2019 год: манипуляции потерями продолжаются
Тема военных потерь ВСУ ещё со времен Иловайска стала предметом манипуляций напёрсточников Генштаба и ни дня не служивших в армии военных аналитиков. Это понятно, ведь количество погибших и обстоятельства их смерти являются проверенными раздражителями общественных настроений. Именно потому украинские военные отчёты шестой год «мухлюют» с цифрами боевых и особенно небоевых потерь. Повторилось это и при подсчёте потерь за 2019 год.
ВВС News Украина по состоянию на 17 декабря 2019 года уверяет, что на их запрос Генштаб ВСУ отчитался о 97 убитых, при этом указывается, что за год были «ранены 499 украинских военнослужащих, ещё 78 получили другие повреждения». Что это за другие повреждения – занозы, синяки или ожоги, не указывается. Отдельно Генштаб признал: «Другие погибшие (умершие) – 77 человек», и это, судя по всему, небоевые потери.
Для сравнения: в 2018 году в Донбассе, по данным Генштаба, боевые потери украинской армии составляли 110 военных, а в 2017 году – 198 бойцов.
Но считают не только в Генштабе. ВВС News Украина отмечает, что представленные данные не учитывают погибших в зоне АТО/ООС бойцов подразделений МВД и Нацгвардии, СБУ, а также добровольческих подразделений (неподконтрольных властям вооружённых группировок), таких как ДУК «Правый сектор»* и УДА -Украинская добровольческая армия.
Известно, что среди погибших были командир 128-й горно-штурмовой бригады полковник Евгений Коростылёв, два снайпера-полковника элитного подразделения СБУ «Альфа» Денис Волочаев и Дмитрий Каплунов (его СМИ называли «снайпером украинско-российской войны»). Есть и медиаперсоны: ещё один известный снайпер из 8-го отдельного полка спецназа Богдан Бигус (позывной Баррет), а также пулеметчица батальона «Донбасс» харьковчанка Яна Червоная по кличке Ведьма.
Специализированный сайт «Новинарня», который составляет ежегодные и ежемесячные «списки памяти» Украины, утверждает, что в ВСУ в 2019 году погибли 110 человек – 107 мужчин и 3 женщины.
Отличился и сайт «Радио Свобода», который признаёт боевые потери в 110 человек, но представленная инфографика, определяющая области происхождения погибших приводит цифру 188 человек, хотя на самом рисунке сумма цифр погибших составляет 179 человек, а график дополняет информация, что «места рождения нескольких военных не оглашаются». То есть можно предположить, что разница в 78 человек – это небоевые потери года.
Есть ещё один вариант манипуляций. Это вышеупомянутые погибшие, которых не учитывает Генштаб (Нацгвардия, ДУК «ПС» и УДА), но в разных источниках они присутствуют. Напомним, что в их числе замкомандира отдельного отряда спецназначения НГУ «Азов» Дмитрий Пругло, бойцы «Азова» Максим Олексеюк, Эдуард Шахов, лейтенант 4-й бригады оперативного назначения НГУ Александр Марков, боец 8-го батальона «Аррата» УДА Николай Волков, доброволец из батальона «ОУН» Николай Рудник.
Военный аналитик Михаил Жирохов приводит свои «потери» – 98 убитых, вместе с ВСУ, СБУ, НГУ и добробатами и 97 человек небоевых потерь.
Самым известным некросчетоводом Украины признан журналист Юрий Бутусов. По его данным, боевые потери ВСУ в зоне Операции Объединённых сил в 2019 году составили 111 человек. При этом он утверждает, что эта статистика может быть неполной.
Данные представителей вооружённых сил ЛДНР, конечно, отличаются от украинских. Так, по подсчётам луганчан, за год потери ВСУ составили 290 погибших и около 600 раненых. По данным ДНР, украинская сторона потеряла за год 350 убитыми и более 800 ранеными.
Попытка сравнительного анализа тактических столкновений прошлых лет, аналогичных тем, что происходили в 2019 году (Новозвановка, Марьинка, Саханка), свидетельствует, что потерь в таких столкновениях явно больше, тем более что наступательная инициатива принадлежит ВСУ. Напомним, что двухдневные декабрьские бои 2016 года вокруг опорного пункта «Кикимора» на Светлодарской дуге обошлись ВСУ 25 убитыми и 75 ранеными. То есть потери года должны быть больше.
Но если свои потери украинцы считают плохо, то потери ополчения и «российских оккупационных войск» знают детально. Здесь впереди Украйны всей – пресловутый счетовод Бутусов.
«Моя оценка боевых потерь российских войск за 2019 год в Донбассе – до 300 наёмников. К точно идентифицированным боевым потерям от Necro Mancer, думаю, оправданно добавить до 50 наемников, информация о ликвидации которых в соцсети не попала. Практика показывает, что новые сведения о потерях противника еще могут всплыть. Таким образом, соотношение боевых потерь украинских и российских войскв Донбассе 1:3», – пишет он.
Бутусов, ссылаясь на ещё одного «авторитетного» счетовода-блогера по кличке Necro Mancer, заявляет, что «российская армия, в отличие от украинской, поимённый список потерь в Донбассе не публикует, поэтому доверять их официальной статистике нельзя, она непроверяема. По официальным данным противника, только 1-й корпус "ДНР" потерял 157 убитых. От 2-го корпуса данных нет». Сам Necro Mancer называет потери противника – «250 россиян и наёмников».
Но в Генштабе такую перемогу сочли неубедительной, потому в пресс-штабе ООС сообщили, что, «по данным военной разведки, потери российско-оккупационных войск в течение 2019 года составили: безвозвратными 619 человек; ранеными и травмированными 939 человек». Кроме того, ВСУ подсчитали, что ими подбито около 110 единиц вооружения и военной техники. Удивительно, что не указали количество сбитых российских истребителей и потопленных кораблей.
В ДНР официально признали, что ополченцы потеряли за год убитыми 157 бойцов.
Теперь о потерях среди гражданских лиц, где тоже хватает передёргиваний. Глава Мониторинговой миссии ООН на Украине Матильда Богнер сообщила, что миссия оценивает потери за год 26 убитых и 136 раненых мирных жителей. Всего за время конфликта, по словам представителя ООН, погибло 3344 гражданских.
Осенью минувшего года зампредседателя правления общественной организации «Справедливая защита» (ОО «СЗ») Иван Копыл в пресс-центре Донецкого агентства новостей представил обновлённые данные о погибших и раненых в результате конфликта в Донбассе за год, где отчётливо видно, с какой стороны фронта гражданские страдают больше всего.
Стоит добавить, что не так давно глава украинского парламента Дмитрий Разумков во время выступления на международной конференции по обеспечению прав ребёнка в условиях вооружённого конфликта, признал, что с начала войны в Донбассе погибли около 150 детей. Но спикер не конкретизировал, в результате действий какой из воюющих сторон они лишены жизни. Может, Бутусов подскажет?