ссылка

Порты Крыма: участие в мировой торговле вопреки санкциям

Увеличить шрифт
А
А
А

Около миллиарда рублей в 2024-2026 годах будет направлено из госбюджета на строительство объектов портовой инфраструктуры в Крыму, в том числе в Севастополе. Это обусловлено более активным участием крымских портов в торговых связях России с дружественными странами.

Сообщив об этом, полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов добавил, что «потенциал региона как транзитной черноморской территории РФ всё более востребован, и потому имеет все основания для дальнейшего роста». Тому же способствует и увеличение экспорта разнообразной  крымской  продукции и расширение  его географии, включающей к настоящему времени и  страны Южной Америки.

По данным статистики РФ, по итогам 2023 года порты Крыма обработали почти 2 млн тонн внешнеторговых и транзитных грузов (против 930 тыс. тонн в 2021-м), в том числе перевезено 235 тыс. единиц автотранспорта, около 30 тыс. железнодорожных вагонов. В текущем году в этих портах планируется обработать до 3,5 млн тонн. Такая тенденция обусловлена также выгодными тарифами для перевозчиков:  с начала 2020-х гг. действует 30-50-процентная скидка в тарифах на железнодорожные перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов к крымским портам (и в обратном направлении). К середине текущего года порты Крыма взаимодействуют с портами  более сорока стран мира.

Для снижения финансовой нагрузки в федеральную собственность в 2021-23 гг. было передано имущество Керченского, Севастопольского и Феодосийского торговых портов, Керченской паромной переправы; в собственности Крыма остаются Ялтинский и Евпаторийский торговые порты.

Растущую востребованность крымских портов во внешнеэкономических связях региона и РФ в целом подтверждает, в частности, предлагаемое расширение в ближайшие два года мощности Феодосийского порта с перспективой создания транзитного хаба в грузовом районе порта Керчь. В рамках прошедшей в ноябре 2023 г. «Транспортной недели» в Москве заместитель постоянного представителя Крыма при Президенте РФ Светлана Колодяжная-Шереметьева посетовала на то, что «…в порту Феодосия работает лишь один причал. Если мы введём сейчас второй причал – а инвестиции в это незначительны по сравнению со строительством нового порта в агломерации Новороссийска – то мощность Феодосийского порта вырастет на 71%».

Предложено сформировать хаб в портовом районе Камыш-Бурун в Керчи. Причём она заверила, что основная документация по этому проекту уже разработана. "Тогда этот порт может стать хабом для перевалки как химических удобрений, так и любого вида грузов", – пояснила С. Колодяжная-Шереметьева.

По предварительной информации, по этому вопросу ожидается положительное решение. Не секрет, что порты и пункты паромного сообщения на побережье Крыма и Краснодарского края находятся под прицелом ВСУ. Так, в результате недавней атаки беспилотником на паром в порту «Кавказ», по информации оперштаба Кубани, есть погибший и раненые. До строительства Крымского моста паром оставался незаменимым средством доставки многих видов грузов на полуостров со стороны России, да и сегодня его значение весьма высоко. Это хорошо понимали и в Киеве, причём и в советские времена, всячески «увёртывались» от российских проектов 1960-х – середины 1990-х гг., предусматривавших создание новых паромных линий РСФСР, а затем и постсоветской России с Крымом. Препирательства по этому поводу продолжались вплоть до государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года.

Напомним, в апреле 2015 г. транспортное ведомство Крыма сообщало, что порты Темрюк и Ейск (Краснодарский край) вскоре получат паромное сообщение с Керчью, что и было реализовано в 2016-2017 гг., причём данный проект предлагался российскими экспертами ещё в начале-середине 1970-х годов. Российские транспортники предлагали проекты трансазовских паромных переправ на Керченский полуостров – из Таганрога (Ростовская область) и/или Приморско-Ахтарска (Краснодарский край), в том числе с созданием нового паромного порта вблизи Щёлкино северо-западнее Керчи. Однако власти Украины отвергали эти проекты под всевозможными надуманными предлогами.

Кардинально изменившаяся после начала СВО ситуация, включение в состав России новых регионов актуализируют «паромные» проекты – разумеется, при должном решении вопросов безопасности. Киевский режим не сможет проводить учения в Азовском море, так как теперь это внутреннее море России, сказал помощник Президента РФ Николай Патрушев: «О каких может идти речь миссиях и учениях ВМС Украины в Азовском море, если в настоящее время Азовское море является внутренним морем Российской Федерации, а значит, Украина и фактически, и юридически утратила выход в азовскую акваторию». Одновременно, по его словам, «были сорваны замыслы натовцев разместить в Азовском море военно-морскую базу и проворачивать военные авантюры с использованием флота». 

По оценке главы Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, «потенциально крымские порты завязаны, в том  числе географически, в большей степени на Запорожскую, Херсонскую области, ДНР и ЛНР. Экспортный грузопоток, который может формироваться там, будет удобнее завозить не столько на азовские порты новых и соседних регионов РФ, а сразу в порты Крыма, напрямую выходящие в Чёрное море».  Для этого, по мнению эксперта, целесообразно использовать также и паромные маршруты между приазовскими регионами РФ и азовско-черноморскими портами Крыма. Только на поддержку паромного сообщения между морскими портами Керчь и Кавказ из федерального бюджета выделено 5,7 миллиарда рублей: соответствующее распоряжение подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин, сообщил глава РК Сергей Аксенов. Средства направят на обеспечение функционирования 6 паромов на линии, связывающей полуостров и материковую часть России, для перевозки пассажиров, доставки автомобильной и железнодорожной техники.

При этом следует учитывать угрозу «вторичных санкций» со стороны Запада в отношении зарубежных судов, посещающих крымские порты. Ограничительные меры уже введены против примерно трети судов зарубежья, побывавших в этих портах. Однако данный негативный тренд оказывается слабее растущей востребованности Крыма в мирохозяйственных связях: большинство  судов, посещающих его порты, следуют под «удобными»  флагами. Они зачастую меняют эти флаги сразу по выходе из портов или уже при погрузке и выгрузке, что заранее выводит их из-под санкций или, по крайней мере, затрудняет их введение.

Характерна оценка ситуации в этой сфере вице-премьером Крыма Георгием Мурадовым: «…в условиях санкций в отношении Крыма наши зарубежные торговые партнёры отказываются от приема кораблей, заходивших в крымские порты, боятся вторичных санкций. Прежде всего, это Турция и Египет, которые при принятии решения на правительственном уровне о приёме крымских грузов и судов, приходящих из Крыма, могли бы создать на своей территории хабы по перевалке российских грузов, в том числе из новых регионов, на страны Африки и Ближнего Востока».  Решения о приёме судов из Крыма «могут приниматься и в рамках двусторонних межправительственных комиссий по сотрудничеству». Надо полагать, соответствующих механизмы, способные эффективно и оперативно решать возникающие проблемы, будут и далее способствовать максимальной реализации транспортно-логистического и торгово-экономического потенциала Крыма.

668
Поставить лайк: 100
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору