Украина учится жить без российского газового транзита
Традиционно позитивное сальдо торгового баланса по услугам начало ухудшаться. Несмотря на высокие темпы роста экспорта авиационных и IT-услуг январский профицит сократился до $174 млн., что на $11 млн. меньше, чем в январе 2017-го и значительно уступает последним трем месяцам 2017 года, когда «плюс» от торговли услугами колебался возле отметки $250 тыс. Главные факторы – рост импорта и падение транзита российского газа, заменить выпадающие доходы от которого пока нечем.
«Выступала офшором для других стран»
В целом экспорт услуг продолжал расти. В январе он увеличился на 9,5%, что в точности совпадает с динамикой прошлого года. Украина продолжает выбираться из ямы 2014-2016 гг., когда продажи услуг стремительно падали, но до уровня 2011-2013 гг. еще далековато.
Основные драйверы роста в начале 2018-го – авиационный транспорт (+33,9%) и IT-сфера (+57,8%). А вот трубопроводный транспорт заметно сдал (-29,9%) из-за теплой погоды в Европе и, соответственно, падения объемов прокачки российского газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС).
Экспорт услуг Украиной в 2017 году
По данным Государственной авиационной службы, в январе пассажиропоток воздушных гаваней Украины увеличился на 17,9%, хотя в январе 2017-го рост был существенно выше (+41,8%). На 43,8% прибавилось людей в киевском аэропорту «Жуляны», пассажиропоток достиг 155 тыс. чел. На втором месте – Львов с 85,6 тыс. чел. (+46,3%), на третьем Харьков с 59,5 тыс. пассажиров (+25%).
В отличие от прошлого года, когда перевозки отечественных и зарубежных авиакомпаний увеличивались синхронно, в начале 2018-го наметился перекос в сторону иностранцев. Возможно, именно использованием ими украинской инфраструктуры объясняется и рост экспорта авиационных услуг. В феврале основные аэропорты Украины нарастили пассажиропоток еще больше (Жуляны +51,6%, Львов +50%, Харьков +34%). А поскольку основным драйвером остаются международные перевозки, экспорт авиационных услуг продолжит расти.
Приходу иностранцев на украинский авиационный рынок во многом способствовало правительство, привлекая международных перевозчиков в страну и продавая государственное имущество. «Собственно, над этим мы и работаем, разрабатывая закон о концессии, который уже в парламенте, и ряд других законов. Возможность приватизации и концессии крупных стратегических объектов в Украине нужна для того, чтобы была частная конкуренция», - объясняет министр инфраструктуры Владимир Омелян.
А вот с услугами по ремонту военной авиации дела обстоят несколько иначе. История с МиГ-21, которые «Укрспецэкспорт» собрал из непригодных к эксплуатации болгарских, йеменских и алжирских истребителей, перебил номера, перекрасил и передал Хорватии под видом «глубоко модернизированных», похоже, подошла к концу. По сообщениям хорватской газеты Jutarnji List, после завершения специального расследования Загреб отправил украинскому правительству официальное обращение, в котором потребовал заменить четыре МиГ-21 на исправные. На сей раз под государственные гарантии. Сам «Укрспецэкспорт», как водится, свою вину отрицает. Но при этом жалуется, мол, «несмотря на то, что украинское предприятие имеет значительно больший опыт по выполнению капитального ремонта указанного типа авиационной техники, а также санкции Европейского союза в отношении Российской Федерации» по итогам тендера на капремонт 10 вертолетов Ми-171Ш Минобороны Хорватии заключило контракт с АО «Вертолеты России».
Источник: НБУ
Что касается роста экспорта IT-услуг, то ему способствует фискальная политика государства, точнее ее отсутствие. «Климат для IT-отрасли в Украине можно охарактеризовать как достаточно позитивный. Безусловно, есть моменты, которые могут смущать, но они больше из регуляторной плоскости и их сложно назвать критичными. Что хорошо, позитивно влияет на IT-компании в Украине – что отдельного регулирования IT-отрасли не существует», - подчеркивает руководитель направления PR ассоциации «Информационные технологии Украины» Ярослав Кутовый.
Количество IT-специалистов на Украине за 5 последних лет выросло на 144%, на сегодня составляет около 116 тыс. человек. Но «на внутреннем рынке, к сожалению, практически никто из них не специализируется», говорит председатель правления Ассоциации предпринимателей информационных технологий Украины (АПИТУ) Эллина Шнурко-Табакова. Она считает, что из-за отсутствия какого-либо внутреннего государственного регулирования отрасли «Украина выступала офшором для других стран и показывала, что может качественно и правильно участвовать в самом современном рынке». Потенциал роста у такой IT-махновщины на самом деле большой, правда, многое зависит от того, как долго будут терпеть такой самозваный офшор конкуренты.
Еще одна заметная статья экспорта – давальческие схемы, когда из иностранного сырья или деталей, а зачастую и на иностранном оборудовании, дешевые украинские «руки» собирают продукцию для заказчиков в Германии, Польше и Венгрии. В основном это одежда, обувь, химия, автопром, мебель. «Производство по давальческим схемам надо развивать, так как это рабочие места, стабильные зарплаты и отсутствие проблем для наших производителей со сбытом продукции», - считает президент "Украналитцентра" Александр Охрименко. Правда, полностью заменить главный источник валютных поступлений от экспорта услуг ни IT, ни авиация, ни давальческие схемы пока не могут. А с ним у Украины проблемы.
Источник: delo.ua
В январе-феврале 2018-го «Газпром» поставил в Европу через ГТС Украины всего 11,33 млрд. кубов, что на 28,3% меньше, чем в январе-феврале 2017-го. Если экстраполировать эту цифру на будущее и учесть, что в прошлом году прокачка российского газа принесла Украине $3 млрд., то к концу года «Нафтогаз» недосчитается около $0,85 млрд. доходов, заместить которые нечем. В начале марта «Укртрансгаз» зафиксировал 30%-ный всплеск объемов российского транзита, но это связано с аномально холодной погодой в Европе и вряд ли можно считать устойчивой тенденцией.
Старая проблема и ее «креативное» решение
Еще быстрее рос импорт услуг, который по итогам января увеличился на 13%. Ощутимо добавили «путешествия» (+20,2%) и покупка услуг морского транспорта (+100%), что связано с закупками американского и канадского антрацита. Дело в том, что помимо того, что уголь из Северной Америки в черноморских портах и без того не дешевый, заокеанские партнеры предпочитают доставлять его туда исключительно на своих судах, что негативно отражается на украинском торговом балансе.
Получается, что продолжать закрывать дыру от дефицитной внешней торговли товарами за счет услуг становится все сложнее. Даже при взрывном росте экспорта IT-разработок, авиационных сервисов и наращивании количества давальческих схем. В итоге «возрождается проблема, которая уже не раз приводила страну к серьезным валютным стрессам. Потому важно среагировать на ситуацию в зародыше, понимая ее причины. Если ранее они находились в плоскости политики обменного курса, то сейчас обусловлены принятием социальных решений, не согласующихся с динамикой экономики», подчеркивает бывший министр финансов Виктор Пинзеник.
Решать ее Киев собирается за счет наращивания экспорта услуг, трогать импорт (заокеанский фрахт, путешествия) пока не планируют. В частности, Минэкономразвития начало разработку секторальных и кросс-секторальных экспортных стратегий, что предусмотрено Дорожной картой стратегического развития торговли на период 2017-2021 гг., утвержденной правительством 27 декабря прошлого года. Всего Кабмин выделил семь перспективных секторов, из которых половина связана с экспортом услуг. Это IT, креативные индустрии (дизайн, кинематограф, телевидение, радиовещание, реклама), туризм, а также техническое обслуживание и ремонт воздушных судов. Откровенно говоря, кроме IT-услуг украинский экспорт остальных секторов имеет очень туманную перспективу. Хотя и в случае с информационными технологиями вмешательство государства может не помочь, а навредить отрасли.
В аналитической части Дорожной карты утрату российского рынка правительство называет «серьезной проблемой для украинских производителей», а также сетует, что «новые экспортные рынки лишь частично компенсировали утрату традиционных для Украины рынков». Но парадоксальным образом перспективу для отечественных компаний Кабмин видит «на рынках таких стран, как Китай, Япония, США, Канада, а также рынках ЕС, ЕАСТ, Азии и Африки». Словом, где угодно, кроме ЕАЭС и РФ.