ссылка

Украина, местные выборы: основные игроки и их интересы. Часть I

Увеличить шрифт
А
А
А

31 октября на Украине пройдут выборы в местные советы. Несмотря на кажущуюся для стороннего наблюдателя (не следящего за тонкостями украинских внутриполитических игр) малую значимость события, именно эти выборы сопряжены со значительным напряжением сил многих участников, каждый из которых решает весьма специфические задачи и преследует далеко идущие цели. Ибо дальнейшая судьба участников «борьбы за местные советы» во многом зависит от результатов этих выборов. Кстати, завершающаяся предвыборная кампания несмотря на особенности, характерные для стратегии тех или иных политических сил Украины, имеет и общие черты:

1. Полагаю, что эти выборы едва ли не самые вялотекущие за все время проведения местных выборов с точки зрения собственно политической борьбы в ее чистом понимании. Даже политтехнологическая компонента если и присутствует, то преимущественно обусловлена позициями и стратегиями внешних игроков. Ни одна из политических сил, которая изъявила желание принять участие в этих выборах, не предложила практически ни одной оригинальной идеи, концепции, видения относительно будущего Украины или путей развития тех или иных регионов. В большинстве своем все ограничилось традиционными обещаниями «построить дороги, улучшить образование, победить коррупцию» и т.д.
 
2. Вместо политической борьбы основной интригой кампании стало умение правильно структурировать нормативное и административное поле противостояния. Отсюда и доминирующие темы всей предвыборной кампании: будут ли участвовать в выборах политические силы С. Тигипко и А. Яценюка? Что будет с БЮТ, которому пришлось экстренно заняться ребрендингом? В целом это никак не поспособствовало повышению политической конкуренции, с одной стороны, а с другой – однозначно поставило под сомнение легитимность окончательных результатов выборов.
 
Таков общий фон предвыборной кампании. В то же время каждая из политических сил столкнулась с необходимостью решать задачи, значение которых находится в сфере самого выживания этих сил и их политического будущего (или в некоторых случаях – будущего их лидеров).
 
 
 
1. Партия регионов: «Строим новую страну!»
 
Совершенно очевидно, что результаты предстоящих выборов  - это во многом оценка избирателями результатов деятельности новой команды за истекший период. Несмотря на статус «партии власти», Партия регионов пришла к этим выборам с целым комплексом сложных внутренних проблем, которые могут существенно осложнить победу этой политической силы на местных выборах.
 
Во-первых, из всех предвыборных обещаний 2009-2010 годов можно считать более-менее выполненными лишь две позиции: возобновление конструктивных отношений с Россией и восстановление действующей вертикали власти. Однако даже здесь возникают серьезные вопросы. Например, говоря о восстановлении отношений (в первую очередь - экономических) с Россией, украинское руководство, как всегда, сделало шаг вперед и два назад. Большинство заявленных проектов носят де-факто реинтеграционный характер (объединение авиапрома, восстановление судостроительных заказов, попытки слияния Газпрома и Нафтогаза и т.д.). При этом категорически было сказано, что никакой речи о вхождении Украины в Таможенный союз (или тем более о восстановлении сотрудничества в рамках ЕЭП) быть не может. Выглядит это так же странно, как участие Украины во всех операциях НАТО при отказе от вступления в эту организацию.
 
Такие же вопросы относительно восстановления вертикали власти. Даже если не касаться проблемы того, насколько стратегически верным было это решение со стороны Президента и части его команды, остается немало сомнений в реальной эффективности и целесообразности произошедшего. Нет, безусловно, восстановление управляемости государства вещь нужная, однако на самом деле лишь косвенно относящаяся к нормативному полю и больше зависящая от политической и исполнительной культуры всех участников государственного управления. У новой власти это было априори, поэтому осуществление акции, которая вызвала широкий резонанс как на Украине, так и в мире и лишний раз дала аргументы борцам за демократию, выглядит, мягко говоря, недальновидным.
 
Кроме того, власть так и не выполнила значительной части своих обещаний. И центральным тут вновь станет вопрос о русском языке. По-своему понятно недоумение представителей крупного капитала относительно того, что этот вопрос может быть для кого-то принципиален. Действительно, нерешенность социально-бытовых проблем с точки зрения выживания человека более важны, однако в то же время именно такие вопросы общечеловеческого характера воспринимаются наиболее остро гражданами юго-востока Украины и у них для этого есть объективные причины, связанные с государственной политикой даже не последних пяти, а, скорее, почти двух десятков лет.
 
Во-вторых, реформы, которые затеяла власть, явно не популярны среди широких масс населения и вряд ли это тайна для функционеров из Партии регионов. По большому счету это даже логично: если бы реформы безоговорочно нравились, то, возможно, с ними что-то не так, ибо любая реформа предполагает достаточно резкую смену привычного образа жизни, а значит, необходимость вновь менять свое поведение и приспосабливаться к новой обстановке. Но здесь есть важный момент – это объяснительная система.
 
Вполне возможно, что все те реформы, о которых идет сейчас речь, действительно нужны и своевременны, однако именно их проведение высветило главную проблему Партии регионов: неумение обеспечивать информационную поддержку собственных действий. Националисты всех мастей (включая таких маргинальных, как ВО «Свобода») уверенно переигрывают их на информационном поле, обеспечивая себе нужные умонастроения у граждан.
 
В итоге недовольство со стороны граждан порождает глухое недовольство самих партийных функционеров Партии регионов и, соответственно, желание найти виноватых извне. Вполне возможно, что ответ здесь следует искать в политике самой Партии регионов, у которой нет настоящего понимания того, куда должны вести страну эти реформы (кроме тех, которые напрямую связаны с перераспределением властных полномочий). Строго говоря, даже сам лозунг предвыборной кампании «Строим новую страну!» может восприниматься весьма двусмысленно: «старая страна» не подошла, поэтому нужно все начать с чистого листа (между тем Партия регионов приложила немало сил для строительства как раз той, «старой страны»). Однако где гарантия того, что, если регионалы не могли ее построить раньше, им это удастся сейчас?
 
В-третьих, конституционная реформа, кроме сложностей восприятия в массовом сознании, скорее всего, приведет к актуализации внутрипартийной борьбы (хотя ее целью было как раз ее прекращение). В условиях ужесточения централизации власти и ослабления Верховной Рады именно местные советы и мэрские должности остаются едва ли не единственным местом, где можно, с одной стороны, сохранять партийную принадлежность, а с другой – обладать хоть какой-то автономией и правом на осуществление самостоятельной деятельности. Уже сейчас это приводит к ряду безобразных сцен борьбы между однопартийцами (о чем в своей статье писал В.Стоякин (1)).
 
В который раз Партия регионов своими руками разрушает собственный образ монолитной политической силы с железной дисциплиной, в которой нет внутренних противостояний, а есть лишь единицы - «анфан террибли» (вроде Т.Черновола), от которых партия просто очищается.
 
Это все, вместе взятое, и приводит к крайне сложной стартовой позиции для представителей Партии регионов на предстоящих в воскресенье выборах. А ставки для них необычайно высоки, ведь местные советы - это как раз та часть власти, которая реально управляет жизнью в регионах страны, а значит, может обеспечить спокойствие руководителей в Киеве. Кроме того, это возможность и дальше проводить свою политику на всех уровнях. Ведь если свои места получат оппозиционные партии (а таковыми, похоже, теперь является большинство, включая КПУ и Блок Литвина), это может крайне осложнить жизнь президенту и премьер-министру. Не факт, что везде удастся успешно организовать смену власти, как это было сделано в Киеве с Л.Черновецким.
 
В таких условиях появляется серьезное искушение «помочь» себе для обеспечения нужного результата и еще до выборов «притормозить» представителей других партий, будь то в законных административно-законодательных рамках или с помощью пиар-технологий (в данном случае мы не берем в расчет заявления оппозиции о возможной подтасовке результатов выборов). Такая политика регионалов бумерангом ударит по ним самим – она не позволит пройти в местные органы власти тем партиям, которые более отвечают социальному запросу юго-востока страны.
 
Вместе с тем можно предположить, что Партии регионов удастся добиться вполне приемлемого для них результата (с вкраплением «Сильной Украины» и нескольких иных партий). Одновременно регионалы обеспечат себе скрытый протест электората и дадут возможность Западу получить дополнительные козыри для давления в будущем.
 
 
 

(1) http://www.pravda.com.ua/columns/2010/10/26/5515308/

50
Поставить лайк: 145
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukraina-mestnye-vybory-osnovnye-igroki-i-ih-interesy-chast-i