ссылка

Осторожно, клевета: несколько слов об антицерковном пасквиле

Увеличить шрифт
А
А
А

Как бы ни хотелось кому-то нас разделить (Госдепу, Варфоломею, укронацистам) православные Украины и России по-прежнему одна церковь, один живой организм. И радости, и победы, и хвори у нас общие. И если случается нечто тревожное в Москве или на Урале, у нас, на Украине, православные христиане молитвенно вздыхают: «Помоги, Господи!»

Совсем недавно всем известная госпожа Собчак выпустила документальный фильм «Исповедь священника». Поскольку социальные сети государственных границ не имеют, многие мои друзья и читатели, как в России, так и на Украине, возможно, этот фильм посмотрят. Намерения разбирать творение госпожи Ксении Собчак и режиссёра Сергея Ерженкова у меня нет. Но, поскольку фильм выдержан в откровенно антицерковном, злобном духе, поскольку в нём снова звучат давно надоевшие и не раз опровергнутые мифы о христианстве и о церкви, мне бы хотелось предостеречь вероятного зрителя и рассказать, с чем он может столкнуться.

Кроме того, попробуем поразмышлять о том, какие подлинные (не скандальные, а реальные) церковные проблемы высветил пасквиль Собчак. Разумеется, помочь церкви в планы авторов и заказчиков фильма не входило. Однако давно известно: Промысел Божий часто обращает зло на пользу добру.

Итак, что представляет собой этот «обличительный» фильм? По сути, мы слышим и видим монолог одного человека. Ему 31 год. Зовут его Роман Степанов. Он бывший священник РПЦ. Из Чебоксарско-Чувашской епархии. И хотя сейчас он только вне штата и священнический сан с него не снят, сам Роман Степанов к служению в родной церкви возвращаться не намерен. Наоборот, больше часа экранного времени он говорит о церкви с презрением и осуждением.

Его обвинения в адрес Русской церкви мы, конечно, назовём. Но сначала зададимся вопросом: какие цели ставили продюсеры и вдохновители антицерковного творения? Несколько близких священников и журналистов, с которыми мне довелось общаться в Киеве, отметили явный поиск очередного скандала, или, как теперь говорят, хайпа. Поскольку этот самый хайп означает приток новых подписчиков, следовательно, и приток денег.

Впрочем, об этом корыстном мотиве говорили чаще журналисты. Священники, не сговариваясь, указывали на ещё один важный момент. Церковь, святыни невыносимы для невидимых бесовских сил. Они ненавидят Христа и Его Церковь. И топтать, унижать святое доставляет им наслаждение. Такие же чувства испытывают и люди, насмехающиеся над церковью и служащие её унижению. Так что, кто настоящий заказчик у того же А. Невзорова, К. Собчак или её супруга К. Богомолова, пусть думающий читатель решит сам.

Теперь об обвинениях, которые устами Романа Степанова Русской церкви предъявляют авторы фильма.

Вновь извлечён на свет «казанский скандал», которому уже восемь лет. Там речь шла об интимных домогательствах в Казанской православной духовной семинарии. Один тот факт, что собчаковская команда хулителей церкви снова использует эту историю, говорит, скорее, в пользу церкви – не смогли нарыть ничего «новенького». Да и это давнее дело подаётся с откровенной неправдой. Например, заявляется, что РПЦ постаралась замять постыдное происшествие. Но это абсолютная ложь. Тогда же, в 2013 году, из Москвы приехала специальная комиссия во главе с протоиереем Максимом Козловым. Митрополит Анастасий, причастный к скандалу, был смещён со всех должностей. Такое же решение было принято и по второму фигуранту дела проректору семинарии, игумену Кириллу Илюхину.

Но ведь зритель проверять не будет, полагают искатели хайпа. Особенно те обрадуются, кто ищет оправдания своему равнодушию к вере и к церкви. Мол, чего к вам, попам, ходить, если у вас такие ужасы творятся.

И далее всё по той же схеме. Озвучиваются бездоказательные, огульные обвинения, приправленные лживыми фантазиями героя ленты (пожалуй, антигероя). Опять «попы на мерседесах» и «часы патриарха».

Появились и новые лживые импровизации от Собчак, Ерженкова и Степанова: «непогрешимость Святейшего Кирилла» (ребята слегка перепутали, у православных нет такого догмата, это у католиков), в РПЦ не отпевают наркоманов, при храмах создаются боевые группы, церковь – всего лишь бизнес-структура, которая не переносит критику в свой адрес, поскольку боится финансовых потерь (ну тут что у кого болит, тот о том и говорит).

Всё, перечисленное выше, – чистейшая ложь. Добавлю, у нас на Украине медийные обличители УПЦ ещё приписывают церкви хранение оружия, укрывательство террористов и политическую агитацию.

Метод атаки предельно прост. Умышленно раздувается до огромных размеров отдельный факт, чьё-то падение, чей-то грех и приписывается всей многомиллионной церкви.

Что же, в фильме совсем не правды, спросят меня. Нет, есть. Причём та, которую хулители не предполагали говорить. Фильм показал нам, православным христианам, чадам Русской церкви в России и на Украине, ряд проблем, которые нуждаются в обсуждении и решении. В обсуждении не с либерал-атеистами (в фильме даже звучит призыв, дескать, ваша церковь должна стать «открытой» для помощи со стороны общества, которое чище вас, погрязших в пороках), а на церковных соборах и в приходских собраниях. Без злобы, но с уважением к священноначалию и любовью друг к другу.

Среди проблем, которые для меня высветил фильм, я бы назвал такие. Например, как действовать мирянам, рядовым священникам, учащимся духовных школ в тех случаях, когда, на их взгляд, иерарх поступает неправильно или незаконно? Мне кажется, механизм действий у нас не отлажен. Или,  скажем, можно ли и нужно ли обсуждать публично в массовых СМИ трудности своей церкви? Говорить с секулярным миром о проблемах верующих (проблемах, им совершенно непонятных). Наконец, личность самого бывшего священника Романа Степанова снова заставляет размышлять о более осмотрительном рукоположении молодых священников (хотя, честно говоря, от падений не застрахован и опытный священник, да и вообще никто).

Кстати, о бывшем отце Романе Степанове нужно сказать ещё несколько слов. В каком он состоянии? И дело даже не в том, что он сам, по его же признанию, чуть больше года назад прекратил принимать наркотики. Что с его душой? Я спросил об этом знакомого священника, которому предложил посмотреть фильм. Ответ был однозначным: человек духовно нездоров. То есть им утрачена способность различать доброе и злое, святое и греховное. И именно такого нездорового человека, некогда призывавшего патриарха Кирилла показать лично ему (Степанову) свою налоговую декларацию, авторы фильма одели «по-молодёжному» и стали провоцировать на ругань в адрес Церкви Христовой.

Ещё немного об авторах. Режиссёр Сергей Ерженков в хулении церкви – профессионал. Он изготовил накануне два глумливых фильма. О митрополите Тихоне (Шевкунове) и о патриархе Кирилле. Премьеры прошли, естественно, на канале «Дождь».

А вот Ксения Собчак… Один мой сетевой знакомый интересно о ней написал: «Знаешь, поражён чему, ведь её Господь спас от смерти в ДТП, и первое, что она делает после этого, – выдаёт эту мерзость про Церковь».

И ещё приведу одну цитату. В начале моих заметок я говорил нечто подобное, но известный православный публицист Михаил Тюренков выразил мысль более ярко: «Одна существенная деталь, которую может понять только воцерковлённый православный христианин, знающий Священное Писание. Подлинно одержимыми против Христа людьми всегда были люди бесноватые. Они в буквальном смысле испытывали мучения, когда Спаситель находился рядом». 

С грустью должен сказать, что в «Исповеди священника» появляется в прошлом известный богослов и миссионер Андрей Кураев. Не знаю, называть ли его протодиаконом. Официально он лишён сана, хоть патриарх всё ещё не подписал решение об извержении из сана, ожидая, а вдруг человек, некогда много сделавший для церкви хорошего, всё же покается.

Мне показалось, что Андрей Кураев был несколько смущён, когда Степанов и съёмочная группа с YouTube-канала Собчак явились к нему домой. Надеюсь, что ему было неловко узнавать в Степанове своего «ученика». Но, преодолевая неловкость, отец Андрей (как не хочется называть его просто Андреем Вячеславовичем) поддержал срамные речи о церкви и подыграл Собчак и компании. Впрочем, Бог ему судья. О нём теперь нужно не говорить, а только молиться.

Что же в итоге? Популярный на Украине и уважаемый мной журналист Юрий Молчанов высказался в таком духе, что,  мол, хорошо, что эта поделка от Собчак. Её репутация такова, что церкви фильм не повредит. К сожалению, вынужден не согласиться. Появился «продукт», который прикоснулся ложью о Христе, о вере к миллионам душ в разных странах. И, на мой взгляд, снова поднялся важнейший вопрос об интернет-безопасности. Без твёрдого вмешательства хулители будут безнаказанно отвращать от своей веры, церкви, традиций и культуры огромный единый народ. Кроме того,  в который раз хочу спросить: почему у нас так мало пишется и говорится о тех прекрасных делах, которые совершает церковь и верующие люди? Если мы стесняемся говорить об этом, то это ложная скромность.

А тем, кто продолжает по-хамски тыкать пальцами в церковные раны, скажу. Иуды были и будут всегда. Но отвечаю всей своей долгой жизнью в церкви: самых лучших, самых чистых людей я встретил именно здесь. И всем, кто желает вечной жизни с Богом, нужно не выискивать пятна на церкви, а бежать на этот корабль спасения, пока Господь терпит, зовёт и до времени откладывает Свой суд.

301
Поставить лайк: 816
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Почему Штаты продвигают «фанарского вора»?

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

Юбилей расстриги и плоды его деятельности на Украине

Святитель Иона, первый митрополит Московский и всея Руси

Как литовский князь Витовт Русскую православную церковь разделял

https://odnarodyna.org/article/ostorozhno-kleveta-neskolko-slov-ob-anticerkovnom-paskvile