Украина: Пушкин вне пространства и времени
6 июня Русский мир в очередной раз чествовал своего кумира, создателя русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. По случаю дня его рождения. Вот и у нас в Чернигове по этому поводу на Историческом Валу, у подножья памятника поэту состоялись литературные чтения, в которых местные поклонники его таланта выражали свои чувства, делились сокровенным.
Некоторые рассказывали, что у каждого из них свой Пушкин, и пришли они к нему в разном возрасте и при разных обстоятельствах. Но не прийти они не могли. Каждый из участников мероприятия цитировал самого Пушкина, читал стихи собственные либо других авторов, но все они были о русском гении. Ветеран труда Анатолий Вареник прочитал на украинском языке короткий стих о бессмертии Пушкина местного поэта Петра Зуба, бывшего преподавателя черниговского пединститута, написанный им по случаю 200-летия гения.
Для большинства из нас Александр Сергеевич является русским литератором, который жил и творил в России. Многие места в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Каменке, Тульчине и других населенных пунктах нынешней Украины связаны с его именем.
В сочинениях Пушкина украинская тематика появляется в связи с его пребыванием в т. н. южной ссылке (1820-1824 гг.), часть которой он провёл в Одессе. Этот период оказался выходом талантливого поэта в большой и самостоятельный мир. Здесь он находит первичный материал для своих будущих литературных шедевров. Впечатления от поездок нашли своё отражение и в прозе, и в лирике поэта.
Наиболее масштабным творением Пушкина на украинскую тематику является поэма «Полтава», в которой поэт проявил себя не только как литератор, но и как историк с философско-аналитическим складом мышления, изучившим прошлое страны, черты национального характера её народов, их быт и культуру.
Во время следования в ссылку и обратно Пушкин дважды проезжал через поселение старообрядцев в Добрянке, что на границе сегодняшней Черниговщины с Беларусью. Здесь он узнал важные подробности о судьбе бунтаря Пугачёва, который выдал себя за старообрядца при получении пачпорта. На Черниговщине проживала воспетая поэтом «гений чистой красоты» Анна Керн. Жена Пушкина Наталья Гончарова была правнучкой гетмана Петра Дорошенко.
В своих произведениях на украинскую тематику Пушкин подчеркивает роль простого народа, который не только не поддержал гетмана Мазепу, но и представлял собой силу, которая может однажды подняться на активный протест и мятеж.
А что связывает всемирно известного поэта с сегодняшней Украиной? После получения Украиной независимости в 1991 году и так называемой революции достоинства 2014 года здесь начался и продолжается процесс уничтожения и осквернения памятников политическим деятелям прошлого и культуры российского и советского периода. Не избежала эта участь и Пушкина. Например, ровно три года назад в Харькове его памятник был обезображен желтой краской и ругательствами.
А недавно депутаты Ивано-Франковского горсовета, охваченные националистическим угаром, решили убрать имя Пушкина с городских улиц за его «антиукраинскую позицию». По решению чиновников бульвар имени А.С. Пушкина стал называться Северным бульваром.
Но возникает вопрос: «Почему же поэт попал в немилость к киевским правителям, а так же к их холопам?»
Многие исследователи творчества Пушкина эту немилость объясняют главным образом знаменитой поэмой «Полтава» (1829), значительная часть которой посвящена гетману Ивану Мазепе, ставшему героем современной Украины. Пушкин же выставил его как убежденного и злостного изменника и фарисея.
В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин отмечает, что некоторым литераторам того времени хотелось бы сделать из Мазепы героя свободы, борца за независимость Украины, в то время как исторические факты свидетельствуют о его честолюбии, коварстве и злодеяниях. Он называет его клеветником Самойловича – своего благодетеля, мучителем несчастной любовницы Марии, изменником царя Петра Великого перед его победой под Полтавой, предателем Карла XII после его поражения в войне с Россией. Поэт подчеркивает, что память о Мазепе, «преданная церковью анафеме, не может избегнуть и проклятия человечества».
Войска Карла ХII и Мазепы были разбиты. В 1709 году Русская православная церковь наложила на Мазепу анафему, а царь Петр заочно наградил его единственным в своём роде орденом Иуды. Созданный образ Мазепы превратил Пушкина в заклятого врага самостийной Украины. Сегодня его труды, как автора литературного русского языка, практически выхолощены из программ средних школ, а сам русский язык системно удаляется из повседневного обихода.
В Верховной раде Украины зарегистрирован законопроект об исключительном использовании украинского языка во всех сферах общественной жизни. Даже в русских школах русская литература не является отдельным предметом. Труды русских классиков изучаются в минимальном объеме в процессе изучения иностранной литературы. Даже в русских школах творчеству Пушкина уделяется всего несколько часов. Многомиллионная русская община практически лишена права получать образование на родном языке. А это – политика дискриминации этнической идентичности народа.
Но встречаются и другие крайности. Так, на днях в Киеве разгорелся сыр-бор по поводу недавнего заявления президента РФ Путина о том, что история отношений России и Франции берёт своё начало ещё со времён Киевской Руси, когда дочь князя Ярослава Анна оказалась французской королевой. В Киеве по поводу этого заявления разразился такой протест, что любо-дорого слышать и читать. Глава МИД Украины Павел Климкин выдал гневный выпад на своей странице в «Твиттере»: «Проблема даже не в том, что Россия пытается «присвоить» Анну Ярославну, а в том, что, действительно, считает Анну русской. В этой связи буду считать Пушкина украинцем. В конце концов, украинские Одесса и Крым неоднократно вдохновляли его творческий гений».
На деле же «проблема» не в Пушкине, а в самом Климкине, который попал пальцем в небо. По всем критериям историографии, Пушкина следует считать потомственным эфиопом. Ведь его мать - Надежда Осиповна - являлась дочерью выходца из Эфиопии: именно от неё Александр Сергеевич унаследовал свою неординарную внешность. А чтобы включить его в число украинцев, необходимо создать теорию, согласно которой эфиопы являлись древними украми.
Мы учимся у Пушкина понимать весь Русский мир как самобытную цивилизацию, которая нуждается в постоянном совершенствовании и развитии. Пушкин - не только великий поэт. Он замечательный мыслитель и публицист. Судя по его последним стихам, он стоял на пороге нового периода своего творчества. И то, что его жизнь оборвалась так преждевременно, лишило Русский мир возможности общественного взросления. Сколько бы еще появилось новых произведений великой силы звучания.
Тайна и величие Пушкина – в его слове. Он обладал талантом провидца и верил в силу своего слова. Отсюда эти строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа», «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой». Для всех нас Пушкин – символ правды, неподкупности, честности и бесстрашия. Александр Сергеевич был, есть и будет одним из выдающихся литературных светил мировой цивилизации. Он по праву возглавляет список великих поэтов всех времён и народов. Его творчество не имеет границ, оно вне пространства и времени.
И несмотря на усилия нынешних правителей и всякого рода временщиков, стремящихся предать забвению имя великого поэта, совершить акты вандализма над памятниками ему, имя Пушкина и всё его творческое наследие должны, как и прежде, служить связующим звеном, объединяющим братские славянские народы: украинцев и русских.