Битва при Молодях – честь и слава русского оружия
Множество русских ратников сложило свою голову на безбрежных полях Дикого поля, издревле грозившего Руси страшными набегами степных кочевников. Хазары, печенеги, половцы, монголы и татары – о многих из этих народов сегодня осталось одно воспоминание в летописях, однако зло, которое они принесли русским людям, сложно измерить обычной мерой.
Из всех ханств, возникших на обломках Золотой Орды, Крымское оказалось самым сильным и долговечным. Возникнув в XV веке, оно просуществовало до самого конца XVIII века и было уничтожено героическими усилиями чудо-богатырей Екатерины II.
Татары, которых сегодня украинские историки пытаются представить невинными жертвами России, ежегодно приходили на российскую и малороссийскую землю, чтобы грабить, убивать и уводить в рабство жителей пограничных городов и деревень. Война с ними длилась бесконечно долго и требовала колоссальных усилий Московского государства и Речи Посполитой. Строились засечные линии, создавались казачьи заставы, направлялись многочисленные полки – всё было тщетно. Даже потерпев поражение, татары быстро приходили в себя и снова отправлялись в поход за добычей.
Для рядового татарина набег на Русь зачастую был едва ли не единственной возможностью разбогатеть. Ханы поощряли своих соплеменников вести хищническую жизнь и держали их в мирное время в «чёрном теле», чтобы у кочевников появлялся вкус к грабежам и насилию.
Поход зачастую не был лёгкой прогулкой, в дороге стоило ожидать многих опасностей. На границе с Русью стояли многочисленные сторожевые отряды московских воевод, которые знали о примерных сроках прихода орды и посылали разведчиков в степь. Кроме того, на главных путях следования татар находились укреплённые крепости и деревянные завалы. Это делало набег отчаянной авантюрой, сопряжённой со смертельной опасностью.
В 1572 году на степном рубеже не было спокойно. Значительные силы Московского государства были отвлечены тяжёлой многолетней Ливонской войной, поглощавшей людские и материальные ресурсы. Тем не менее граница не была и беззащитной, как в последующие Смутные времена, – татар было кому встретить.
Во главе русских войск стоял талантливый воевода Михаил Иванович Воротынский, позже погибший «стараниями» опричников. Он был активным участником казанских походов и обороны южной засечной линии. Воевода знал все слабые и сильные стороны татарского войска, что и определило исход борьбы.
За год до битвы при Молодях татары прорвались к Москве и разорили город. Крымский хан Девлет-Гирей самонадеянно полагал, что Московское государство ослабло настолько, что уже не устоит от татарского натиска. Обычно татары не строили долгосрочных планов, однако на этот раз они сделали исключение – Русь предполагалось не просто разорить, но и подчинить Крымскому ханству. Хан также надеялся на возрождение Казанского и Астраханского ханства.
Как известно, шапкозакидательство не приводит к добру и обычно заканчивается плачевно. Царь Иван Васильевич Грозный и его воеводы понимали, что татар нужно остановить любой ценой, ведь государство могло погибнуть. На этот раз Девлет-Гирея ждал достойный приём.
Впрочем, соотношение сил было отнюдь не в пользу русских. Против 60 тысяч татар Воротынский мог выставить немногим больше 20 тысяч ратников. Почти троекратное преимущество в силах давало татарам солидное преимущество и сулило легкий разгром русской рати.
Понимая, что разгром его полков открывает татарам беззащитную Русь, Воротынский действовал осторожно. Его разведчики следили за Ордой на всём пути её следования и посылали воеводе сообщения о направлении движения противника.
В отличие от мелких походов, татарское войско шло по степи, не скрывая своего присутствия. Зная от перебежчиков о слабости русских сил, хан не предполагал встретить серьёзного сопротивления.
Первые небольшие сражения закончились неудачно для русского войска. Татарам даже удалось прорваться через Оку и выйти на оперативный простор. Это создавало опасность для самой столицы. Благодаря обходному маневру Девлет-Гирею удалось оставить позади главное московское войско, поэтому Воротынский бросился за ним в погоню, стремясь не допустить к Москве.
У хана была возможность разграбить беззащитную Русь, имея за спиной противника. Однако такое решение сулило большую опасность – русские могли догнать и ударить в спину. Татары приняли решение вернуться назад и уничтожить русскую рать. Это стало их роковой ошибкой.
Узнав о приближении татар, Воротынский построил лагерь в форме «Гуляй-поля». Схожую тактику в своё время использовали чешские гуситы, когда боролись с немецкими крестоносцами. Суть «Гуляй-поля» – это возы, поставленные по всему периметру лагеря и обитые скрепленными между собой досками. В этих досках делались специальные отверстия для пушек и пищалей, уничтожавших живую силу противника на расстоянии.
«Гуляй-поле» уже во времена казанских походов показало свою эффективность. Дело в том, что татары были легковооружённой конницей, неспособной к серьёзной осадной деятельности. Их стихией было открытое поле, а не бои внутри укреплений.
Чтобы окончательно приманить возвращавшихся татар к «Гуляй-полю», Воротынский послал им в тыл отряд князя Хворостинина. Тот нанёс врагу серьёзный урон, а потом устремился под защиту полевого укрепления у села Молоди. Произошло это 29 июля, а чуть позже разозлённый хан уже развернул свои войска.
31 июля и 2 августа последовали тяжёлые приступы ордынского войска к «Гуляй-полю». Они были отбиты с большим трудом и ценой больших потерей. В частности, погибло около 3000 стрельцов.
Последний штурм стал кульминацией битвы. Разъярённый хан приказал своим воинам спешиться и пойти на приступ. В это время Воротынский тайно вывел большой полк и завёл его в тыл крымскому воинству. Одновременно из «Гуляй-поля» по врагу ударили другие ратники. Оказавшись меж двух огней, татары ударились в панику и побежали.
Отсутствие дисциплины в ханском войске сыграло на руку воеводам. Дело в том, что основная часть татар погибла не во время битвы, а в последующем бегстве. Самому хану удалось уцелеть, хотя двое его сыновей погибли.
Битва при Молодях не уничтожила татарскую угрозу Руси, однако дала Москве некоторую отсрочку. В 1591 году последовал ещё один страшный поход крымского войска на Русь, закончившийся столь же бесславно. Воевода Воротынский погиб в 1573 году, став жертвой бессмысленной опричнины.
Из всех сражений с Крымским ханством сражение при Молодях – самое известное. Заслужило ли оно такую славу? Безусловно, для многих современных людей русское Средневековье несправедливо ассоциируется исключительно с эпохой Ивана Грозного, отсюда и популярность самой битвы. Вместе с тем нельзя не отметить: Молоди – это честь и слава русского оружия.
На заглавном фото: памятник на месте битвы при Молодях