Украина: исторические корни и проекты. Киевщина (I)
Региональный цикл материалов по истории развития и заката проекта «Украина» мы продолжаем рассказом о Киеве и Киевской губернии.
Киев (482) - столица нынешней Украины, один из древнейших центров славянорусской цивилизации, благословленный апостолом Андреем Первозванным. Согласно древнерусской «Повести временных лет» им было сказано: «На сих горах воссияет благодать Божия, и будет град велик» (1). Хрестоматийным является утверждение: «Киев – мать городов русских». Новгородский князь Олег Вещий соединил здесь (882) в единый узел все русские земли, провозгласив: «Се буди мати градом русьским»! (2)
С Великого Новгорода и Киева начала свой отсчёт русская цивилизация – Русский мир. А во времена невестки князя – Ольги, на исторической местности Угорского урочища, памятного стоянием тут племен грозных угров (к.IX) на пути с Поволжья в нынешнюю Венгрию, появилась православная Николаевская церковь на Аскольдовой могиле, сраженного в бою Олегом киевского правителя-варяга (3). Внук Ольги, князь Владимир, в 988 году крестил на этой исторической территории местный народ, подвижничеством которого миру явился духовный центр русских земель. С тех пор и поныне, как бы ни складывались политические обстоятельства. Даже сегодня, когда, по словам патриарха Кирилла, «сложились суверенные государства на просторах исторической Руси, и они показали свою жизнестойкость». Но «сегодня было бы важно, чтобы этот суверенитет был «перезагружен» и направлен не на обособление от соседей, а на ответственное поддержание и развитие нашей цивилизационной общности».
Первое. Киев стал источником русского становления в славяно-русский период (IX-X). Второе. Здесь чистые родники русской культуры и словесности киевско-русской поры (XI-XII). Третье. Русские праведники и подвижники мужали в этих местах во времена усобиц и разорения (XIII). Четвертое. Беспрецедентны усилия Киева в русско-церковной организации эпохи боярской удельщины (XIV). Пятое. Велика и беспримерна его духовная составляющая в организации общерусского государства (XV). Шестое. Решающее значение в развитии русской жизни эпохи религиозных войн (XVI): распространение грамматики, математики, химии и механики, открывших дорогу книгопечатанию. Седьмое. Киевские мыслители (Д.Ростовский, С.Яворский, Ф.Прокопович и др.) утвердили идею ответственности государя перед народом (XVII), укрепили силы его единства, воссоединения Малороссии с русскими землями и становления Российской империи (XVIII).
Семь русских истин Киева
1. Народная. Русский язык славян (как славянское наречие, Й.Добровский), три приметы деления которых на западных и восточных дал А.Х.Востоков, а на срединное состояние русских указал М.А.Максимович, уходит корнями в древнейшие начала устного языка славян и христианскую грамматику Кирилла (863). Три источника дальнейшего русского становления: киевляне укрепляют народный язык, православие и государство. Договоры Олега Вещего (у.912), Игоря Рюриковича (о.878-945) и Святослава Игоревича (942-972) с Византией – это факторы не только военной и политической, но и духовной силы Руси: «Действие Веры Христовой словом устным и письменным».
Киев становится мировым политическим и религиозным центром православного государства, а его символом - основанный князем Владимиром первый русский каменный христианский храм - Десятинная церковь (989-996). Дружинники киевского князя Игоря крепят город - линией оборонных сооружений (Х) урочища Гончары нынешней Пейзажной аллеи, а веру - клятвой (945) в Ильинской церкви.
2. Духовно-нравственная. Эпохальное значение Киево-Печерского монастыря (1051), выросшего у границ Угорского урочища, Николаевских и Зверинецких пещер: в воспитании государственных деятелей на поприще культуры и духовности, укрепивших народный характер системы образования на Руси; в создании современной летописи как венца эпохи и научно-исторического творчества мыслителей о единении Русской земли, а не княжеств («Откуда Русская земля стала есть»), ратях (1093), усобицах и народе; в рождении сотен памятников русской письменности и крупнейших литераторов, деятелей государства, церкви, науки и искусств.
Духовно-нравственная и образовательная система православной Руси начиналась из 5 монастырей и 50 высокообразованных епископов (XII). «Житие Феодосия» летописца Нестора (1056-1114) учило семью, братию, власть и народ. Живые источники у Нестора - более ста человек из повидавшей мир братии Киево-Печерского монастыря со всех концов Руси, сословий и других народов, а также свидетели-долгожители: Иеремия Прозорливый - всенародного крещения (988); Ян Вышатыч, сын Новгородского воеводы, внук Остромира, 90-летний старец (1106); сын Гюрятя Роговича Новгородца – летописный посадник в Югре и мн. др.
Митрополит Илларион (у.1055) соединил назначение слова и веры в Отечестве («Показал на земле Божеское и человеческое»), Руси в Христианстве, угроз иудейства и латинства. Греческий, латинский и русский языки дошедших до нас летописей (3 новгородских и 2 киевских), тогда как в Западной Европе национальные системы сформировались лишь два столетия спустя (XIII): Гардуэнь (Франция), М.Синелли (Италия).
3. Соборная. Нашествие татар на Русь и вражда трех Мстиславов: Киевского, Козельского и Галицкого - раздробили города, на Калке (1223) погибло 60 тыс. киевлян, 70 лучших богатырей, уцелело лишь 15 русских князей, в Киеве - 200 домов. Образны «Пять слов Серапионовых», Киево-Печерского архимандрита, о землетрясении (1230), которое раскололо Печерскую церковь на четыре части в присутствии князя Владимира, бояр и множества народа. «Соборное Правило» создано по случаю его поставления епископом Владимирско-Суздальским (1273): «Какую прибыль получил» русский народ, что «рассеялся по всей земле», «взяты были наши города», «пали сильные князья», «отведены в плен дети наши». «Все это постигло нас за то, что не храним правил святых наших и преподобных Отцов». «Правило митрополита Максима» принято на совещании духовенства в Киеве (1284), а митрополия переносится во Владимир (1299-1300).
4. Политико-экономическая. Вклад Киева в организацию общерусского пространства в условиях боярско-княжеской удельности и зависимости от Орды, прежде всего политико-экономический. Шло дальнейшее укрепление монастырских общин как хозяйственного, правового, духовного и нравственно-образовательного стержня Русской земли от гор Карпатских до Уральских и от моря Балтийского до Черного. Основано 22 монастыря в XIII веке и более 80 – в XIV. Киево-печерские иноки: Стефан Махрищский, сподвижник С.Радонежского, в 100 верстах от Москвы основывает Владимирский Свято-Троицкий монастырь; Дионисий – Нижне-Новгородский Вознесенский (1330), где принял постриг преп.Макарий (1361), будучи епископом (1374), замучен союзником Киприана Владимиром Ольгердовичем в Киеве и похоронен в лавре; Арсений, епископ Тверской, основал обитель Желтиковскую. На юго-западе Руси основаны Донецкая Святогорская обитель, Ровенский Корецкий и Межиричский монастыри, Чернигово-Глуховская пустинь, Черниговская епископия переносится после эпидемии моровой язвы (1352) («Ни один человек не остался, вси изомриша») из Глухова в Брянск (1360).
Борьба союза русских земель (СРЗ) с коалицией Орды и Польши (ОКОП) за общерусскую митрополию и вклад киевской элиты в победу на Куликовском поле (1380) – звенья одной цепи. В зачине «Задонщины», летописной повести о Куликовской битве, сам Дмитрий Донской призывает подняться на Киевские горы и с днепровских круч окинуть взглядом всю Русскую землю. После объединительного съезда русской знати в ноября 1374 г. в Переяславле-Залесском на службу в Москву к Дмитрию Донскому переходит (1377) Андрей Полоцкий, старший сын литовского Ольгерда от первой жены и сводный брат польского короля Ягайла. СРЗ поддерживают два его брата – Дмитрий Черниговский и Владимир Киевский, а на Волыни и Подолье – Александр Кориатович. Андрей и Дмитрий возглавляют свои полки на Куликовской битве с татарами, Александр, брат героя куликовского сражения Д.М.Боброка-Волынского, гибнет в бою, останавливая орды Мамая на Правобережье. А Владимир стал на киевско-ордынском пограничье непреодолимой преградой для армии Ягайла, так и не успевшей прибыть к своему союзнику Мамаю на Куликово поле (4).
После разгрома ОКОП московская великокняжеская династия объединила вокруг себя практически все русские земли. Вмешательство киевского князя в борьбу за общерусскую митрополию, которую вел Киприан, помогло киевскому митрополиту стать полноценным митрополитом всея Руси, переехать в Москву, после чего ”и преста мятеж в митрополии, и бысть едина митрополья Киев, и Галичь, и всея Руси” (5). Договором Андрея Полоцкого с Дмитрием Донским (1381) положено начало не только процессу объединения вокруг Москвы княжеств Руси, но и формированию ее этнических границ на основе провозглашенной патримониальной концепции внешней политики (6). Сила киевско-русского слова и образования продвигала на Север письменность, на Юг – очаги хозяйствования. Православие придавало государству – силу, а народу - единство. Татарский князь Чет, приняв православие, дал начало роду Годуновых, а старший сын Мамая - Глинских.
5. Православная. Освобождение Москвы, собирание русских земель и организацию общерусского государства (XV) приветствовал «Стих о Егории храбром», сыне премудрой царицы Софии и ее трех дочерях (Киев, Новгород, Москва) и неизменный авторитет среди 70 новых обителей Киево-Печерского монастыря, издавшего «Толкование на Евангелистов Иоанна и Луку» (1434), «Киево-Печерский патерик» (1461). Арсеньевскую рукопись (1406) все столетие переписывают монахи Твери, Смоленска, Углича, Ярославля, Коломны и мн.др.
Борьба митрополита Киевского болгарина Григория Цамблака с иудеями и латинянами (после сожжения в Чехии Ивана Гуса (1415), преследования сербов и болгар), перерастает в слова поучений, сказаний и стихов. Объединенная РПЦ в условиях татарских грабежей Едигея и интриг Литвы поборола ересь стригольников (1427). Но новую западно-реформаторскую «жидовскую ересь» (1470-1504) из Литвы в Новгород привез Жид Схариа в свите правнука Ольгерда, киевского князя Михаила Александровича (отвергала Троицу, рождество Иисуса от Девы и воплощение Бога Слова). Даже обличенная Собором (1491) новая ересь на несколько веков создала влиятельную партию при русском Дворе и Церкви, дожила до наших дней в виде секты «субботников».
6. Государственная. В начале ХVІ века с Москвы и Новгорода на южнорусские земли оказывают влияние новые еретические движения, с Запада в Киев, стараниями польского Сигизмунда I пришло магдебургское право (1516), которое в ряде южнорусских городов начало использоваться наравне с русским, а с юго-запада – реформаторские и протестантские течения «вольнодумцев» в отношении церкви и догматов православия, с которым связан целый ряд западнорусских рукописей конца XV—XVI в.
В эпоху религиозных войн и польской оккупационной политики Люблинской (1569) и Брестской уний (1596) в Киеве уничтожалась православная традиция, а церковная иерархия была подчинена римскому папе. Русь проигрывала идеологическую войну с Западом: до основания в Киеве типографии (1616) напечатано всего 112 православных изданий (М.А.Максимович). Из них в Литве — 12, в Галиции и на Волыни — 42, в Москве — 28. Но Русь выиграла у Польши и Турции политико-экономическое состязание.
Со средины XVI в. на юго-западных землях Руси завершается борьба династий, разгорается противостояние церквей и начинается битва государств, в рамках которых укрепляется новая экономическая, политическая и духовно-культурная палитра, центральным звеном которой стал крупнейший русский собственник - православные монастыри. Проведение денежной реформы (1535), развитие промыслов, торговых путей (с Англией, 1555 г.) и инфраструктуры на огромных пространствах, от русских украин - Путивля, Киева и Дикого поля до Архангельска, покоренной Казани (1552), Астрахани (1556) и Поволжья (ярмарки с 1550), создали громадный общероссийский рынок. Перемены в родословном порядке образовали новую иерархическую лестницу, где русское боярство составили выходцы не только из соседних северных княжеств, Чернигова, Киева, или Волыни, но и с немецкого запада, татарского юго-востока, Крыма и Золотой Орды.
Служилая система из одиночной, личной и местной превратилась в собирательную, сословную и всеземскую (местничество), закрепленную в Разрядном приказе (1556), решениях первого Земского собора (1549) и Стоглавого собора Русской церкви (1551). Небывалого размаха достигло устное народное творчество (думы, былины, песни, сказания) и публицистика, тон в которой задавал сам царь Иван Грозный, создан «Лицевой летописный свод» русской истории с 1114 по 1567 г., а «Великие Четьи минеи» митрополита Макария и Дмитрия Ростовского отчетливо обосновали мысль об ответственности русского государя перед православным народом. На этом фундаменте базировалось не только выдворение оккупантов в Смутное время, принятие Малороссии под государеву руку, но и последующие победы над Польшей, Турцией, Швецией.
7. Историческая. Значение трех крупнейших мыслителей киевской школы - Дмитрия Ростовского (1651-1709), Стефана Яворского (1658-1722) и Феофана Прокоповича (1681-1736) в развитии русской жизни Нового времени трудно переоценить. Создание западно-римской богословской системы на русских землях, утеря в Южной России (Малороссии) духа православия, признание римского папы и католицизма в форме унии (1596) было историческим вызовом. В ответ последовало благословение патриархом Феофаном Киевской академии (1620). Искоренение на Соборах братьями Лихудами учения о времени «пресуществления» в Евхаристии (святом причастии), продвигаемое Симеоном Полоцким, Сильвестром Медведевым и Яном Белободским в Московской академии (1638; 1642; 1672; 1691). Дальше было обращение патриарха Иоакима к киевскому духовенству об изъятии ряда церковных книг Кирилла Транквиллиона, Иннокентия Гизеля, Сильвестра Коссова, Симеона Полоцкого, катихизиса Петра Могилы (1690). И Указ Петра I Киевской и Черниговской типографии о церковной печати с разрешения Духовной коллегии (1720).
Протестантизм возвысился в мире развитием личной инициативы и воплощением произвола религиозного сектантства, где каждый сам себе церковь. Католицизм вознесся идеей всемирного государства и оправданием безразличного отношения к личности, если отношения ее с ним юридически не оформлены или не благословлены римским папой. Православие же возводит в высшую степень «каждое отдельно-взятое лицо», которое получает определение члена Церкви, «перестав служить себе и жить для одного себя, оно становится живым сосудом благодати, одушевляющей целое».
Успех протестантизма возник на развалинах католической системы. Развенчанное схоластическое учение и низвергнутый авторитет римского папы дал множество, без единой доктрины, протестантских учений, каждое из которых считало себя истинным. Ведь опровергнутые доказательства церковных догматов не могли никоим образом свидетельствовать о ложности самих догматов. Однако факт Церкви как духовного целого осуществляется лишь в том случае, когда любое из ее учений, будь-то о личных заслугах, исхождении Святого Духа или предании, служит становлению «божественного откровения», а не «совокупность лиц, соединившихся ради пользы». Поэтому Стефан Яворский занимался не опровержением протестантского учения, распространившегося среди московских ремесленников и стрельцов, а их ограждением от влияния протестантизма, глубоко проникшего в Россию в XVII веке.
Стремление католицизма доказать догматы церкви научными методами, путем логического заключения в построенном ряду доказательных силлогизмов, ложно по сути. Ни одна искусственная система не может заменить жизненные связи, которыми рассудочная схоластика путем открытий и откровений поднимается до высот разума. Ту силу, которая дает людям способности и возможности открывать истины, православие называет божественной. «Верою мы называем и объект, содержание, и субъективную способность, форму. В единстве благодатной жизни исчезает разрыв познаваемого с познающим». В этом случае, не догматы доказываются - лжеучения отрицаются.
Всемирно-историческое значение религиозной битвы XVII века заключалось в утверждении жизнестойкости коллективистского духа православного государства, который экономически, политически и социокультурно не уступил ни энтузиазму личной инициативы западного общества, ни централизованной мощи Рима и его всемирного государства. Выдающимися героями этого эпохального сражения стали: Стефан Яворский с «Камнем веры» на антипротестантском фронте и Феофан Прокопович с «Богословской системой» на антикатолическом (7).
Язык Киева и русский дух
Развитие русского языка. Создание на церковнославянской основе литературного русского языка и последующее его развитие в Российской империи - не менее выдающаяся заслуга Киева.
После Люблинской унии (1569), когда города Юго-Восточной Руси попали под власть Речи Посполитой, языком элиты стал польский. Русская шляхта, окатоличившись, переходила на язык колонизаторов, многие жители говорили на идиш. Малороссийский этнос формировался в XVI-XVII веках из русского населения Юго-Восточной Руси под воздействием польского владычества и черкасов – казаков тюркского происхождения. Малороссийская речь появляется в городах благодаря специальной политике Польши по заселению его представителями земель вокруг Киева. Но русский язык из Киева не исчезал никогда. Здесь его берегли с древности, прежде всего в монастырях.
(Продолжение следует)
(1) Софийский временник, или Русская летопись с 862 по 1425 г. Ч. 1. Издал П. Строев. М. Тип. Семега Седивановского. 1821. 456 с. С.4.
(2) Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археограф. комиссии. СПб. Императорская АН. 1872. 596 с. C.22.
(3) Боплан, Гийом де Левассер. Описание Украины. М. «Древлехранилище». 2004. 576 с. С.403-404.
(4) Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого Княжества Литовского. Киев. Институт истории АН УССР. 1987. 181 с. С.131-132.
(5) ПСРЛ. Т. 1. Выпуски I, II, III. Лаврентьевская летопись. 2-е изд. Л. Изд. АН СССР. 1926-1928. 379 с. С.377. Стб. 537.
(6) Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). Изд. Наука. 1975. 521 с. С.146-147.
(7) Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т.5. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Москва. Тип. А.И.Мамонтова. 1880. 597 с.С.453-458.