ссылка

На границе тучи ходят хмуро?

Увеличить шрифт
А
А
А

Удивительное дело: в октябре минувшего года президенты В. Янукович и Д. Медведев в Донецке подписали соглашения, по которым должна была упроститься процедура пересечения границы между нашими странами. Тогда прошли бурные комментарии, что жители приграничных областей, например, смогут впредь не заполнять миграционных карт. Особенно это должно было вроде успокоить тех, кто ездит туда-сюда часто. Я не «челнок», я не вожу три-четыре раза в неделю на электричке Харьков-Белгород и обратно те или иные товары, однако один раз в две-три недели я езжу из Харькова в Белгород к своей матушке.

От такого обнадеживающего известия я обрадовался, подумав: а что как с упразднением миграционных бумажек, значит, с их проверкой, сократится время вынужденного для досмотра простоя транспорта — а поскольку если ехать электричкой, то она стоит два раза по сорок-пятьдесят минут — сначала в Казачьей Лопани (Украина), потом в Наумовке (Россия). А это напрягает. Если в советское, поругаемое кое-кем время, электричка Харьков-Белгород шла полтора часа, а со всеми двадцатью двумя остановками — 1 час 45 минут, то теперь, во времена небывалой свободы и независимости (кого и от чего, не знаю) она идет 3 часа 20 минут. Расстояние между городами, не сошедшими с места за эти годы ни на сантиметр — около 80 километров.

Прочтешь информацию в газете или на сайте и аж крякнешь: «В системе российско-украинских отношений приграничные связи играют особую роль. Их важность и актуальность обуславливается, в частности, географическим расположением приграничных областей двух стран, между которыми протяженность сухопутной границы превышает две тысячи километров, что составляет более 1/3 сухопутных границ Украины с сопредельными государствами». До чего же верно подмечено и схвачено! 

Но рано радоваться! Дело государственной важности: таможня и пограничный досмотр! Это вам не фунт изюма. Вы знаете, сколько людей с этого кормится? Нет? Очень много, судя по тому, сколько лиц при должностях проходят по вагонам за время стоянок транспорта на границе. И на украинской, и на российской стороне. Сначала пробегает пограничник, раздающий бланки миграционных карт (электричка – не поезд дальнего следования, где миграционные карты раздают проводники, здесь это работа пограничников), потом, чуть погодя, проходит бригада пограничников, человек от пяти и более, среди которых встречаются и миловидные молодые женщины разной степени раздраженности. За пограничниками следуют пять-восемь озабоченных чем-то таможенников, а между пограничным и таможенным контролем иногда проходят столь же целеустремленно-озабоченные милиционеры — человека два-три.

Все при деле, на должности. Но «таможня дает добро» мешочникам лишь после таинственных переговоров в тамбуре... Честно говоря, иной раз можно одуреть от изобилия «челноков» в электричках! Но об этой теме нужен отдельный красочный рассказ. Я же хочу сказать о том, что простой гражданин теряет полтора часа и более на ненужном простое в пунктах «государственной важности».

Да, не только я ждал с октября 2011 года «упрощения процедуры пересечения границы». Давно прошел и стал достоянием истории февраль 2012 года, и Верховная Рада ратифицировала соглашения президентов, а затем В. Янукович одобрил решение Рады. Эпизодически я спрашивал пограничников, клацающих по моей миграционной карте штампом: ну как оно там, когда отменят всю эту бюрократию, касатики?

Пожимали плечами. Жмут и сейчас, в июне. За 8 месяцев (с момента исторической донецкой встречи президентов) проведено несколько совещаний совместных пограничных двусторонних, направленных «на улучшение», я сам о них читал, видел сюжеты по белгородскому телевидению.

Не изменилось НИЧЕГО!

Вопрос: а что могло бы измениться? Не болтовня ли это всё — «об упрощении процедур ради блага граждан», не втирание ли очков неизвестно кому и непонятно зачем (ибо тем, кто ездит через границу, истина известна во всей ее неприглядной наготе). Представим, что мне как жителю Харькова все-таки не нужно будет заполнять теперь миграционную карту. И что? Ведь все равно сохранится процедура предъявления паспорта, который, кстати, всякий раз ПОЧЕМУ-ТО нужно освобождать от обложки. Мой паспорт, к слову, уже становится похожим на засаленную тряпку: он деформирован, потерт, одна корочка надорвана. «Часто ездите?» — спрашивает страж границы, ну работа у него такая, интересоваться, болтать со мной, ему нравится вид интеллигента в очках, умеющего связать пару слов. Да!!!! Часто езжу, часто! Все равно ведь и в электричке, и в поезде дальнего следования, и в автобусе часть лиц — жители приграничных областей, а часть — нет!

Долготерпение – черта, присущая нашим гражданам, тут проявляется в полной мере. Они ждут, стоически переносят все эти процедуры (из автобуса, кстати, выходить запрещено, когда украинские пограничники, собрав, медленно и печально, со всех 45 человек паспорта, уносят их нудно «пробивать по базе» к себе в «контору»; а вы тут изнывайте на жаре 30-40 минут). Что интересно, с российской стороны и раньше было сделано не менее 20 линий проверки автомобильного транспорта, а сейчас, наверное, намного больше, но автобусы, хоть стреляйся, проходят лишь по одной! И вообще, я НИКОГДА не видел, чтобы работали все линии; всегда работает значительно меньшая их часть. Вопрос: ЗАЧЕМ их понастроили? Кто кому рапортует после совещаний, что работа улучшена и скорость прохождения контроля возросла?

В общем, народ сомневается в возможности позитивного решения хоть какой-либо процедуры пересечения русско-украинской границы.

Недавно в утренней электричке Белгород-Харьков активная женщина рассказала, что челночная общественность была встревожена появившимся в Белгороде новым расписанием электричек, из коего было ясно, что ходить они теперь будут до границы (а значит, нужна будет пересадка; и тут мы читаем между строк: челнокам с товаром придется очень туго).

Так вот, на прошедшем 23 июня совещании по приграничным железнодорожным проблемам под руководством губернатора Белгородской области Е. Савченко взволнованной общественности, подавшей петиции с просьбой о возвращении старого расписания, было твердо сказано: расписание остается прежним! Челноки в электричке облегченно вздыхали, и я даже ими сочувственно гордился: молодцы, отрядили делегатов на чиновное заседание, отписали петицию, решили свой вопрос!

Лично я вижу во всем этом кошмаре один перспективный путь, программу-максимум, так сказать: упразднить все эти процедуры, оставив границу в уме чиновников и на картах.

Когда Украина войдет в единое таможенное пространство с Россией-Беларусью-Казахстаном, тогда и этот театр абсурда в Гоптивке и Нехотеевке, Казачьей Лопани и Наумовке — закончится. В это трудно поверить, когда глядишь на громады проверочных приспособлений, осветительные вышки и всё гигантское поле, усеянное сотнями «трудящихся» на ниве защиты границ персонажей. Однако я уверен, что их упразднение в перспективе неизбежно.

Чиновники говорят: «Для успешной реализации приграничного сотрудничества существует ряд эффективных инструментов, созданы весьма благоприятные условия. Прежде всего, это личные контакты и конструктивное взаимодействие губернаторов приграничных областей России и Украины. Вопросы приграничья находятся в поле их постоянного и приоритетного внимания». 

Трудно поверить, но существуют даже депутатские группы, а также «Совет руководителей приграничных территорий Белоруссии, России и Украины, представляющий собой механизм регулирования широкого спектра вопросов и проблем приграничья». Более того, как говорят официальные лица, «результативно работает расположенный в Харькове Исполнительный комитет, являющийся своего рода мозговым центром Совета» и что им даже разработана «Концепция создания приграничной российско-украинской интегрированной логистической системы на 2011-2016 гг.».

Есть даже, говорят, приграничные консорциумы, а также некие технопарки, формируются «целостные системы еврорегионов», участниками которых стали приграничные области России и Украины. И названия у них певучие, объединительные, красноречивые: «Днепр», «Слобожанщина», «Ярославна», «Донбасс», «Азов». Последний — в составе Автономной Республики Крым, Запорожской и Донецкой областей Украины, Ростовской области и Краснодарского края России! 

Отчего же мы, ездящие еженедельно (а кто и ежедневно) через границу, этого всего не видим? Ни этих советов, ни их концепций, ни результатов всего этого заседалова сонма чиновников по обе стороны границы — то вместе, то поврозь, а то попеременно. Хорошо бы им одеться попроще, сесть в электричку или автобус и хоть разок пересечь границу туда-сюда под видом рядовых граждан, без мигалок и эскортов. Может, подумают все-таки о том, каково гражданам приграничья (да и прочим) живется?

 

 

 

37
Поставить лайк: 72
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/na-granice-tuchi-hodyat-hmuro-0