Украина с царём
Километрах в ста пятидесяти на юг от Киева в зелёной холмисто-лесистой живописной местности есть монастырь в честь Царственных мучеников… Думаете, «не может быть!»? Есть. Замечательно, что в государственных структурах обитель зарегистрирована в разгар Майдана – в день памяти Андрея Первозванного, 13 декабря 2013-го.
17 июля 2019 в монастыре было оживлённо: престольный праздник – день Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексея, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Приготовления к литургии происходили в монастырском скиту, в Монастырке, в паре километров от монастыря. В древности здесь была пещерная обитель, провалы в земле и пещерные ходы видны то там, то тут. Фундаментальных строений пока в скиту нет. Лишь в одном из провалов начато возведение кирпичного храма, да на главной поляне есть временная конструкция с куполом и алтарём под ним. Над головами хмурое небо, в котором время от времени появляется солнечное око. Священники в красном и монашествующие готовились встречать правящего архиерея – митрополита Августина. По благочестивому обычаю для владыки выложена дорожка из живых цветов…
Возникновение Царского монастыря в центре Украины связано с благословением протоиерея Николая Гурьянова, одного из самых почитаемых старцев конца ХХ – начала ХХI веков, подвизавшегося на острове Талабск (Залита) на Псковском озере. На лодках и корабликах к о. Николаю приезжали тысячи людей. Служил он на Залите более сорока лет. Знавшие его, понимали, что старец, не будучи монахом, но живущий строже, чем монах, ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих духовных чад, их внутреннее устроение.
Между прочим, о. Николай стал прообразом чудотворца в известном фильме «Остров».
Рассказывает настоятель Царского монастыря архимандрит Трифон (Зинченко): «Я ездил к о. Николаю… Мой духовник благословлял. В последний мой приезд, в 2002 году, старец вдруг сказал: «Если будет у вас на приходе монастырь – пусть будет Царственных мучеников…» Было смущение. Да, Царская семья уже прославлена (прославлена 20 августа 2000 года в сонме Новомучеников и Исповедников Российских). Думал, как это – такие на Украине времена надвигаются, голову свернут! Поехал к своему духовнику архимандриту Амвросию (Юрасову). Тот говорит: «Ничего не будет!»
Благословение старца нужно исполнять. Но шло всё медленно. В 2008 на Синоде УПЦ утвердили название. А в госорганах – уже во время как майдан заваривался, на Андрея Первозванного получили регистрацию».
Протоиерей Николай Гурьянов (даты земной жизни 24 мая 1909 – 24 августа 2002) связывал разрушение исторического государства и все беды напрямую с цареубийством. «Мы сможем все поправить в России только после того, как осознаем весь ужас всего содеянного с Царской семьей», – говорил он. Невозможно знать почему, но можем догадываться, зачем в возрасте 9 лет ему духом было открыто происходившее в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Он вспоминал: «17 июля 1918 года. Мне девять лет… Прибегаю к маме, плачу и кричу: «Мама, мама! Царя убили! Всех! И Царевича!… Ох, и накажет их Господь, окаянных, за то, что они с ними со всеми сделали!»...
Подробности чудовищного злодеяния были открыты духом не ему одному. Блаженная старица Дивеевская Мария Ивановна в ночь на 17 июля 1918 года, по воспоминаниям монахинь, страшно бушевала, неистово кричала: «Царевен – штыками!..» Отец Николай имел опыт духовного общения с Царской семьёй... Он говорил о дне так называемого отречения, когда отрёкшийся от веры народ потерял царя: «Второе марта – день нашего позора…»
Полный титул Николая II содержит в перечне земель, помимо прочего: «… император и самодержец… Киевский… царь Херсонеса Таврического… государь и великий князь… Черниговский… и прочая…».
Благочестивый император Николай Александрович бывал в Киеве множество раз – по конкретным поводам и проездом. Например, по пути на отдых в свою Таврическую резиденцию. Одним из самых замечательных царских мест в Киеве можно назвать Покровский монастырь, во многом счастливо сохранившийся до наших дней. Император с Александрой Фёдоровной в 1896 году посетили в Киево-Покровской обители августейшую инокиню Анастасию (тётку Николая II) и присутствовали при закладке грандиозного соборного храма во имя святителя Николая. Император тогда же распорядился выделять на нужды монастыря из казны ежегодно 80 тысяч рублей. Бывая в Киеве, он неизменно посещал киевские святыни – Софию Киевскую, где молился у мощей святителя Макария, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха; Киево-Печерскую лавру… Один из генералов, имевших честь сопровождать императора, запечатлел, что в лавре было «удивительно красиво: под чудный звон всех лаврских колоколов шел государь к залитой огнями свечей церкви, среди выстроенных по пути иноков в своих длинных черных мантиях, низко, почти до земли кланявшихся своему царю…».
В Чернигове и доныне красуется здание, вероятно, лучшее в городе, именуемое "Епархиальный дом имени государя императора Николая II", которое уже многие годы функционирует как филармония.
27 марта 1915 император Николай Александрович посетил Львов, записав в дневник: «Очень красивый город, немножко напоминает Варшаву, пропасть садов и памятников, полный войск и русских людей». Во Львове он присутствовал на молебне в военно-полевой церкви Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали». Между прочим, правящий архиерей архиепископ Евлогий (Георгиевский) в приветственной речи тогда сказал: «Ваше Императорское Величество, Вы первый ступили на ту древнерусскую землю, вотчину древних русских князей – Романа и Даниила, на которую не ступал ни один русский монарх. Из этой подъяремной, многострадальной Руси, откуда слышались вековые воздыхания и стоны, теперь несётся к Вам восторженная осанна…»
С особым чувством сейчас перечитываются строки дневника императора от 14 апреля 1915 года: «В 9 час. приехал в Одессу. По дороге в собор стояла масса войск, учебных заведений и народа. Порядок был удивительный. На Куликовом поле состоялся смотр войскам, входящим в состав десантного корпуса. Радовался увидеть дорогой Гвардейский экипаж в боевом составе. Посетил военный госпиталь и городской лазарет…»
С Одессой связан любопытный царский сюжет, в центре которого медный крест, отлитый из мелких денег, пожертвованных солдатами, уходившими защищать Севастополь в 1854 году. Крест, хранившийся со времен Крымской войны в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, во время Великой войны был преподнесён архиепископом Назарием (Кирилловым) императору, чтобы он был водружен в Царьграде, на Святой Софии. Победа казалась несомненной и близкой. Размеры креста невелики 45х25х3,5 (см), ценность его безмерна. На обратной стороне надпись: «Крест сей сооруженъ из грошей и пятаков, которые клали на свечи войска, проходившiя в Крым въ 1854 год при свершенiи имъ напутственного молебствiя на Одесской Соборной площади». Солдатский крест для Царьграда, считавшийся многие годы утраченным, не так давно вернулся в Одессу и ждёт перемены времён.
Во время литургии митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич) произнёс с любовью прочувствованную проповедь о святых страстотерпцах… А после праздничного обеда сказал о своей мечте: «Планирую на следующий год (даст Бог, всё утихнет) взять два купе для военных и отправиться в паломничество, делая остановки на сутки в монастырях, в том числе на Урале, в Екатеринбурге… И так до Владивостока! А дальше посмотрим. Может, и Японию посетим».
Достопримечательностью монастыря Царственных мучеников в Кисловке является пещера в лесу. В своё время по ходатайству архимандрита Трифона специалисты из столичной организации «Подземный Киев» провели там раскопки пещер, длину замерили – 33 м. По мнению археологов, в пещере находился древний монастырский скит, в котором подвизались три монаха, жившие по Афонскому уставу. Было обнаружено место очага, место для отдыха, где нельзя было прилечь в полный рост. Сохранились ниши для свечей, седалища, вентиляция, небольшой погребок. На стене рисунки – начертания двух голгофских крестов и имени «Мануил». Есть и другие подземные завалы, которые ждут своих исследователей и меценатов-жертвователей.
Где же находится дивный монастырь?
Женский монастырь Святых Царственных мучеников расположен в Таращанском районе Киевской области, в селе Кисловка на Церковной горе.