ссылка

Русская церковь и Украина: время скромного оптимизма

Русская Церковь и Украина: время скромного оптимизма
Увеличить шрифт
А
А
А

В последнее время, когда приходилось говорить или писать о церковной ситуации на Украине, первое, что вспоминалось, это захваты храмов, равнодушие и нередко враждебность власти к канонической церкви, а также происки Фанара и его «разбойных чад».

Однако сегодня хотелось бы поговорить об утешительном, о том, что вселяет надежду. Нет, перечисленные проблемы не исчезли. Но есть в нашей жизни то, что всегда выше происков врагов Христа и Его Церкви. И ещё то, что недавно возникло, пробивается и живёт, несмотря ни на какие гонения.

Первая и вечная наша радость – это Сам Христос. Его воскресение и открывшееся для нас благодаря этому воскресению Царство Небесное. Не зря великий чудотворец Серафим Саровский, чья жизнь так тесно связана с Киевом, с Киево-Печерской лаврой, с Китаевской пустынью, всех, кто приходил к нему за советом, встречал приветствием-новостью: «Христос воскресе, радость моя!»

Впрочем, и в этой временной жизни православному христианину есть чему порадоваться. Вот недавно, 12-14 сентября, в Москве прошла конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Конференция была в Москве, но, пожалуй, нигде так пристально, так заинтересованно не следили за её работой, как у нас в Киеве и во всей православной Украине. И это неудивительно. Доклады и выступления на конференции прямо касались судьбы УПЦ (МП). Всего того, что «наворотили» у нас патриарх Варфоломей, Порошенко и их американские начальники. И сразу должен сказать. После долгих ожиданий мы ощутили определённую надежду.

С докладом выступил Святейший патриарх Кирилл. Кроме российских участников, на конференции выступили представители Сербской, Иерусалимской, Кипрской и Грузинской церквей. Главная тема всех докладов: критика, непризнание «новой экклезиологии» Вселенского патриархата. Его претензий на первенство не по чести, а по власти. Его уклоны в греческий этнофилетизм и «православное папство». По итогам конференции подготовлены документы для грядущего Архиерейского собора Русской церкви, который состоится 15 -18 ноября нынешнего года. Говоря о цели собора,  патриарх Кирилл сказал: «Если это будет угодно Духу Святому и собравшимся архиереям, собор примет решение, касающееся позиции нашей Церкви в отношении деяний Константинополя». И мы здесь, на Украине, вздохнули с облегчением. Что греха таить, некоторая наша церковная нерешительность огорчала. Хотелось ясности и правды. И вот теперь Русская церковь, которая вместе с церковью Украины является самой крупной среди поместных церквей, может всенародно и всеправославно предъявить Константинополю обвинение в ереси, а так называемую ПЦУ твёрдо объявить незаконным, нецерковным сборищем, общение с которым лишает благодати. Да, раскол в православном мире после этого может усугубиться, так как другие поместные церкви должны будут определиться, на чьей они стороне. Но подобное самоопределение верных и очищение Церкви Христовой, не сомневаюсь, будет полезным.

А сейчас от событий в Москве – в Киев. Буквально несколько месяцев назад, по благословению церковного священноначалия было создано общественное объединение «Миряне». Заявленная в качестве главной цели объединения – защита церкви и православных христиан Украины – к счастью, не оказалась красивой декларацией. Мы увидели конкретные дела. Это именно «Миряне» выступили той организующей силой, которая сделал некомфортным визит Варфоломея на Украину. Пикеты, митинг и молебен у Верховной Рады, когда Фанарский гость был вынужден уходить от своих «украинских чад» по запасным выходам – всё это дело рук «Мирян». А ещё, собрав под свои знамёна достойных юристов, «Миряне» стали выступать в судах против гонителей УПЦ. И уже появились, пусть небольшие, но победы.

Некий персонаж по имени Дмитрий Горевой на своём ютуб-канале DetectorUA регулярно под улюлюкание откровенных нацистов оскорблял УПЦ (МП) и её верующих. Впрочем, это не безвестная личность. Горевой занимал пост начальника отдела религий и национальностей при Львовской обладминистрации. Так вот, благодаря усилиям «Мирян» их юридически грамотным действиям больше эту должность он не занимает. Поток безнаказанной лжи (агенты ФСБ, «церковь оккупантов») прекратился.

Сейчас «Миряне» активно помогают иеромонаху Андронику (Зенькову) из Конотопской епархии. Он был привлечён к ответственности всего лишь за то, что в социальной сети назвал ПЦУ раскольниками. Юристы «Мирян» выяснили, что в нарушение подследственности дело вело СБУ, которое построило обвинение отца Андроника на спорных выводах лингвистической экспертизы. Не знаю, чем закончится это дело, но ясно вижу, что деятели из ПЦУ впервые за долгое время стали получать отпор.

И ещё кое-что видится, а точнее, чувствуется. У меня нет систематизированных фактов. Но слушая отдельных непредвзятых политологов (а таковые имеются), беседуя с многими священнослужителями, прихожу к выводу: киевская власть постепенно начинает понимать, что за канонической церковью – сотни тысяч, миллионы людей. Избирателей, в том числе. А за ПЦУ пусто. К тому же администрация Байдена весьма далека от религиозной проблематики. Там других проблем хватает. Поэтому, как отметил недавно известный аналитик Константин Бондаренко, не исключено, что ПЦУ ждёт постепенная маргинализация. Поскольку интерес к ней Банковой (особенно после сомнительного визита Варфоломея) стал угасать.

Упомяну теперь одну новость общецерковную, которая не могла не порадовать. Священный синод РПЦ (а мы тут на Украине являемся частью Русской церкви, нравится это кому-то или нет) решил тщательно рассмотреть обращения клириков Александрийского патриархата с просьбой принять их под омофор Московского патриархата. Что это означает? А то, что признание патриархом Феодором украинских раскольников в лице ПЦУ неприемлемо для многих священников в Александрийском патриархате. Они хотят сохранить верность канонам, чтобы не лишиться благодати священства за сослужение с раскольниками. Ряд серьёзных церковных аналитиков считает, что Русская церковь должна поддержать православных братьев, обратившихся к ней. Кроме того, положительное решение этого вопроса послужит сигналом и для остальных поместных церквей. И особенно для  сторонников Фанара в вопросе признания ПЦУ. Смысл сигнала прост: вступаешь в общение с раскольниками – твоя юрисдикция теряет каноничность и все верные, живущие в её пределах, могут признать иного предстоятеля.

Закончу прекрасной новостью, которая у нас на Украине заставила трепетать каждое православное сердце. Выдающийся спортсмен и наш собрат по вере Александр Усик победил в трудном боксёрском поединке за звание абсолютного чемпиона мира. Но дело не только в заслуженной спортивной победе. Александр Усик – для Украины человек особенный. Говорящий по-русски, прихожанин гонимой УПЦ(МП), духовное чадо Блаженнейшего Онуфрия – он вызывает ненависть патологических русофобов и восхищение, любовь вменяемой части украинских граждан.

Так вот, после окончания поединка, как только судья поднял его руку вверх, Александр стал на колени, помолился и поблагодарил Бога. А в первом же интервью сказал замечательные слова: «Единственное, что я хотел сделать, –  это прославить своего Господа Иисуса Христа этим боем и сказать, что за всё слава Богу и победа эта от Него».

Могу только присоединиться к прославлению Спасителя и сказать наше церковное: аминь, аминь.

354
Поставить лайк: 14425
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Почему Штаты продвигают «фанарского вора»?

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

Юбилей расстриги и плоды его деятельности на Украине

Святитель Иона, первый митрополит Московский и всея Руси

Как литовский князь Витовт Русскую православную церковь разделял

https://odnarodyna.org/article/russkaya-cerkov-i-ukraina-vremya-skromnogo-optimizma