оказался большим. С начала года до 28 августа Крым посетило 5 млн. туристов. Падение же сентябрьского турпотока на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в профильном крымском министерстве связывают с аномально холодным первым осенним месяцем.
Для развития отельной сети, создания комфортных условий отдыха в санаториях потребуется дополнительное количество электроэнергии. Закон предусматривает «приоритетное использование возобновляемых источников энергии (ветровой, солнечной, геотермальной, энергии из биомассы и т.д.) и альтернативных видов топлива (биоэтанола, биогаза, дизельного биотоплива, твердого биотоплива и т.д.)».
* * *
До сих пор в Крыму особенно активно развивалась отрасль электроэнергетики. Причина тому – введение государством «зеленого тарифа» на произведенную экологически чистым способом электрическую энергию. На Украине «зеленый тариф» был внедрен в 2009 году. Суть данного метода тарификации состоит в том, что компании, производящие электроэнергию из солнечной энергии, продают ее напрямую конечному потребителю. В случае же если потребитель не выкупает весь ее объем, излишки обязано купить госпредприятие «Энергорынок» по тарифу, значительно превышающему себестоимость выработки электричества традиционными способами (5).
Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ) по состоянию на октябрь 2013 г. установлен тариф на электроэнергию, производимую солнечными энергоустановками, в размере 5 грн. 05 коп. за кВт*ч (без НДС).
Эта «чистая» электроэнергия обходится государству намного дороже, чем электроэнергия атомных станций. Тариф, по которым АЭС, управляемые НАЭК "Энергоатом", продают электроэнергию госпредприятию «Энергорынок», с 1 августа составляет 22,2 коп. за 1 кВт*ч (без НДС).
Нетрудно подсчитать, что прибыль владельцев солнечных электростанций выше дохода атомщиков в 22,7 раза. При таких астрономических прибылях можно предполагать бурное развитие солнечной энергетики в Крыму. Казалось бы, при этом должны решаться многие проблемы. Да и вновь принятый закон на стороне инвестора (местным и республиканским органам власти запрещено вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий). Если бы не одно «но».
* * *
Ныне в Крыму действуют солнечные ЭС близ сёл Митяево, Охотниково, Перово, Родниковое. Завершаются пусконаладочные работы на ЭС вблизи с. Николаевка Симферопольского района. После ее ввода в эксплуатацию общая мощность всех солнечных парков в Крыму позволит покрыть почти 7% потребностей полуострова в электроэнергии.
Все крымские солнечные ЭС принадлежат австрийской компании Active Solar. Вокруг этой компании в последние несколько лет в массмедиа немало шумели. Так, в 2011 «Украинская правда» сообщила, что руководителем Activе Solar является зять Сергея Клюева – Каве Эртефай, а основателем значится траст из Лихтенштейна P&A CORPORATE TRUST.
Мажоритарный владелец Active Solar Кристиан Дрис опроверг сведения о причастности к этому бизнесу представителей сегодняшней властной команды — братьев Клюевых. «Как владелец, я знаю, что ни австрийские, ни украинские чиновники, ни прямо, ни опосредованно не являются совладельцами, а также не влияют на Activе Solar».
Между тем крымские СМИ отмечают, что компании под эгидой Active Solar получили в 2012 году от крымского Совмина более 645 га земли.
Интересный нюанс. Если при строительстве объектов создается достаточно большое количество рабочих мест, а после ввода солнечной ЭС в эксплуатацию их количество снижается. Например, при реализации проекта (вблизи с. Николаевка) на этапе строительства было создано более 350 рабочих мест, а останется 10 постоянных рабочих мест. Площадь данной солнечной ЭС составляет более 116 га. Представим, сколько рабочих мест можно было сохранить, продолжая выращивать на этих полях виноград?
* * *
Рыночная экономика предполагает высокую степень конкуренции. Отчего же сектор солнечной электроэнергетики в Крыму представлен только одной компанией? Формально это зарубежный инвестор. Но отчего не допускаются компании из России, Беларуси, Казахстана? Крымские власти неоднократно заявляли о необходимости привлечения иностранных инвестиций в экономику полуострова. Теперь их заявления подкреплены соответствующим законом.
Но в ситуации, когда нет окончательной ясности относительно менеджмента инвестиционной кампании и его связей с украинскими чиновниками, можно ли утверждать о соблюдении принципа «прозрачности» в выборе инвестора и соблюдении его равных по сравнению с другими претендентами прав на капиталовложения?
Интересный аспект в этой связи вырисовывается в плане развития сотрудничества с ЕС. Украинская власть сегодня надеется на получение большей помощи от Евросоюза, чем словесные заявления о политической поддержке и прочее. Европейцам неоднократно намекали на то, что необходимы и финансовые вливания в экономику страны. Любопытно, что еще до начала «кампании по продвижению Украины к Вильнюсскому саммиту» ЕС пытался развивать совместные с официальным Киевом программы по поддержке реформы украинской госслужбы.
Но в феврале 2012 посол Евросоюза в Украине заявил о прекращении финансирования реформы украинской государственной службы. Проблема носит системный характер — были остановлены программы бюджетной поддержки объемом более 160 млн. евро в год. Одним из поводов для принятия такого жесткого решения стало использование 31 млн. евро на строительство, как утверждают в Брюсселе, линий электропередачи к электростанциям, которые контролировал первый вице-премьер Андрей Клюев.
Нельзя сбрасывать со счетов политическую заинтересованность ЕС в вовлечении Украины в свою сферу влияния. Тем не менее даже при таком геополитическом раскладе чиновники ЕС не смогли избежать вопросов по поводу степени слитности/разделенности большого бизнеса и политики на Украине.
При нынешнем уровне инвестиционного доверия к нашей стране, а это 2,16 пункта из пяти возможных, по данным Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), рассчитывать на «чудодейственную» силу одного лишь закона, направленного на привлечение капиталовложений, не приходится.
* * *
В самом крымском правительстве, похоже, верят в то, что принятый парламентом страны закон позволит привлечь иностранных предпринимателей вкладывать средства в крымскую экономику. По мнению председателя крымского Совмина Анатолия Могилева, «это знаковое и стратегически важное событие для Крыма, которое определит развитие Крыма на долгие годы вперед. Этот закон создаст дополнительные стимулы для притока инвестиций в модернизацию всех сфер экономики и инфраструктуры. От этого зависит конкурентоспособность Крыма и качество жизни крымчан».
В той ситуации, в которой сегодня находится экономика полуострова, его власти необходимо думать в первую очередь о сохранении традиционных хозяйственных связей с производственными партнерами из Таможенного союза и рынках сбыта в России, Беларуси и Казахстане, а уже во вторую очередь – о привлечении капиталовложений из стран дальнего зарубежья.
Как говорит народная мудрость: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Именно таким лейтмотивом была проникнута встреча сторонников идеи заключения ассоциации с ЕС с крымскими промышленниками.
Сегодня, наверное, каждый житель Украины ощущает на себе всю мощь пропаганды сближения с ЕС в виде навязчивой рекламы «европейского выбора» в телерадиоэфире и газетах. Здесь ощущаются усилия действующей украинской власти.
Сами же европейцы, похоже, наиболее активным средством считают налаживание контактов с медиаторами, то есть с теми предпринимателями и промышленниками, которые определяют экономический «пульс» региона. Задача, которая при этом ставится, – убедить их в преимуществах ассоциации с ЕС перед интеграцией Украины в Таможенный союз.
Европейские эксперты, выступая на семинаре на тему «Торговля с ЕС в рамках углубленного и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле» в Симферополе, заявляли, что уровень жизни среднестатистического украинца после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС вырастет на 12%, общий экспорт страны – на 6%, а производство – на 7%.
Реакция на подобные оценки представителей крымского реального сектора экономики была предельно конкретной. По словам генерального директора ЧАО «Пневматика» Николая Васильева, «уже сегодня мы переводим людей на трехдневку, потому что политика делает свое дело, и российский рынок потихонечку закрывается. Закрывается Белоруссия, закрывается Казахстан. Насколько я владею цифрами, 70% украинского машиностроительного экспорта – в Таможенный союз. В ЕС машиностроительную продукцию мы почти не поставляем. И не потому, что плохо делаем или продукция не соответствует евростандартам: рынок Европы сбалансирован, там все расставлены по своим местам, и этот рынок заполнен, чужаков туда никто не пустит».
По словам Васильева, «все европейские страны, с которыми мы работаем, – это Болгария, Румыния, Венгрия, Словения – все они говорят: “Куда вы идете? Мы не знаем, как отсюда выйти”. Все производители в этих странах крайне недовольны тем, что вошли в еврозону. Если Болгария раньше выпускала консервы, которые мы прекрасно помним, то сейчас заводы стоят – в Евросоюзе сказали, что производить фрукты и овощи выгоднее в Испании и Греции».
* * *
Обещанного подъема экономики не видно, наблюдается дальнейшее падение реального сектора экономики. Мы специально акцентируем внимание именно на нем, поскольку именно доходы от производства, высокооплачиваемая работа на предприятиях способны наполнить местные и крымский республиканский бюджеты и решить острые социальные проблемы Крыма. Ставка на создание рабочих мест на рынках, где люди занимаются перепродажей товаров, произведенных в Китае, Турции и Польше, не оправдала себя, более того, начинает себя исчерпывать. Свое влияние на этот процесс оказывает продолжающееся снижение покупательной способности людей.
В Крыму в последние годы действительно наблюдается невеселая картина с переводом промышленных предприятий на неполную рабочую неделю, урезанием ставок заработной платы сотрудникам. Низким остается уровень занятости молодежи, особенно в сельской местности. Учитывая сезонный характер крымской экономики и ее ориентацию на туризм и рекреацию в курортный сезон, молодежь имеет шансы на временное трудоустройство в сфере обслуживания, однако осенью и зимой для нее наступают трудные времена.
Ошибочно полагать, что «Крым таки получил обещанные экономические полномочия».
* * *
Но у Крыма есть собственные полномочия. В соответствии со своей Конституцией (ст.18, п. 3) АРК имеет право «на участие в формировании и осуществлении основных принципов внутриполитической, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Украины по вопросам, касающимся Автономной Республики Крым».
Официально проевропейский курс нынешнего руководства Украины зиждется на законе «Об основах внутренней и внешней политики», где в ст. 11 к принципу внешней политики относится «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском союзе».
В случае когда планируемая руководством Украины интеграция с ЕС уже сегодня ухудшает уровень жизни крымчан вследствие падения реального сектора экономики, органы власти АРК в установленном законом порядке через народных депутатов в Верховной раде Украины могут инициировать пересмотр вышеупомянутого принципа.
Только такие действия крымской власти, отражающие реальные интересы крымчан, могут стать свидетельством проявления полномочий Крыма на практике. К сожалению, без такой активности реальный КПД принятого закона «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории» не выйдет за рамки пиар-кампании действующей власти.