В большой православный праздник Сретения Господня происходит встреча человека и Бога. Она невозможна без храма. Здесь, под его сводами с возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» и начинается Царство Небесное, начинается от земли и ведет на Небо. Возможность пройти этот благословенный путь нам предоставлена Господом нашим Иисусом Христом. В положенное по Закону Моисееву время принесен был Он в храм Своей Матерью и Иосифом Обручником для необходимого ритуала – совершения жертвоприношения. На пороге храма Святое Семейство встретило святого Симеона Богоприимца, личность легендарную.
Будучи переводчиком Пятикнижия Моисея, он усомнился в правильности пророчества Исаии о том, что Дева зачнет во чреве и родит Сына и хотел исправить слово «дева» на «молодая женщина», как услышал Глас Божий, который предсказал ему необычайно долгую жизнь. Настолько долгую, что увидит и Деву и Сына Божия.
Симеон прожил более трехсот лет, пока исполнилось пророчество. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 28-35)».
Эту прощальную песнь уставшего жить старца Симеона называют лебединой песнью Ветхого Завета, потому что с Рождением в мир Христа Спасителя закончилось его время, наступил Новый Завет Бога с человеком. Вот это преодоление старого, отжившего, новым и светлым подразумевает праздник Сретения Господня. Наверное, поэтому в народе сложилось суждение о том, что именно в это день зима встречается с весной. Новый свет Христовой Веры преодолевает застывшие в предрассудках верования людей.
Икона Сретение Господне
Сам смысл праздника отражается в судьбе одесских храмов Сретения Господня: в Черноморке и на Ближних Мельницах. Общее у них не только название, но и имена настоятелей – в обоих храмах это протоиерей Илья. В Черноморке протоирей Илья Тетерько, а на Мельницах – протоиерей Илья Манита. Оба храма находятся в колоритных исторических районах Одессы.
Храм Сретения Господня в Черноморке
Поселок Черноморка - это вроде как и не Одесса уже, но и не пригород. Здесь мысом Большой Фонтан заканчивается Одесский залив, и непосредственно открываются просторы Черного моря. Историческое название – Люстдорф (Веселая деревня) осталось от немецких поселенцев. Со времен основания Одессы облюбовали они это место, жили, трудились, растили детей, построили для себя кирху. В годы богоборчества и репрессий немцы были выселены, их сельскохозяйственное предприятие преобразовано в совхоз имени Карла Либкнехта, немецкого революционера. Кирху разрушили, остался только флигель сторожа, в котором располагались то танцзал, то библиотека, в общем, как говорят местные жители, клуб. А на месте кирхи возвели типовую советскую школу, работающую и по сей день. Ныне совхоз преобразован в КСП «Нива», на плодородных землях которого растут … коттеджи. А в помещении клуба-флигеля вот уже более десяти лет, как открыт православный храм Сретения Господня. Граждан не то что немецкой национальности, но и лютеранского вероисповедания в Черноморке сегодня нет, вот по просьбе православной общины после освящения по соответствующему чину и был открыт храм. Среди прихожан - не только жители Черноморки, но и прилегающих микрорайонов Одессы. Храм относительно небольшой, с двумя престолами: Сретения Господня и святителя Нектария Эгинского Чудотворца. Отличительная особенность – это иконы и росписи, сделанные отцом-настоятелем: протоиерей Илья иконописец.
Протоиерей Илья Тетерько
Многие считают этот храм необычным. И дело тут вовсе не в каких-то особых службах или внешней эффектности. Непосредственное следование Уставу, - основа богослужения в храме Сретения Господня. Четкое чтение, пение Обиходом – здесь не услышишь «оперных» голосов, только искреннее, молитвенное пение прихожан-певчих под руководством матушки Елены.
Матушка Елена Тетерько с детьми – Ваней и Настей
В этом храме все располагает к тому, чтобы человек, придя сюда, молился. А еще этот храм отличает большое количество детей. Особенно когда они выстраиваются перед причастием святых Христовых Тайн. А грудничков сколько! Соответственно, и прихожане молодого возраста доминируют. Летом, в курортный сезон, и во время больших праздников храм в Черноморке не может вместить всех, желающих встретиться с Господом, - богомольцы стоят в притворе, и на ступенях, и во дворе. Сегодня даже не верится, что относительно недавно, каких-то десять лет назад, в этом здании практически невозможно было узнать православный храм, если бы не табличка у дверей. А сегодня ничего и не напоминает о поселковом клубе: стараниями меценатов выстроена колокольня, прихожане собрали средства и община купила колокола, звон которых слышен на всю округу. Сияет на солнце позолота церковных «маковок», горит лампада перед фреской с образом Спаса Нерукотворного над входом, - произведение отца Ильи. Совсем рядом находится школа, и отношения у дирекции учебного заведения и настоятеля храма дружеские - ведь оба сеют «разумное, доброе, вечное». В жизни прихода не так давно появилось новое дело – совместные паломничества по святым местам. Так верующие люди еще теснее сближаются друг с другом, лучше узнают и отца-настоятеля, который является духовником многих прихожан. Самым лучшим показателем духовного здоровья церковной общины является количество причастников. В Свято-Сретенском храме Черноморки причаститься за каждым Богослужением стараются все, - естественно, поговев и исповедавшись перед принятием Тела и Крови Спасителя, как положено по Уставу. Меньше ста причастников в воскресные дни здесь практически не бывает.
Еще один храм Сретения Господня находится на Ближних Мельницах. В первые годы после основания Одессы здесь жили мельники-мукомолы, и сюда со всей округи крестьяне привозили зерно. Эти мельницы располагались относительно близко от центра города, поэтому и получили название – Ближние, в отличие от Дальних – другого одесского «хлебного» района. До революции здесь располагался Свято-Серафимов скит Свято-Успенского монастыря, «преобразованный» воинствующими безбожниками в кинотеатр « 40 лет Октября», а потом - «Аврора».
Храм Сретения Господня на Ближних Мельницах
Сегодня от старинных мельниц осталось только название, да и то народное. Официально ни Ближних, ни Дальних Мельниц не существует. В советские годы район этот был рабочим, а в «перестроечные» - предприятия закрылись, да и от кинотеатра остались одни развалины. Фактически из запустения, небытия воссоздался не сам собой, конечно, а трудами и заботами настоятеля, общины и прихожан великолепный храм Сретения Господня. Точно так же пораженные безверием человеческие души под водительством отца Ильи Маниты перевоплощаются в светлые пристанища Святого Духа.
Протоиерей Илья Манита
Одной из основных забот общины храма на Ближних Мельницах является благотворительность. Еще и храм не полностью был восстановлен, а уже существовала столовая для малоимущих и бездомных. Здесь им помогают и вещами и продуктами. Также отец Илья духовно опекает заключенных близлежащих мест лишения свободы. И их заблудшие души жаждут встречи с Господом, даже если пока не осознают этого.
Оба одесских храма Сретения Господня собирают прихожан из так называемых «спальных» районов. Бывшие некогда новостройками, они никогда не видели храмов. И с открытием домов Божиих, люди радостно потянулись на встречу со своим Творцом, пусть для нее и надо потрудиться не только душой, но и телом - преодолеть расстояние когда пешком, когда на транспорте. Особого родства между двумя нашими Сретенскими храмами невозможно не заметить. Это не только общность названия, но и судьбы. Оба они возродились из руин безбожия, на месте специфических культурных очагов богоборческого периода нашей истории – клуба и кинотеатра. Оба настоятеля являются тезоименитыми святому пророку Божию Илие – пламенно ревностному служителю Единого Бога. Особым рвением к правде Господней, к служению Ему и людям отличаются и наши священники протоиереи Илья Тетерько и Илья Манита.
Сегодня прихожане вновь собрались в своих храмах, но не только для того, чтобы набрать святой воды и освятить свечи, как положено в праздник Сретения Господня по Уставу. Сегодня возрождающаяся из небытия, восстающая из мрака безбожия, безнравственности, но уже стремящаяся к Свету человеческая душа вновь радостно воспрянет и воспоет святую песнь: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».