Способна ли Украина выжить в условиях мировой финансово-экономической диктатуры? (II)
Еще одна причина, почему денег у нас не будет никогда.
В условиях нынешней системы появиться украинской транснациональной корпорации не суждено. Даже если у нас появятся свои кулибины, теслы или джобсы, то для того, чтобы дорасти до уровня ТНК или хотя бы до уровня крупного капитала, необходимы снова-таки кредитные ресурсы. Стоимость кредитов для бизнеса в Украине известна, и она в разы превышает стоимость аналогичных кредитов в «развитых» и «цивилизованных» странах. Если местному капиталу удалось в силу различных причин дорасти до определенного уровня, при котором приходится вступать в соревнование с иностранными конкурентами, то вопрос дальнейшего развития сопровождается проблемой привлечения дополнительных финансовых ресурсов. И одно из условий выживания – ставки по кредитам, сопоставимые с предоставляемыми иностранным конкурентам. Получить равные условия можно, лишь превратившись в их сородича. Это означает вывоз капитала из страны, регистрацию предприятий за рубежом, в том числе и в офшорах. Именно поэтому из всех стран, куда направляют свои капиталы украинские олигархи, на Кипр приходится 92% от суммы всех инвестиций! И именно поэтому Кипр стабильно занимает первое место среди стран-инвесторов в Украину – примерно 24% всех иностранных инвестиций в Украину поступает из этой средиземноморской страны. Именно поэтому Кипр, являясь офшорной территорией, традиционно не попадает в список офшоров, регулярно создаваемый Верховной Радой Украины якобы с целью борьбы с незаконной финансовой деятельностью, отмыванием денег.
В действительности, выводя капиталы из Украины, отечественные олигархи возвращают часть из них под видом «иностранных инвестиций», пользуясь защитой Закона Украины о режиме иностранного инвестирования. Это еще раз подтверждает тезис – «капитал не имеет родины». Крупного украинского капитала не может быть по определению, а помимо прочего, это означает сокращение источников пополнения налогами государственного бюджета.
И еще одна причина системного отсутствия денег в стране.
Вопреки известной истине в экономической науке, по которой приватизации поддаются неприбыльные государственные предприятия, у нас приватизируются наиболее прибыльные. Укртелеком и облэнерго не могут не быть не прибыльными! Их приватизация - не просто распродажа ценной госсобственности, но и угроза национальной безопасности. Дошла очередь до списка предприятий, не подлежащих приватизации. Из 1492 таких предприятий останется лишь 296. Можно назвать это вынужденной мерой правительства - «затыканием дыр» в бюджете. Эта мера вытекает из вышесказанного, она отягощена равнодушием власти к населению, которому предстоит выживать на этой земле, и удел этого населения – стать сырьевым придатком в виде дешевой рабочей силы для международного финансового капитала.
Экономика Украины – экономика проедания. Проедаем оставшееся от предков, практически ничего не создавая нового. Уже и земля подготовлена к продаже. Меняя политсилы «Х» на «У», Украина движется даже не по кругу, а по спирали, которая закручивается вовнутрь, постоянно сужая радиус. В таких условиях борьба за уменьшающиеся источники обогащения обостряется. Граждане, выживающие в этой борьбе, пытаются застраховать себя от очередной «смены слагаемых». Однако поиск выхода из обреченного на катастрофу круга-спирали не входит в список основных задач «иксов» и «игреков» - более важны победы в постоянной междоусобице и окучивание электората к очередным выборам.
Приватизированные предприятия всегда успешно сокращали свои налоговые выплаты. Но наполнение бюджета никто не отменял. Поэтому мелкий и средний бизнес будет вновь подвергаться соковыжиманию, невзирая на возможную поочередную смену власти между «Х» и «У». И потому каждая новая/старая власть после очередных выборов незамедлительно спешит за новыми кредитами к МВФ.
Возможен ли выход из замкнутого круга?
Украина, как и большинство стран мира, и в обозримом будущем будет оставаться в роли догоняющей, привычно находиться в состоянии кризиса и действовать в параметрах заранее сверстанного и навязанного нам сценария действий.
Выжить в современных условиях и проводить самостоятельную политику может лишь государство или объединение государств, способных жить в условиях автаркии. Это не означает, что необходимо жить в условиях автаркии – необходимо быть способным к этому.
Автаркия – система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия – закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет. (Толковый словарь «Инновационная деятельность», 2008).
Лишь действительно способная к полному суверенитету территория имеет будущее, имеет возможность рассчитывать на процветание будущих поколений граждан, населяющих эту территорию.
Такой абсолютный суверенитет, при котором нет необходимости выслушивать советы МВФ, ВБ, ВТО и прочих, могут позволить себе считанные государства.
Для этого государству или объединению государств необходимы:
- колоссальные запасы природных ресурсов;
- мощный научно-технический потенциал, способный создавать и реализовывать в серийном производстве передовые достижения науки и техники;
- вооруженные силы, способные защитить территорию этого или этих государств, наличие которых не допускает даже появление мысли у потенциального агрессора о возможности нападения;
- самодостаточный рынок, способный создать и потребить любую высокотехнологичную серийную продукцию, - таким считается рынок в 250 млн. человек.
Сочетание всех этих составляющих в наиболее полной мере присутствует лишь в Евразийском экономическом союзе. По мере его развития и вступления новых стран в ЕврАзЭС мощь и способность к самостоятельному развитию этого объединения будет усиливаться. Как будет усиливаться и сопротивление со стороны «стран развитой демократии» созданию мощного союза – ЕврАзЭС. Но и сегодня объединение России, Беларуси и Казахстана – это почти 40% мировых запасов природных ресурсов, 2-й в мире ядерный потенциал, квалифицированная рабочая сила, достаточные сельскохозяйственные ресурсы. И кроме того, уникальное разнообразие климатических поясов – от заполярья до субтропиков.
К сожалению, интересы нынешнего руководства Украины – это интересы крупного национального капитала, уже интегрированного в мировую финансовую систему и находящегося в жесткой зависимости от интересов мирового финансово-промышленного капитала. А интересы эти заключаются, в первую очередь, в недопущении формирования, а точнее, возрождения геополитического полюса на постсоветских территориях Евразии и усилении каких бы то ни было интеграционных процессов среди республик бывшего СССР. Именно такая задача ставится в Резолюции 120 Конгресса США в поддержку независимости Украины, принятой палатой представителей 4 сентября 1996 года и Сенатом США 20сентября 1996 года. Именно поэтому и власть в Украине, и «объединенная оппозиция» будут отрабатывать указания «уважаемых» глобальных финансовых организаций. Впрочем, нынешняя «оппозиция» – не столько представители крупного украинского капитала, сколько сидящие с юных лет на западных грантах представители «демократической общественности». Такая «пятая колона» политических приживалок обходится Западу намного дешевле.
Интеграция Украины в Таможенный союз (ТС) и Евразийские структуры, как ни странно, в большей степени выгодна именно Украине, чем остальным участникам ТС. И без Украины объединение будет мощным, будет оказывать сопротивление МВФ и прочим глобальным финансовым структурам. Однако стать полностью независимым геополитическим полюсом будет затруднительно. Присоединение Украины к Таможенному союзу создаст рынок с населением примерно в 220 млн. человек. Это еще не 250 млн., но эффект от увеличения уже будет заметен для всех участников
Без ресурсов Евразии и полноценного участия в разделении труда со странами ЕврАзЭС Украина останется деградирующим сырьевым придатком Запада, где основной целью рожденной здесь молодежи будет поиск лучшей доли за пределами страны. В случае интеграции в Таможенный союз и ЕврАзЭС Украина получит возможность возродить свой научно-технический потенциал, восстановить военно-промышленный комплекс. А без реальной интеграции это сделать невозможно. К слову, ВПК Украины до сих пор получает до 70% комплектующих из России. Создание единого оборонного комплекса, единой системы ПВО и ПРО помогло бы предотвратить надвигающуюся со стороны НАТО угрозу передела Евразийских ресурсов.
Совместными усилиями Россия, Украина, Беларусь и Казахстан могут создать мощный союз, обладающий всем необходимым для самостоятельного развития в интересах народов, населяющих эти государства.