Украина: кто хозяин на местах
Одним из результатов последних парламентских выборов летом 2019 года стал триумф команды Зе в регионах. Маститые региональные политики вкупе с местными олигархами в большинстве случаев с треском проиграли случайным людям, прошедшим в Раду под зелёными знаменами.
Но, как показывает развитие событий на местах в условиях карантина, именно эта ситуация дает шанс местным элитам не только отыграть былые потери, но и реально показать киевской власти, кто хозяин в регионе. И если планируемые осенью выборы в местные органы власти состоятся, они могут стать серьёзным поражением команды Зе.
Ещё в середине марта, когда эпидемия только начинала набрать обороты, в офисе президента решили назначить кураторами регионов влиятельных представителей бизнеса. В итоге за бывшим хозяином Донбасса Р. Ахметовым закрепили Ивано-Франковскую, Львовскую, подконтрольные Киеву части Донецкой и Луганской областей. За И. Коломойским – Запорожскую, за В. Пинчуком – Днепропетровскую, за А. Ярославским – Харьковскую, а за А. Ставницером – Одесскую.
Но все эти назначенцы не собирались быть винтиками, с помощью которых президентская вертикаль власти планировала решать свои имиджевые проблемы. Для многих из них «зелёные» губернаторы априори не могли быть авторитетами. Плюс ко всему в ряде крупных областных центров (Харьков, Днепр, Одесса, Львов) который месяц шли вялотекущие политические конфликты.
Харьков
Одним из первых в публичную перепалку с региональным представителем команды Зе вступил мэр Харькова Г. Кернес. Практически всё время президентства В. Зеленского его демонстративно игнорировали в Киеве, а во время процедуры назначения губернатором области А. Кучера вообще не пригласили никого из городского совета. Да что говорить – не были приглашены даже ректоры вузов и руководители харьковских предприятий, впервые в истории «незалежной». Молодой губернатор не скрывал, что ищет Г. Кернесу замену. И до определённого момента это был реальный сценарий. Пока не пришло время конкретных дел в «карантинный» период.
Харьков, как и большинство украинских городов, не говоря уже о населённых пунктах в сельской местности, оказался абсолютно не готов к пандемии. Реформы медицины уничтожили остатки советской системы здравоохранения. Чтобы привести в состояние готовности полуторамилионный мегаполис, необходимо было в кратчайшие сроки закупить аппараты ИВЛ, средства защиты, лекарства и антисептики. Деньги на это оперативно выделил городской совет (768 тыс. долл.). Но этой суммы критически не хватало. И здесь в свою игру вступили местные олигархи во главе с Александром Ярославским, решившие объединить усилия по борьбе с эпидемией совместно с Геннадием Кернесом.
Реакция губернатора А. Кучера на подобное объединение оказалась странной. Разразился скандал, губернатор отказался приходить на заседании оперативного штаба, где как раз должны были определяться с алгоритмом противодействия пандемии. Это наиболее возмутило Ярославского – он назвал назначенца Зеленского позорищем и посмешищем.
«Он просто взял, да и не пришел на встречу с большим бизнесом города, с почётными гражданами Харькова, с людьми, которые готовы в этой сложной ситуации помогать в борьбе с COVID-19… Мало того, что не пришёл сам, так и не смог обеспечить участие в этой встрече крупных и уважаемых в области бизнесменов», – говорил тогда харьковский мэр. Итак, президентский наместник был публично опозорен и осмеян.
Дальше – больше. После этой перепалки А. Кучер назвал штаб с Ярославским и Кернесом «фикцией», а их встречу с бизнесом – «вымогательством в стиле 90-х». Самому же мэру Харькова пригрозил правоохранительными органами. И заявил, что в области действует единственный легитимный антикризисный штаб, который возглавляет лично он. В ответ на это мэр Харькова заявил, что в 90-е он Кучера «раздавил бы как клопа». Также Кернес привел образное сравнение, что они с Ярославским движутся как танк, а Алексей Кучер – «как моль, подъедая что-то непонятное».
Что касается не слов, а дел, они также оказались не в пользу А. Кучера. Проблему оснащения стационаров областного значения губернатору с помощью бизнеса решить не удалось, и тогда в областной администрации вознамерились решить проблему за счёт городов и посёлков городского типа региона. Департамент здравоохранения Харьковской ОГА предписал им передать в областную клиническую и областную детскую инфекционную больницы аппараты ИВЛ, находящиеся в районных стационарах. Это спровоцировало очередной скандал. Наотрез отказались передавать ИВЛ в областные больницы мэры Лозовой, Купянска, Люботина, Чугуева, райцентра Шевченково. И это понятно, ведь там тоже необходимо спасать жизни тяжёлых больных, и не только от осложнений, вызванных COVID-19. Шум дошёл до профильного министерства и А. Кучеру пришлось отменять постыдное распоряжение. Правда, вину за появление скандального документа глава региона переложил на директора облздрава, которого сразу же уволили.
На фоне этих губернаторских склок ещё на первом плановом заседании регионального антикризисного штаба 19 марта Александр Ярославский пожертвовал 13 млн долларов Харьковской области на борьбу с эпидемией. В апреле, помимо ранее выделенных средств, Харьковский горсовет выделил из резервного фонда города ещё 40 млн грн (1,49 млн долларов) на эти же цели. Харьковский мэр практически ежедневно стал выкладывать в своем телеграм-канале чеки на покупку медицинской аппаратуры, которая была приобретена и за его личные средства, а также обнародовал свой мобильный телефон и телефоны своих замов, предложив каждому жителю первой столицы звонить ему лично и говорить о конкретных проблемах.
Стоит отметить, что по состоянию на 8 апреля в Харькове зафиксировано только пять случаев заболевания COVID-19.
Но для возможного развития событий по негативному сценарию Кернес и Ярославский смогли быстро подготовить город. Кроме того, горсовет закупил для харьковчан 1 млн масок, рассматривается вопрос о поставках еще 2 миллионов. Более 113 тыс. пайков и 22 тыс. аптечек были розданы малоимущим горожанам, ветеранам и одиноким пожилым людям. Эта гуманитарная помощь в период пандемии однозначно превратится в политический капитал.
Днепр
Похожая история стала развиваться в Днепре – бывшем Днепропетровске. Кипучая деятельность мэра Бориса Филатова и главы общественного совета при мэрии Геннадия Корбана отодвинула на задний план губернатора Александра Бондаренко. Характерно при этом, что днепропетровского губернатора связывают тесные отношения с олигархом Игорем Коломойским. Меж тем «смотрящим» за регионом был назначен другой олигарх – Виктор Пинчук. В итоге борьба за лидерство оказалась ещё сильнее, нежели в первой столице.
Городской и областной оперативные штабы в Днепре – в состоянии холодной войны. 24 марта Г. Корбан обвинил А. Бондаренко в том, что тот распустил по домам прибывших в Днепр из-за границы людей. Как и в Харькове здесь не стали стесняться в выражениях. «Уважаемый президент, есть карантинная просьба. Вы не могли бы отправить в самоизоляцию нашего губернатора Бондаренко вместе с его замами и его облздравотделом? Они мешают работать городским властям, принимая абсурдные решения и путаясь под ногами, когда нужно координироваться, сотрудничать и помогать друг другу», – в открытую обратился к Зеленскому Корбан.
Есть и своя особенность у днепропетровского конфликта. Что касается Харькова, Кернес давно слывёт в Киеве эдаким притихшим сепаратистом. А посему требования харьковского мэра о перераспределении властных полномочий всегда воспринимались в центре с особой настороженностью. Другое дело – организаторы нацистских батальонов Борис Филатов и Геннадий Корбан, которых никак не заподозришь в сепаратизме. Им, как говорится, в данном случае и карты в руки. Тем более что перераспределения полномочий в сторону региона в этот раз остро потребовала сама жизнь. Они оба обрушились на парламент и президента за то, что местные бюджеты остались без налоговых поступлений после принятия пресловутого «закона о коронавирусе» и потребовали реального усиления полномочий местных органов власти в условиях надвигающейся эпидемии.
Филатов вообще стал называть всю вертикаль президентской власти «зелёными попугаями», а Корбан приклеил к губернатору ярлык «марионетки». Чиновников обладминистрации он величает «тупыми идиотами» и «циничными мерзавцами». Обещая не допустить организации в городе специальной больницы для вип-персон, он красноречиво изъясняется на этот счёт: «Этого не случится. Мы не допустим. Поедете, суки, в 21-ю инфекционную больницу».
Здесь так же, как и в Харькове, местные элиты стали выделять средства на покупку тестов и медицинского оборудования. Сам Б. Филатов выделил средства совместно с Г. Корбаном на покупку американской лаборатории с ПЦР-тестами. Анестезиологов и реаниматологов город пообещал обеспечить зарплатами от 20 тыс. грн. (750 долл.), а задействованных в борьбе с эпидемией врачей безвозмездно расселить в гостиницах «Астория» и «Днепропетровск». Аналогично с Харьковом под патронатом здешнего мэра в Днепре стали раздавать продуктовые пайки малообеспеченным горожанам.
Одесса
Похожие противоречия стали нарастать и в Одессе. 16 марта здесь был создан областной штаб по борьбе с эпидемией. Его главой по предложению В. Зеленского стал известный одесский бизнесмен Андрей Ставницер. Его основной бизнес – перевалка грузов в порту города-спутника Одессы Южный.
По мнению многих одесских экспертов, Ставницера поставили «смотрящим» от Зеленского над штабом по борьбе с эпидемией с перспективой определения в кресло градоначальника. Его сейчас занимает Геннадий Труханов, которого в Киеве считают «чужим».
Характерно, что в Одессе олигарх А. Ставницер также пошел на публичный конфликт с губернатором Максимом Куцим. «Владимир Зеленский, вы просили меня помочь – и я свою часть договора выполнил. Я собрал бизнес. 200 владельцев самых ключевых предприятий региона круглые сутки пашут над тем, чтобы найти не только дорогущие ИВЛ, но элементарные маски, костюмы, очки, перчатки, бахилы. И оплачивают их. 20 менеджеров оставили свою работу, не спят и не едят, чтобы обеспечить закупки, документооборот, логистику, коммуникации и все, что нужно штабу. Что за это время сделали наши партнёры из ОГА? Несколько раз позвонили мне с вопросом, сколько денег сдали бизнесмены. Даже 45 машин скорой помощи, которые уже есть, никак не могут оформить и выпустить на дороги», – публично критикует ставленника президента А. Ставницер.
* * *
По предварительным расчётам экспертов Ассоциации городов Украины, в период пандемии местное самоуправление потеряет более 12 миллиардов гривен (450 млн долл.). К примеру, только от того, что парламентарии на два месяца освободили от налогов на землю и недвижимость весь бизнес (в том числе крупный), местные бюджеты в марте совокупно потеряли 13% доходной части.
Это сразу же породило требования увеличения полномочий местных органов власти и проведения реальной децентрализации. Что означает как минимум необходимость экономической федерализации Украины. Тот же Борис Филатов поясняет, что Днепр сможет выдержать такую налоговую «новеллу» какое-то время, так как налог на землю в городском бюджете составляет порядка 22%. Другое дело родной для президента В. Зеленского Кривой Рог, где земельный налог платят ГОКи. А и их доля в городском бюджете составляет 87%. За счёт этого налога наполняли свои бюджеты абсолютное большинство мелких городов и посёлков. Сейчас их будущее тоже под вопросом.
Ассоциация городов Украины требует отмены внесённых изменений в Налоговый кодекс и предлагает вместо полного освобождения бизнеса (и работающего, и неработающего) от уплаты налогов на землю и недвижимость ввести отсрочку соответствующих выплат для неработающего бизнеса на март-апрель. И, самое главное, предоставить возможность местному самоуправлению самостоятельно принимать решения о пересмотре налоговых ставок по всем видам местных налогов и сборов для поддержки того бизнеса, который понёс наибольшие потери.
Днепровский мэр Б. Филатов говорит по этому поводу откровенно: «С полномочиями – не очень. Прежде всего, нужно говорить о правах местного самоуправления. О передаче на места экологического контроля, возможности выбирать мировых судей, администрировать местные налоги и создавать муниципальную полицию. Нужен муниципальный кодекс, где чётко будут распределены полномочия местной и центральной власти».
Кризис власти, вызванный эпидемией, ещё раз показал насколько Украина разная, даже без Донбасса и Крыма. И как только местные элиты почувствовали на себе груз ответственности, сразу же высказались фактически за федерализацию, независимо от своих политических предпочтений. Мало того, в очередной раз в регионах убедились, что их собственное процветание напрямую зависит от слабости центральной власти, которая то и дело пытается ограничить полномочия местных органов власти и ограбить бюджеты городов и посёлков. Политически это означает, что на предстоящих местных выборах все региональные тяжеловесы в едином порыве будут «мочить» представителей теряющей популярность команды Зе.