Из Днепропетровска в Екатеринослав и обратно
Новомосковск, Свято-Троицкий собор
Устремленный в будущее, бурно строящийся, растущий и — трепетно хранящий свое прошлое — таким предстает город на Днепре путешественнику. Есть что-то глубоко символичное в том, что мы до сих пор называем его Екатеринославом. Несмотря на трудовые свершения и ратные победы днепропетровцев в прошлом, советском, веке.
Есть в этом городе своя особенность: он рожден по росчерку императорского пера…
Когда вернется Медная бабушка?
Прошлое буквально смотрит на вас с проспектов и бульваров этого гостеприимного города.
Днепропетровск, вид на Монастырский остров
Эти улицы помнят кареты, в том числе карету самой Екатерины II. Императрица не только лично заложила первый городской камень, сам город она задумала как третью столицу Российской империи. И хотя строился Екатеринослав непросто и не сразу, как и положено столицам, однако та прямая историческая ниточка не прервалась, а наоборот — натянута прочно, как тетива. Идешь по современному проспекту Карла Маркса (когда-то он был Екатерининским), среди вековых тополей и кленов, и чувствуешь себя — в Екатеринославе.
Проспекту Карла Маркса, он же Екатерининский
Не хватает на нем главного — памятника основательнице.
Вместо памятника Екатерине II на бульваре в 60-е годы ХХ века появился Михайло Ломоносов — на пустовавшем дорогом постаменте из розового мрамора, на котором некогда стояла сама медная основательница города.
Днепропетровск, памятник М.В. Ломоносову
Задумал разместить в Екатеринославе памятник Екатерине еще светлейший князь Григорий Потемкин. Трехметровую статую изготовили в Германии, однако сразу не установили. Долгое время его владельцем был дед Натальи Гончаровой. Когда красавица засобиралась замуж за Александра Пушкина, дорогостоящий памятник включили в список ее приданого. «Медной бабушкой» называл статую сам Александр Сергеевич.
После смерти поэта она досталась петербургскому антиквару, у которого его и увидел один из членов Екатеринославского дворянского собрания. Этот городской орган управления и выкупил памятник для города. Установлен он был в 1846 году.
На старинных фотографиях Екатеринослава он поражает воображение – красив, изящен при всей своей монументальности. Возле его чугунных решеток с удовольствием отдыхали на лавочках горожане. Как же жалко, что он был безвозвратно утерян в 1943 году!
Памятник основательнице города Екатерине II
До сих пор не известно, кто и куда забрал «медную бабушку» во время оккупации: была ли она вывезена немцами, переплавлена или спущена нашими соотечественниками на глубокое дно Днепра. Днепропетровские музейщики вели переписку с самыми отдаленными уголками Европы, тщетно пытаясь найти след статуи. Сегодня здесь пытаются восстановить памятник в миниатюре — как экспонат исторического музея, и такой уже отлит в России по днепропетровским фотографиям в двух экземплярах, из которых второй – для Полотняного завода, принадлежавшего Гончаровым.
Что здесь скажешь? На Украине существует повсеместная боязнь восстановления старых памятников, чему смогли противостоять только одесситы, в 2007 поставившие копию дореволюционного памятника Екатерине II. Историческая фобия в украинском обществе культивируется специфически. Сегодня можно увековечивать память нацистских пособников, но все герои прежних веков слишком уж напоминают о едином прошлом Украины и России. И Днепропетровск, где сами музейщики признаются: восстановление памятника на его законном месте на бульваре сегодня невозможно, — в этом плане не отличается от каких-нибудь Черкасс, где в свое время была подобная история с монументом Александру II. Большевики убрали его с центрального бульвара, и до сих пор бюст государю-освободителю не восстановлен, хотя и сохранился он (надолго ли?) в областном Художественном музее.
Между тем именно Днепропетровск отличается от других украинских городов особенным спокойным, бесконфликтным отношением к вопросам, разделяющим украинское общество.
Добрый ангел-хранитель казаков
Итак, золотая карета екатерининского времени ехала до Екатеринослава, но добралась до самого Днепропетровска. Она и сейчас здесь — огромная, почти сказочная (вторая подобная хранится в одном из музеев Австрии). Говорят, сломалась, преодолев сотни миль из российской столицы.
Карета — один из самых первых и ценных экспонатов Днепропетровского исторического музея. Вообще же в нем собрана уникальная коллекция, которую существенно сократили фашисты во время оккупации. Однако остались здесь и знаменитая казацкая лодка, найденная в Днепровских песках добрым ангелом Днепропетровска — знаменитым нашим историком Дмитрием Яворницким, и его же старинный казацкий воз, который историк выкупил у селян за свой костюм. Легенда живописует, как историк однажды пришел к коллегам счастливый и… раздетый. «Ограбили?» — возопили они, потрясенные жалким видом историка дезабилье. «Нет! — радостно вскричал Яворницкий, — я купил настоящий казацкий воз, отдал за него все, что было при мне…»
Памятник на могиле историка Дмитрия Яворницкого возле Исторического музея
Смотрит со стен музея знаменитый портрет «Казак в бою» — тот самый, который на деревянных дверях в московском доме А. Бахрушина нарисовал когда-то молодой московский художник Н. Струнников, наслушавшись красноречивых рассказов Яворницкого о запорожских казаках. (Яворницкий казачество обожал невероятно, с тех пор как в 6 лет ему прочли «Тараса Бульбу»).
Н. Струнников. «Казак в бою»
Из-за портрета был настоящий суд. Яворницкому, квартировавшему какое-то время у Бахрушина, так понравился нарисованный казак, что он захотел выкупить дверь у хозяина дома и увезти с собой в Екатеринослав. Бахрушину же портрет тоже пришелся по нраву. Пришлось поступить так, как решил суд: был брошен жребий, и счастливый Яворницкий унес под мышкой верхнюю половину распиленной двери. Бахрушину же достались «штаны казака», по поводу чего Яворницкий не преминул отпустить острую шуточку.
Возле музея мы любуемся поляной, на которой собраны степные идолища — каменные бабы. Языческие половецкие истуканы вовсе не страшны. Половцы в 11-12 веке оседали в границах русских княжеств, становились вассалами Киевских и Черниговских князей и целыми родами принимали христианство. Вот же чудеса!..
Все здесь необычно, и все – бесконфликтно. Днепропетровск вообще — город-пример интеллигентной, просто-таки аристократической толерантности. И был таковым всегда. Обожавший казачество, нашедший и обозначивший все сечи на Днепре Дмитрий Яворницкий долгие годы не только выхватывал из праха драгоценные вещи казацкого быта, но и бережно сохранял их. Он был добрым хранителем Спасо-Преображенского кафедрального собора, построенного в 1835 году.
Собор — градообразующий. Ведь идея самого Екатеринослава началась с первого камня в фундаменте этого храма, заложенного Екатериной II в торжественной обстановке её таврического вояжа 9 (20) мая 1787 года. Первоначально постройка собора дальше фундамента не пошла в связи со вспыхнувшей войной Российской империи с Турцией. Потом была Отечественная война 1812 года, строительство опять отложили. Но в 1830-м состоялась повторная закладка фундамента, и золотой красавец, творение великого русского зодчего эпохи классицизма, создателя прославленного Адмиралтейства в Петербурге Андреяна Захарова, за пять лет вырос во всем своем «петербуржско-кронштадском» великолепии.
Днепропетровск, Спасо-Преображенский кафедральный собор
Территориальная близость к историческому музею, который долгие годы возглавлял Дмитрий Яворницкий, была спасительной для собора. И сегодня днепропетровцы с благодарностью вспоминают, как Яворницкий в годы гонений на церковь защищал собор от уничтожения и даже лично возжигал в нем свечи по церковным праздникам. Чем, конечно же, в конце концов, навлек на себя беду. Однако храм Божий спас!..
Благородство, внимание и любовь к казацкой истории здешних мест демонстрировал и последний русский император Николай II. В январе 1915 года он единственный раз был в Екатеринославе с визитом. Царь молился в Спасо-Преображенском соборе и посетил исторический музей, причем экскурсию для самодержца Российского провел сам Яворницкий. Истории о запорожских казаках он рассказывал царю на языке самих казаков, чем перепугал чиновников, но нимало не смутил государя.
Николай II заметил, что знает семь европейских языков, управляет многонациональной державой и хочет понимать народ, ему подданный. Экскурсия продолжилась на малороссийском наречии, после чего император будто бы записал в книге отзывов музея: «Мне музей очень понравился. Я очень удовлетворен. Я очень благодарен проф. Яворницкому за пояснения. Николай». Верится.
Эх, Самара, Самарчук…
Самара, Самарчук, Самарская икона — этнонимы, родные для уха любого волжанина, как оказывается — типично екатеринославские и даже — днепропетровские. Здесь протекают реки с такими именами, по ним названа и главная святыня города Новомосковска — Самарская икона Божией Матери.
Самарская икона Божией Матери
Город знаменит также и своим деревянным Свято-Троицким собором, возведенным в 1778 году без единого гвоздя.
В Новомосковск въезжаем со стороны Днепропетровска. Кстати, сам этот небольшой населенный пункт намного древнее Екатеринослава: в нем испокон веков было сосредоточено местное казачество. Ныне это городок с населением в 80 тысяч человек, несколькими православными храмами, среди которых Свято-Троицкий — самый известный, ведь ему посвящен знаменитый роман Олеся Гончара «Собор».
Все последние годы собор погибал. Известно, что построен он без единого гвоздя, впрочем, это касается только его несущих конструкций, которые спроектированы так, что плотно входят одна в одну. Сверху же весь храм обшит деревянными досочками, и тут уж, как и на полу, конечно же, не обошлось без гвоздей. Уникальное произведение деревянного зодчества буквально разваливалось на глазах прихожан и прохожих. Древние колонны не выдержали нагрузок, три купола из девяти, как маленькие пизанские башни, отклонились от своей оси больше чем на метр. И как отрадно, что, буквально подхватывая собор от падения, за него наконец-то взялись реконструкторы.
Сегодня церковь вся лесах. Отец Евлогий, настоятель собора епископ Новомосковский и викарий Днепропетровской епархии, показывает нам, как внутри левый придел собора (в честь трех святителей — Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста) отделен, зашит стеной. Там работают реставраторы. Но в храме, несмотря на это, продолжаются службы. Просто повезло, что он — трехпрестольный!
«Мы всегда служим в центральном алтаре, — рассказывает отец Евлогий. — В правом приделе службы происходят на Петра и Павла, он освящен в честь этих святых. А в левом мастера срывают крышу. Будут метеоосадки, холод, и чтобы мы не замерзли, нам перекрыли храм стеной. Кстати, там висит паникадило на цепи и, словно маятник Фуко, показывает очень ясно, насколько отклонился купол. Там — самая аварийная часть храма. После нее реконструирована будет центральная часть, за ней — правый придел. Службы прекращать не будем…»
Жители Номосковска давно ждали, когда же начнется спасение собора, но дело сдвинулось с мертвой точки, когда за него взялся губернатор Александр Викул. По его инициативе к проекту реставрации были привлечены лучшие научные институты Украины. Решено, что деревянное покрытие собора будет разобрано, прогнившие колоды заменены на новые, а сохранившиеся – пропитаны специальным раствором. Древесина для реставрации будет привезена из Карпатских и Приднепровских лесов. А чтобы она сохранилась, в соборе будет новое освещение, современное отопление и кондиционирование. Тем более что не только сама конструкция из дерева, а и иконостас, который тоже будет реставрирован, и имеющиеся в храме святыни, настенные росписи тоже требуют необходимого микроклимата.
Например, находящаяся здесь икона Божией Матери Самарская. Как рассказывает отец Евлогий, казаки привезли образ когда-то со святой горы Афон. Та первая икона утрачена, но есть несколько списков. Один из них сегодня находится и в Свято-Николаевском Самарском пустынном мужском монастыре.
Перепутать с какой-либо другой Богородичной иконой Самарскую невозможно: Пресвятая Богородица изображена на ней без Богомладенца. Христос — на Кресте, и копье боли от Креста направлено прямо в сердце Богородицы.
«Сюжет отвечает следующим словам Священного Писания в Новом Завете: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля. (Лк. 2,29-32)”», — поясняет для нас настоятель собора.
Отец Евлогий у иконы Божией Матери Самарская
Далее идут пророческие слова, обращенные святым Симеоном Богоприимцем к Богородице: «и Тебе Самой оружие пройдет душу». Известно, что Матерь Божия умерла своей смертью. Реальное оружие никогда не касалось Её, но сила страданий была такая, что превышала силу физической боли. И вот на иконе: Христос страдает, Мать стоит возле, и Её страдания — не меньше, боль Сына пронзает Её сердце…»
Есть в казацкой церкви и другие святыни. Например, небольшая писанная деревянная икона Пресвятой Богородицы, которая самообновляется. «Сам я этого не могу видеть, — рассказывает отец Евлогий, — поскольку служу здесь недавно и прежде эту икону не видел. Но давние прихожане нашего храма свидетельствуют: икона раньше была совсем темной, а в последнее время обновилась, краски стали ярче, изображение — более отчетливым».
Самообновляющаяся икона Пресвятой Богородицы
Верится, что вот так, незаметно, но верно, обновится и наше сегодняшнее бытие — здесь, на Украине. Наше общее с Россией прошлое в наших сердцах, в душах наших, никто и ничто нас не отвратит от него.