ссылка

Украинский парламент как Колизей: битва на языках

Увеличить шрифт
А
А
А

24 мая Верховная Рада Украины подтвердила свою репутацию одного из самых драчливых парламентов в мире. Народные депутаты Украины, не дожидаясь принятия соответствующего законопроекта, начали снимать друг с друга неприкосновенность, используя как кулаки, так и подручные средства. Формальным поводом для потасовки под куполом зала заседаний стал вопрос о языках. 

 
На первый взгляд ситуация проста и понятна: с одной стороны, в «битве костюмов от Армани и Бриони» принимали участие представители правящей коалиции, вроде бы, выступавшие за повышение статуса русского языка в Украине, а с другой стороны – непримиримая оппозиция, яростно отстаивавшая «привилегированное» положение «мовы». Однако политическая реальность практически никогда не совпадает с видимостью, которую транслируют СМИ и хотели бы видеть политики. Ситуация, которая складывается в Верховной Раде, является следствием начавшейся, а точнее продолжающейся избирательной парламентской кампании, в которой языковой вопрос лишь один из инструментов борьбы за электорат.
 
Анализ фактов вызывает некоторые вопросы в отношении того, насколько искренней была попытка регионалов добиться именно 24 мая принятия законопроекта об основах государственной языковой политики. Однако обо всем по порядку. Уже не впервые Партия регионов и ее лидер Виктор Янукович обещают своим избирателям повысить статус русского языка сначала, до уровня второго государственного, впоследствии, до уровня регионального, что также неплохо, поскольку сейчас он не имеет вообще никакого статуса. Однако дают они обычно данные обещания исключительно в канун выборов и ровно до того момента, пока не получают власть. После этого все обещания забываются.
 
Точно так же происходило и после выборов Президента. В 2010 году, когда Партия регионов и Виктор Янукович имели максимальный уровень поддержки и без особых сложностей проводили в жизнь такие тяжелые решения, против которых активно выступала оппозиция, как подписание Харьковских соглашений или принятие пакета реформ, думаю, они могли на этом фоне просто и непринужденно решить языковой вопрос. Однако его рассмотрение отложили до 2012 года и дотянули до начала избирательной парламентской кампании. Напомним, что рейтинг Партии регионов сейчас намного ниже, чем два года назад.
 
И 24 мая провластные депутаты сделали все, чтобы, как минимум, «принять меры» по выполнению обещаний. Однопартиец Василия Хары Юрий Мирошниченко уже после драки заявил, что задачей Партии регионов было вынести на рассмотрениеРады вопрос о статусе языка. Замечу, не предоставить русскому языку статус второго государственного, а вынести на рассмотрение парламента вопрос о языке в общем.
 
При этом парламентское большинство имело все возможности, чтобы принять решение, а не просто вынести вопрос в Парламент. И принять решение даже в случае блокирования оппозицией трибуны. Подобные прецеденты в украинском парламенте уже случались и регионалы в таких случаях жёстко продавливали свои решения. Поэтому, очевидно, что не драка в реальности помешала провести голосование. Тогда что?
 
Здесь следует вспомнить еще один любопытный момент: еще до драки представители, казалось бы, абсолютной лояльной фракции «Реформы ради будущего» внезапно отказываются голосовать за законопроект о языковой политике, внесенный представителем Партии регионов и оставшийся после снятия авторами альтернативных законопроектов единственным на повестке дня. Что, между прочим, говорит о наметившимся расколе в провластных фракциях и обострившейся борьбе за гарантии для «тушек» на предстоящих выборах. Здесь мы вступаем в область предположений, которые без инсайдерской информации имеют равную степень достоверности. Возможно, именно этот факт остановил депутатов от Партии регионов в попытках добиться голосования. Оппозиционеры, развязав драку, таким образом «выручили» регионалов.
 
Следует обратить внимание на следующее:
 
·        Законопроект был поставлен на обсуждение задолго до времени окончания заседания Верховной Рады, хотя изначально было ясно, что оппозиция будет блокировать трибуну, и попытается сорвать голосование, а включение законопроекта в повестку дня под вечер, давало возможность принять его, взяв оппозицию измором;
 
·        Презентуя свой законопроект, Вадим Колесниченко пространно обосновывал его принятие требованиями европейского сообщества гармонизировать украинское законодательство с европейскими же нормами, в частности, Европейской хартией региональных языков.
 
Нельзя исключать, чтоосновной задачей Партии регионов было воспользоваться скандалом в парламенте ввиду недостачи голосов за законопроект, тем самым переложив на оппозицию ответственность за непринятие закона. По моему мнению, это и было сделано. Именно демарш союзников вывел ситуацию на неконтролируемый уровень. У Партии регионов банально не хватило бы голосов принять свой же законопроект и без весьма активного сопротивления оппозиции.
 
До начала драки ничего сверхординарного (а блокирование трибуны – это мероприятие, часто встречающееся в украинской практике последних лет) не ожидалось. Сложно сказать, по какой причине – у кого-то сдали нервы или было принято решение идти на политическое обострение – но вместо того, чтобы закрыть заседание Парламента, как это обычно делалось при блокировании трибуны, и перенести рассмотрение вопроса, например, на ночь, регионалы решили разблокировать трибуну физически. На что они при этом надеялись, сложно сказать. Но результат оказался далеко не в их пользу. Раунд кулачной битвы в этот раз выиграла оппозиция.
 
Попытки представить это событие как результат некоего бешенства оппозиционеров или сделать вид, что не больно-то и хотелось их бить, как это попытались рассказать впоследствии представители Партии регионов, однозначно негативно влияют на имидж власти, прежде всего, в глазах их же собственного электората. Если у него раньше и были сомнения в кристальной честности депутатов-регионалов, то уж сомнений в умении постоять за себя не было. Теперь появились и они. Демонстрация слабости и невозможности выполнить свое обещание именно в силовом противостоянии с оппозицией, пожалуй, самая большая потеря регионалов от попытки решить «языковой вопрос» в кулачном бою.
 
Развитие ситуации на следующий день показало, что степень контроля над парламентом у Партии регионов стала еще ниже. Фракция Блока Литвина также отказалась голосовать за законопроект Кивалова - Колесниченко. Литвин снял его с голосования и закрыл заседание Рады. Напомню, что именно позиция спикера парламента, которым является Владимир Литвин, и отсутствие его решения о закрытии сессионного дня или переносе заседания Рады на более поздний срок, чтобы измором взять оппозицию, как это было не раз, и таки «продавить» нужный законопроект, подтолкнула парламентариев к силовому конфликту.
 
У Литвина были все шансы его просто не допустить. Но он этого не сделал. Почему? Очевидно, Владимир Литвин ведет абсолютно самостоятельную игру и пытается из сложившейся ситуации вынести максимум бонусов исключительно для себя, игнорируя интересы своих союзников. В этой связи весьма любопытными представляются его заявления о необходимости роспуска парламента и проведения досрочных выборов.
 
Отмечу, что очередные выборы в парламент запланированы на конец октября 2012 года, а если соблюдать все процессуальные нормы и дать президенту распустить парламент, то внеочередные выборы состоятся всего на месяц раньше – в сентябре. Логика этого решения, возможно, состоит только в том, чтобы лично Литвину получить лавры «спасителя отечества», который удачно разрешил парламентский кризис.
 
Совершенно непонятным в этой связи является поддержка решения Литвина представителями оппозиции. В частности, вице-спикер Николай Томенко также высказался за роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов. Но как раз оппозиции это не очень выгодно, ведь чем ближе к зиме, тем экономическая ситуация в Украине будет ухудшаться, а значит, рейтинг правящей партии будет падать пропорционально росту цен, тарифов и безработицы. А значит, именно в интересах оппозиции, чтобы выборы прошли как можно ближе к новому году.
 
 В итоге, от сложившейся ситуации выиграли все без исключения оппозиционные силы. БЮТ и «Фронт Змін» показали своим избирателям, что в отстаивании интересов своих избирателей готовы идти до конца, вплоть до применения физической силы. А с Партией регионов злую шутку сыграло нежелание или неумение адекватно оценивать ситуацию, которая в 2012 году, после уголовных дел против Тимошенко и Луценко, существенно отличается от 2010 года. Если раньше оппозиция в худшем случае теряла политическое влияние, то теперь, когда в перспективе отсутствие депутатского мандата гарантирует место в тюрьме, ставки в борьбе за него возросли многократно.   
 
Выиграл «Удар» Виталия Кличко. Если в его команде найдется более-менее разумный политтехнолог, мы сможем увидеть новые лозунги в его кампании: «В парламенте должны драться профессионалы», «Я точно знаю, как пробить принятие закона». Как ни «весело» это звучит, поскольку запрос в обществе на радикальные действия высок, а Кличко знают и любят как боксера, то именно силовых действий и ждут от него и его команды.
 
Результаты случившегося используют и националисты. Они получили замечательный пример, с которым можно идти к избирателям и рассказывать, что противника можно и нужно бить – даже в стенах парламента. Это хорошо сочетается с декларируемой ВО «Свобода» необходимостью политической люстрации.
 
В заключение хочу отметить, что согласно последним данным соцопросов, количество сторонников придания русскому языку статуса государственного, совпадает с количеством противников такового. В вопросе поддержки предоставления русскому языку статуса государственного – паритет: 46% опрошенных выступают против, примерно столько же (45%) выступают за. Еще 8% - не определились. В течение последних двух лет количество противников и сторонников двуязычия почти равны. Однако если сравнивать с 2009 годом, уровень поддержки предоставления русскому языку статуса государственного уменьшился (с 54 до 46%), соответственно, количество противников выросло с 40 до 45%. Среди активных сторонников двуязычия жители Донбасса (84%), Востока (71%) и Юга (65%). Среди противников - Центра (58%), Севера (68%) и Запада (89%) (1).
 
Поэтому, если бы Партия регионов действительно собиралась повысить статус русского языка, то ей следовало бы это делать сразу же после победы Виктора Януковича на президентских выборах, когда уровень поддержки их политической силы был так же высок, как и уровень поддержки гражданами Украины идеи о необходимости придания русскому языку статуса государственного.
 
Действительно, «лучше раньше, чем позже».
 
Но сегодня у регионалов не получается даже «лучше позже, чем никогда».
 
61
Поставить лайк: 56
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukrainskiy-parlament-kak-kolizey-bitva-na-yazykah