ссылка

Из Курска и Полтавы стал виден Берлин

Заглавная иллюстрация: Курская битва. Фрагмент диорамы
Увеличить шрифт
А
А
А

Из Курска и Полтавы стал виден Берлин

«От Курска и Орла, война нас довела, до самых вражеских ворот. Такие, брат, дела...» – поётся в известной военной песне. Так и было в действительности.

Потерпев поражение в Сталинградской битве 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 годов, что стало коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны, провалом наступления войск стран «оси» на Восточном фронте и началом контрнаступления РККА, гитлеровское командование утвердило в апреле 1943 года план ответного стратегического наступления с задачей окружить и разгромить советские войска, дугообразно вклинившиеся в немецкую оборону в районе города Курска: операцию «Цитадель».

Командование вермахта сосредоточило с этой целью мощнейшую группировку, включавшую, по разным данным, до 900 тысяч человек личного состава, свыше 2700 танков и САУ, около 10 тысяч орудий, более 2 тысяч самолётов. Войска Красной армии численно не менее чем на треть превосходили противника в живой силе (имея при этом 600 тысяч человек в резерве), на столько же – в бронированной технике (3444 танков в строю, и 1,5 тысячи в резерве), почти вдвое – по количеству орудийных стволов и миномётов, при примерном равенстве авиационных средств.

Это свидетельствовало о том, что оборонная промышленность СССР вышла на должный уровень производства, гарантировавший разгром агрессора, несмотря на то обстоятельство, что на него продолжали работать военные заводы всей покорённой Европы, создавая иллюзию «несокрушимой мощи».

Немцы также не переставали уповать на превосходство в выучке своих войск, мастерстве военачальников, а помимо этого – традиционном преимуществе неожиданного удара. В чём тоже жестоко просчитались.

Началом осуществления операции «Цитадель» стало 5 июля 1943 года, когда в 5 часов утра гитлеровцами было предпринято наступление на Курск от Орла и Белгорода с целью прорыва с севера и юга линии советской обороны с задачей окружить войска Центрального и Воронежского фронтов.

Карта Курской битвы
Карта Курской битвы

С самого начала этот план был сорван. Зная заранее время немецкого наступления, командование РККА провело за 30 минут до начала его реализации контрартподготовку. Немецкие позиции были подвергнуты мощнейшему обстрелу, что сильно ослабило наступательный потенциал гитлеровцев. Фашистам удалось лишь незначительно вклиниться в глубину советских оборонительных линий, это стало единственной их «победой».

Советская Курская стратегическая оборонительная операция длилась с 5 по 23 июля. В ходе неё 12 июля на южном фасе Курской дуги в полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение во всей мировой истории, после которого на поле битвы осталось около 400 сожжённых бронированных машин. Ныне на этом месте создан музей-заповедник «Прохоровское поле», хранящий память о подвиге советского народа в Курской битве.

Битва под Прохоровкой. Фрагмент диорамы «Курская битва»
Битва под Прохоровкой. Фрагмент диорамы «Курская битва»

Вслед за Курской оборонительной последовали Орловская и Белгородско-Харьковская стратегические наступательные операции (кодовые названия «Кутузов» и «Румянцев»), проведенные соответственно 12 июля-18 августа и 3-23 августа. Вся совокупность трёх операций, именуемая Битвой на Курской дуге, продолжалась, таким образом, 49 дней и ночей.

В результате в ходе её осуществления умелых действий советских полководцев Георгия Жукова, Николая Ватутина, Михаила Катукова, Ивана Конева, Константина Рокоссовского, Павла Ротмистрова, Сергея Руденко, Кирилла Москаленко и других 5 августа были освобождены от гитлеровцев Орёл (утром) и вечером того же дня – Белгород. В честь этого события в Москве были даны салюты по 12 залпов из 124 орудий, первые за время войны.

Оба города с того времени стали называться «городами первого салюта», частям и соединениям, особо отличившимся при их освобождении, приказом Верховного главнокомандующего впервые были присвоены почётные наименования «Орловских» и «Белгородских» (Курск, как известно, был освобождён от немецкой оккупации ещё раньше – 8 февраля).

Белгород, Курск, Орел - города воинской славы. Монеты Банка России
Белгород, Курск, Орел - города воинской славы. Монеты Банка России

День полного разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве – 23 августа 1943 года – стал одним из дней воинской славы России, а города Курск, Орёл и Белгород – городами воинской славы, награждёнными в 1980 году орденами Отечественной войны I степени.

Одержав убедительную победу в Курской битве, Красная армия отбросила противника на 140-150 километров к западу, освободив в этот же день – 23 августа 1943 года – также Харьков, первую столицу Советской Украины.

Советские танкисты в освобождённом Харькове
Советские танкисты в освобождённом Харькове

Наступательный порыв Красной армии, взявшей стремительный разбег в Курской битве, был столь мощен, что силами Воронежского фронта, действовавшего на главном направлении, без перерыва были проведены в период с 26 августа по 30 сентября Черниговско-Припятская, Полтавско-Кременчугская и Сумско-Прилукская наступательные операции, а войсками Юго-Западного фронта – Донбасская (13 августа-22 сентября).

Про освобождение Полтавы стоит сказать особо. Ведь этот город был определён Гитлером как база для доукомплектования и усиления 6-й армии, дотоле победоносной – участницы взятия Парижа в 1939-м, овладения Киевом в 1941-м; отмеченная успехами в том же году при взятии Харькова и Белгорода. Командовать ею был поставлен один из разработчиков плана «Барбаросса» генерал Фридрих Паулюс, а за переформированием наблюдал лично фюрер, неоднократно посетивший Полтаву и отлично понимавший символизм происходящего: разгром России, пусть теперь и советской, должен был начаться там, где взошла неизреченная её воинская слава в знаменитом сражении 10 июля 1709 года.

Символизм сработал, однако, с точностью до наоборот: в Сталинграде армия Паулюса была разгромлена и пленена, включая её командующего, свежеиспечённого фельдмаршала. Красная армия начала от Волги свой неостановимый победительный поход на Запад.

Схема операции по освобождению Полтавы от немецко-фашистских захватчиков 22-23 сентября 1943 г.
Схема операции по освобождению Полтавы от немецко-фашистских захватчиков 22-23 сентября 1943 г.

Освобождение Полтавы от немецко-фашистских оккупантов произошло ровно через месяц после полного разгрома советскими войсками гитлеровцев в Курской битве – 23 сентября 1943 года. Символизм уже налицо, но главное всё же другое. Минуя все прочие даты – первого летописного упоминания (12 июля 1054 года, XI век), генерального сражения со шведами (начало XVIII века, выше упомянуто), «открытия» Малороссийской губернии 22 марта 1802 года, в которой Полтава стала административным центром, именно 23 сентября стало Днём города: слишком много горя и страданий принесла полтавчанам гитлеровская оккупация, продлившаяся 2 года и 4 дня. Соответственно, невероятно, неописуемо велика была радость освобождения.

Форсирование Ворсклы по трём бродам частями РККА в ходе проведения Полтавско-Кременчугской наступательной операции в 1943 году. Художник Юрий Каштанов
Форсирование Ворсклы по трём бродам частями РККА в ходе проведения Полтавско-Кременчугской наступательной операции в 1943 году. Художник Юрий Каштанов 

Высокий символизм происходящего прекрасно понимали политработники, командиры и бойцы Красной армии: ведь они подходили к Полтаве через места сосредоточения русской армии в 1709 году близ деревни Копылы, форсировали Ворсклу по тем же трём бродам около села Петровки, что и предводимые Петром I части накануне генерального сражения, шли черед поле преславной виктории. А полтавчане встречали их у памятника Славы – на том самом месте, где их героические предки, отстоявшие совместно с русским гарнизоном город от яростных шведских атак, приветствовали приезд царя-победителя. По воспоминаниям очевидцев и участников событий эти незабываемые картины реконструировал художник Юрий Каштанов.

Весь период украинской «независимости» продолжались яростные напалки на эти памятники: колонну Славы, являющуюся сакральным центром города, монумент на месте отдыха Петра I, стоящий «на фундаменте» дома казака Магденко, принимавшего царя, коменданту крепости полковнику Келину и доблестным защитникам Полтавы, «три месяца геройски отбивавшие все атаки шведов», о чём прямо написано на бронзовой доске. А также освободителям Украины от немецко-фашистского ига в 1943-м, в частности генералу армии Н.Ф. Ватутину – монументу, воздвигнутому в Полтаве по народной инициативе в начале улице, носящей его имя. Из постоянно обливали краской, пытались изуродовать, снести с глаз долой.

Справа: «Ты вернул нам жизнь!». Плакат периода Великой Отечественной войны. Художник Виктор Иванов. Слева – «Освобождение Полтавы 23 сентября 1043 г. Встреча у монумента Славы». Художник Юрий Каштанов
Справа: «Ты вернул нам жизнь!» Плакат периода Великой Отечественной войны. Художник Виктор Иванов. Слева – «Освобождение Полтавы 23 сентября 1043 г. Встреча у монумента Славы». Художник Юрий Каштанов

В настоящее время интернет приносит и вовсе недобрые вести: «...в начале сентября министр культуры (?!) и информационной политики Александр Ткаченко вместе со своими коллегами посоветовал демонтировать и убрать из публичного пространства российские имперские памятники». «Коллеги»-то откуда? – из Галиции, Европы, США? Куда «убрать» колонну высотой в трёхэтажный дом, узнаваемый и любимый полтавчанами символ города на протяжении двух веков, повторённый на миллионах открыток, картин, медалей, сувениров?

К счастью, далеко не все в Полтаве поражены вирусом исторического дебилизма, носители которого готовы превратить город в груду руин (подобно Риму, павшему под ударами варваров). Ведь даже гитлеровцы, захватившие Полтаву в сентябре 1941-го, за два года оккупации не разрушили ни одного из памятников Полтавской битвы, лишь ободрали с них бронзовые элементы для нужд своей военной промышленности.

Украинские неонацисты, как видим, готовы пойти дальше. Им противостоит глухой ропот, улавливаемый в комментариях, молчаливое сопротивление властей города, отмывающих памятники после «смелых» атак пачкунов, швыряющих в них банки с краской. Актом гражданского мужества и демонстрацией здравого смысла можно считать петицию архитекторов и историков города против демонтажа «имперских памятников» в Полтаве.

Полтава, утро 23 сентября 1943 года. Фотохроника
Полтава, утро 23 сентября 1943 года. Фотохроника

Вернёмся, однако, в ту победную осень 1943 года, когда утром 23 сентября (это был четверг) пехота и танки РККА заняли улицы города русской славы, подавив последние очаги сопротивления фашистов. Достаточно посмотреть на восторженные лица полтавцев в этот день, которые донесла до нас фронтовая фотохроника, чтобы понять всю низость и глупость современных неонацистских пропагандистов, распространяющих чушь о «советской оккупации». В рядах освободителей было немало жителей города и области. 

В тот же день, 23 сентября, Верховный главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ командующему войсками Степного фронта генералу армии И.С. Коневу, в котором были отмечены особо отличившиеся части и подразделения, освобождавшие Полтаву, названную «мощным узлом обороны немцев на левобережной Украине»: генерал-лейтенантов А.С. Жадова, И.М. Манагарова, С.К. Горюнова. Почётное наименование «Полтавских» было присвоено 11 дивизиям и полкам. Вечером того же дня, в 21 час, Москва от имени Родины 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий салютовала нашим доблестным войскам, освободившим город Полтаву.

Красноармейская газета «Залп» за 24 сентября 1943 г.
Красноармейская газета «Залп» за 24 сентября 1943 г.

Газеты с текстом этого приказа и рассказами о героях боёв за город уже на следующий день раздавались на улицах и площадях Полтавы. На этот день 24 сентября попадает празднование Казанской-Каплуновской иконы Божией Матери, названной Споспешницей Полтавской победы. Безусловно, в газетах того времени об этом не было ни слова. Но каждому православному человеку прекрасно известен этот феномен: «незримо предстоит». Это опять-таки о символизме происходившего. 

* * *  

К концу сентября, первого месяца осени 1943 года, вся Левобережная Украина была полностью освобождена от немецкого ига. Треть расстояния от Курска до вражеских ворот была пройдена. Но впереди оставались долгих 19 месяцев кровопролитной войны: противник был ещё силён и отчаянно цеплялся за каждую пядь завоёванной им земли…

Заглавная иллюстрация: Курская битва. Фрагмент диорамы.

471
Поставить лайк: 510
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору