ссылка

Украина в тисках политической изоляции

Увеличить шрифт
А
А
А

Нынешнее лето стало для Украины жарким не только в прямом, но и в политическом смысле. Осенние выборы в парламент вынудили все политические силы активно работать, невзирая на сезон отпусков. Но если их активность еще можно объяснить исключительно местными условиями, то происходящие вокруг Украины внешнеполитические события говорят о том, что нестабильность внутри страны стала объектом пристального внимания дальнего и ближнего зарубежья. Украинская власть в борьбе с оппозицией и попытками «приватизировать все и вся» незаметно для себя вплотную подошла к той границе, за которой начинается сначала политическая изоляция, а вслед за ней силовое «принуждение к демократии».

Евро-2012 как политический провал

Широко разрекламированное футбольное шоу Евро-2012 стало не только экономическим провалом (даже если посмотреть на цифры, которые дают официальные представители власти, потрачено 5,5 млрд. долларов, получено в виде валового дохода около 1 млрд., соответственно, минус 4,5 млрд. долларов), но и политической катастрофой. На матчи Евро-2012 в Украину не приехали поддержать свои сборные официальные лица практически всех стран, команды которых играли на украинских стадионах. Ни чиновников, ни политиков на стадионах за единичным исключением не было.

Заявления же отдельных украинских чиновников о том, что, мол, футбольное первенство  - это исключительно спортивное событие, а ни в коем случае не политическое, звучат как слабое оправдание провала. Футбол уже давно стал неотъемлемой частью европейской политики. Несмотря на видимость жесткой борьбы с футбольными тиффози, власти всех стран активно (хотя и негласно) поддерживают движение болельщиков, так как оно дает возможность переключить внимание значительной части пассионарной молодежи с социально-политического (военного) дискурса на спортивный. Тем самым делая их безопасными для правящих элит.

И присутствие высших госчиновников на знаковых футбольных матчах (особенно уровня игр сборных государств) давно уже является бонтон для европейского истеблишмента, не говоря уже о том, что в тени таких «футбольных визитов» проходят неформальные встречи и ведутся дипломатические переговоры. Игнорирование же выступлений своих сборных на Евро-2012 – это показатель крайней незаинтересованности европейцев лишний раз общаться с представителями украинской политики в принципе.

«Список Магнитского» для Украины

Ситуация с преследованием украинской оппозиции вылилась в череду дипломатических конфликтов для Украины. Еще в октябре прошлого года, когда был обнародован приговор украинскому экс-премьеру, именно американская Хельсинкская комиссия выступила с самым жестким заявлением. Пока официальные структуры ЕС аккуратно намекали украинским властям на свою обеспокоенность ситуацией с преследованием оппозиции, в США прямо заявили: «Политически мотивированный приговор Юлии Тимошенко ярко иллюстрирует кризис демократии в Украине. Преследование Тимошенко и приговор по ее делу ставят под большой вопрос преданность Украины стандартам соблюдения прав человека, нормам демократии и верховенства права, которые исповедует ОБСЕ»[i]. Но украинская власть «не вняла». В результате в Сенате США зарегистрированы уже две резолюции, которые предлагают применение санкций относительно Украины[ii]. Так, в мае сенатор-республиканец Джеймс Инхоф предложил проект резолюции, который призывает объединить международные усилия относительно освобождения Юлии Тимошенко и других оппозиционеров. Сенатор предлагает запретить въезд в США украинским должностным лицам, в том числе президенту Виктору Януковичу и генпрокурору Виктору Пшонке. А в середине июля другой сенатор-республиканец Кристофер Смит презентовал свою резолюцию. Она призывает к отказу в выдаче американских виз украинским должностным лицам, причастным к серьезным нарушениям прав человека, антидемократическим действиям, таким как фальсификации на выборах или коррупция.

Свидетельством серьезной обеспокоенности американских властей ситуацией в Украине является и обнародованный отчет международной организация Freedom House, которая главными проблемами в Украине называет выборочное преследование оппозиции, коррупцию и контроль власти над средствами массовой информации. Отчет под названием «Защищая украинскую демократию-2» организация обнародовала в четверг, 19 июля, в Вашингтоне. Год назад организация уже представляла документ относительно состояния демократии в Украине. Обновленный мониторинг говорит о пристальном внимании именно к ситуации в нашей стране.

Freedom House – организация-то вроде и международная и неправительственная, но именно ее отчеты часто фигурируют в качестве предпосылок для введения Соединенными Штатами тех или иных санкций против определенных режимов.

Напомню, что задолго до принятия ПАСЕ резолюции о функционировании демократических институтов в Украине оппозиция передала руководству США и Европейского союза список украинских чиновников, к которым нужно применить санкции и запретить въезд на территорию этих стран[iii]. Список возглавил президент Украины Виктор Янукович. На втором месте – его сын Александр Янукович. На третьем – бизнесмен Дмитрий Фирташ. Похоже, что этот украинский аналог «списка Магнитского» скоро может стать не только просьбой оппозиции.

Украинская власть проигрывает европейские суды оппозиции

21 января 2011 года экс-министр МВД Юрий Луценко обратился в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). А в начале июля 2012 он выиграл судебный процесс против Украины: ЕСПЧ признал его таким, что нарушает права человека. Решение было обнародовано 3 июля сего года в Страсбурге по результатам рассмотрения жалобы «известного оппозиционного политика на его арест»[iv]. Суд обязал Украину выплатить Луценко 15 тыс. евро моральной компенсации. В частности, суд насчитал семь нарушений конкретных статей Европейской конвенции по правам человека: два нарушения параграфа 1 статьи 5 (право на свободу и безопасность) в отношении ареста и заключения Луценко под стражу, нарушение параграфа 2 статьи 5 (право быть информированным в отношении причины ареста), два нарушения параграфа третьего статьи 5 (право оспорить свое содержание под стражей) и нарушение статьи 18 (пределы использования ограничений в отношении прав и свобод, гарантируемых Конвенцией).

Такое решение Европейского суда (кстати, очень быстро принятое) стало неожиданностью для нового украинского омбудсмена. «Комментировать и выполнять его должен нынешний правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека Назар Кульчицкий. Относительно меня, то я ожидала не такого решения Европейского суда»,- сказала Валерия Лутковская, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека[v]. Судя по тому, как развиваются события вокруг Украины, то удивляться ей придется все чаще и чаще.

Бесперспективное парафирование Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС

19 июля без особой помпы прошла очередная стадия парафирования текста Соглашения о создании Зоны свободной торговли (далее – ЗСТ) между Украиной и ЕС. Напомню, что 2 апреля этого года под фанфары прошел первый этап недопарафирования. Теперь же оно завершено.

По мнению министра экономического развития и торговли Украины Петра Порошенко, только четкая организованная работа, в том числе возглавляемого им министерства, МИДа и миссии в Брюсселе позволила ускорить завершение парафирования, которое могло затянуться до конца года.

Однако реальность более прозаична и к усилиям украинской стороны имеет весьма отдаленное отношение. В еврозоне усиливается рецессия, экономика приближается к состоянию коллапса, рейтинги банков и стран понижаются чуть ли не ежемесячно, евро дешевеет по отношению к доллару, но и это не помогает повысить конкурентоспособность европейской экономики. В этих условиях ничем не ограниченный выход на украинский рынок позволит урвать «хоть шерсти клок». Конечно, это не сильно поможет ЕС, но там, похоже, сейчас цепляются за любые возможности.

Тем не менее еврочиновники и европолитики четко отделяют свои экономические интересы от фантазий украинских политиков. Подписание и ратификация Соглашения об ассоциации и ЗСТ будет невозможной, если Украина срочно не обратит внимания на резкое ухудшение демократии и верховенства права. Об этом заявили в интервью «Центру Разумкова» президент Европейской Комиссии Жозе Мануэья Баррозу и Высокий представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. «К сожалению, после 2010 г. мы постоянно получаем сообщения об ухудшении свободы слова и собраний. Обеспокоенность вызывает независимость судопроизводства после судебной реформы 2010», - сказали они. «Сначала мы толковали сомнения в пользу Украины, надеясь, что события, которые повлекли нашу обеспокоенность, были лишь отдельными инцидентами», - отметили чиновники ЕС. «Сейчас они, как представляется, приобрели системный характер, вызывая очень серьезные сомнения относительно приверженности Украины нашим общим ценностям», - подытожили Баррозу и Эштон[vi]. Так что надеяться на ассоциацию с ЕС Украине явно не стоит.

Украинская «многовекторная» внешняя политика (подкрепленная внутренними преследованиями оппозиции) дала свои результаты: с украинскими политиками и чиновниками не хотят иметь дел ни на Западе, ни, похоже, на Востоке. Переход же к преследованию оппозиционной прессы, в частности уголовные дела против журналистов газеты «Левый Берег» и телеканала TVi, могут способствовать переходу от политической изоляции к преследованию украинских чиновников и политиков посредством механизма европейской и международной юстиции. Замечу, что демократия тут не всегда на первом месте. Рост коррупции в Украине уже начал вредить крупному иностранному бизнесу, работающему здесь.

И если в защиту «демократических ценностей» Запад может долго и нудно использовать всевозможные «резолюции» и «осуждения», то свои экономические интересы он привык отстаивать с оружием в руках. Как непосредственно (ливийский сценарий), так и с помощью аналогов «арабской весны». Не зря же Януковича все чаще начинают сравнивать на Западе с Каддафи и Мубараком…

 

2399
Поставить лайк: 122
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору