ссылка

Крымские цитрусы с иранскими корнями: не пора ли возобновить сотрудничество?

Заглавное фото: мандарины в Никитском ботаническом саду, 2022
Увеличить шрифт
А
А
А

Известно, что российско-иранские отношения, о необходимости укрепление и развития которых немало говорится и делается, активно развивались и в советскую эпоху, обретая подчас грани, явно достойные заинтересованного взгляда. Так, шахиншах Ирана (в 1941-1978 гг.) Мохаммед Реза Пехлеви (1919-1980) вместе с супругой бывал в Крыму в 1962 и 1965 годах. И что интересно: иранцами было предложено сотрудничать в развитии на полуострове цитрусоводства, причём оно вроде бы и началось, однако так и не получило развития.

Никита Хрущёв и шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, 1962
Никита Хрущёв и шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, 1962

Хрущёв в 1962-м лично сопровождал шахскую чету и её свиту в поездке по Крыму. В ресторане, расположившемся с 1957 г. внутри храма Воскресения Христова в Форосе, были накрыты столы с различными деликатесами, и «дорогой Никита Сергеевич» пригласил высоких гостей отобедать. В самом же храме служба не проводилась с 1956-го – в рамках оголтелой кампании по борьбе с Православием тех времён…

Ресторан в храме Воскресения Христова в Форосе, 1960 год
Ресторан в храме Воскресения Христова в Форосе, 1960 год
Там же, 1960 г.
Там же, 1960 г.
То же, 1960 г.
То же, 1960 г.

Но произошло то, чего никак не ожидали Хрущёв сотоварищи: осмотрев храм снаружи и внутри, семья шахиншаха Ирана категорически отказалась от обеда в его стенах. В аккуратных выражениях Пехлеви пояснил, что «столь фешенебельный обед в таких местах может считаться кощунством». Мероприятие было сорвано, и разгневанный советский лидер распорядился вообще ликвидировать ресторан. Приказ был вскоре выполнен, что едва не обернулось разрушением самого этого храма. В 1990 году его, однако, полностью восстановили, с того же года было возобновлено служение. В том же году по просьбе верующих, решением Ялтинского горисполкома храм был передан Русской Православной Церкви.

Храм Воскресения Христова (Форос), 1888 г.
Храм Воскресения Христова (Форос), 1888 г.

В 1965 году иранская чета снова посетила Крым, побывав, в том числе, в Артеке, где был устроен митинг советско-иранской дружбы. Сопровождало высоких иранских гостей руководство Украинской ССР и Крымской области. Тогда же иранская делегация побывала в Никитском ботаническом саду вблизи Ялты, побеседовав с научными работниками этого парка и Крымского филиала советского НИИ субтропических культур (г. Сочи). Гости узнали, что экспериментальные сорта здешних цитрусовых схожие с иранскими, возделываемыми в Прикаспийском субтропическом регионе страны (ввиду сходства природно-климатических условий, предопределяющего схожесть сортов возделываемых цитрусовых). В свою очередь, иранские агроспециалисты из состава делегации сообщили, что в Иране разрабатывается долгосрочная программа развития цитрусоводства, поэтому крымский опыт интересен для иранской стороны.

Крымские аграрники высказали аналогичное мнение относительно обмена опытом с иранскими партнёрами.

Наряду с хлопководством, в 1930-х – середине 1950-х годов успешно развивались цитрусовые, а также оливковые, чайные, кизиловые хозяйства. В конце XVIII века в ходе своего путешествия по Крыму первый его русский исследователь академик Паллас всюду видел остатки древних южных культур и развитую культуру плодоводства. В «Наблюдениях, сделанных во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах» он писал о Южнобережном Крыме: «Здесь зима едва дает себя чувствовать... примулы и крокусы расцветают в феврале, а иногда и в январе,.. дуб часто сохраняет свои листья зелёными в течение всей зимы». Как утверждал исследователь, «культура самых полезных растений Южной Европы и Малой Азии здесь может быть восстановлена с успехом… Здесь можно культивировать оливы и фиги самых лучших сортов, сезам никогда не будет расти безуспешно. Апельсины, лимоны, и в особенности более смелое из них – цедровое дерево всегда перенесут здесь зиму под небольшим только покровом и при небольшой заботе о них». Таким образом, первые же промышленные посевы и урожаи этих культур появились на полуострове, как минимум, ещё в период Крымского ханства, а также в царский период: так, в отчете за 1837 г. Н.А. Гартвис сообщает, что руководимый им в тот период Никитский Ботанический сад «располагает лимонами и апельсинами, которых имеется полная коллекция всяких лучших сортов, которые зимой хранятся в оранжерее»

В первое послевоенное десятилетие на южном и юго-западном побережье Крыма проводились масштабные эксперименты по выращиванию цитрусовых в открытом и закрытом грунтах. Там возделывались лимоны, апельсины и мандарины грузинских, а с 1951 года и албанских сортов, в том числе – скрещенных с крымскими. Вскоре были выведены новые местные сорта цитрусовых на основе упомянутых, а также азербайджанских и узбекистанских. Но со второй половины 1950-х гг. эти работы были прекращены «указом сверху» как, якобы, малоперспективные. Бывшие же цитрусовые хозяйства перепрофилировали на… кукурузу.

При этом специалисты сельского хозяйства в те годы считали, что выращивание, например, лимонов в регионе при разных типах укрытия и, в основном, с капельным способом полива экономически целесообразно в немалых объёмах с урожайностью до 40-50 тонн с гектара. Пригодная для крымского цитрусоводства сельхозплощадь оценивалась и сегодня оценивается примерно в 9500 гектар.

В конце 1980-х и в 1990-е годы в подсобном хозяйстве Крымского содового завода (Красноперекопский район) на площади почти в 2 га возделывались лимоны четырёх сортов, причём в 1997 г. их урожайность составила 18-20 тонн с гектара. К началу 2000-х эти работы прекратились после резкого сокращения государственного финансирования данного завода. В южном и юго-западном районах Крыма (например, в Сакском и Бахчисарайском) опытное возделывание цитрусовых, в основном лимонов, было возобновлено 10 лет назад, вскоре после воссоединения Крыма с Россией. Продолжается их опытное возделывание и в Никитском ботаническом саду (НБС). В 2020 году Корреспонденты РИА Новости Крым побывали на уникальной лимонной плантации семьи Усеиновых в селе Червоное Сакского района.

Лимоны Никитского ботанического сада. 2022 г.
Лимоны Никитского ботанического сада. 2022 г.

По оценке лаборатории НБС южных плодовых культур, «выращивать цитрусы, особенно лимоны на юге Крыма в закрытом грунте можно. И получить плоды хорошего качества. В целом, для успешного выращивания в промышленном масштабе цитрусовых в Крыму нужно комплексное агроэкологическое зондирование крымских сельхозпочв. Рассуждать, что мы полностью обеспечим импортозамещение цитрусовых, рано, но работать в этом направлении нужно».

Но как же сотрудничество с Ираном? В 1966-1967 гг. некоторые сорта саженцев цитрусовых из этой страны поступили в Крым, где были частично скрещены с местными. Они успешно прижились, и гибридные сорта даже намечалось внедрить по южному берегу Каспия. Однако внезапное «нашествие» в Крыму тли и парши в 1968-1969 гг. сгубило почти все эти посевы. В дальнейшем планировалось возобновить «цитрусовое» сотрудничество, но этого так не произошло. По ряду причин, не в последнюю очередь потому, что селекционеры в Грузии не хотели обрести дополнительных конкурентов, убедив профильные инстанции в безальтернативности закавказских цитрусовых саженцев. Кроме того, с начала 1970-х годов СССР стал быстро наращивать цитрусовый импорт из Египта, Марокко, Алжира, Туниса, Греции, Турции, Кипра, Аргентины

Сегодня сотрудничество Крыма с Ираном в этой сфере вполне возможно. Иранские селекционеры с начала 2020-х ежегодно выводят и апробируют в промышленном масштабе 10-12 сортов цитрусовых культур. А природно-климатические условия возделывания этих культур в иранских и крымских субтропиках благоприятствуют налаживанию продуктивного сотрудничества.

Заглавное фото: мандарины в Никитском ботаническом саду, 2022

887
Поставить лайк: 56
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору