ссылка

Способна ли Украина на «энергетический безвиз» без помощи России

Увеличить шрифт
А
А
А

Киев хочет поправить свое материальное положение за счет экспорта электричества в страны Евросоюза. План прост. «Электроэнергия, которая будет производиться здесь и сейчас, будет продаваться в Европе», - заявил президент Украины Пётр Порошенко в конце февраля. В теории всё выглядит шикарно. «Мы должны проложить линии электропередач в Европу, потому что там мощнейший рынок», – объяснил глава государства. Главное же – розничный тариф в 4-5 раз выше украинского. Благодаря «энергетическому безвизу» действительно можно хорошо заработать, поправить торговый баланс и диверсифицировать экспорт. Но без трансграничных перетоков из России и модернизации украинских АЭС специалистами «Росатома» Киеву придется выбрать между своими и европейскими потребителями.

Чтобы экспортировать по максимуму

По данным Минэнергоугля, в 2018 году производство электроэнергии на Украине увеличилось на 2,5%, а потребление (с учетом потерь в сетях) на 2,3%. Соответственно в натуральном выражении экспорт вырос на 19,3% (до 6,2 млрд кВт/ч), а в деньгах на 40,93% (до $331,94 млн). Для сравнения: выручка от продажи за рубеж отечественных железнодорожных локомотивов составила $253,5 млн. Основные направления: Венгрия (57,2%), Польша (23,7%) и Молдавия (16%).

Останавливаться на достигнутом Киев не собирается. В планах – кратно увеличить трансграничные перетоки со странами ЕС, а также синхронизировать свою энергосистему с ENTSO-E (европейская сеть системных операторов передачи энергии). 2 октября прошлого года «Укрэнерго» согласовал со словацкой компанией SEPS условия строительства новой линии электропередачи (ЛЭП) между подстанциями «Мукачево» и «Вельке Капушаны» пропускной способностью 400 кВт. Спустя два месяца совет министров Энергетического сообщества ЕС внес его в список проектов совместного интереса (PMI).

ЛЭП на 400 кВт там уже есть, но, учитывая её состояние (эксплуатируется с 1963 года), «для успешной и эффективной реализации проекта, с учетом европейских партнеров, целесообразным будет строительство новой трансграничной линии на этом направлении, а не модернизация уже существующей», подчеркнул замдиректора «Укрэнерго» Алексей Брехт. По его словам, новая ЛЭП в совокупности с модернизацией подстанции «Мукачево» позволит в перспективе (с 2026 года) увеличить пропускную способность интерконнектора Украина-Словакия на 30%. На всё про всё от Киева требуется €15 млн.

ЛЭП между Украиной, Молдовой, Словакией, Венгрией и Румынией energetika.in.ua

ЛЭП между Украиной, Молдовой, Словакией, Венгрией и Румынией energetika.in.ua

Кроме того, Брюссель внес в список PMI и строительство подстанции «Приморская» в Одесской области мощностью 750/400 кВт, а также двухцепной линии (400 кВт) до румынского города Исакча. Эта новая подстанция должна стать одним из базовых пунктов магистрали, объединяющей три АЭС – Хмельницкую, Южноукраинскую и Запорожскую. Совместно с новой ЛЭП она позволит к 2026 году увеличить мощности интерконнектора с Румынией до 1000 – 1200 МВт. Стоимость украинской части проекта составляет €226 млн. Пока на паузе Брюссель держит реконструкцию ЛЭП (750 кВт) между Хмельницкой АЭС и польским городом Жешув. Но при необходимости возобновить работу линии будет несложно.

Вторая Франция

Как видно, расширение энергетического «окна в Европу» идёт под экспорт атомной энергии. К продаже за рубеж подталкивает и сама структура отечественной генерации. Более половины (53%) всей выработанной на Украине электроэнергии приходится на АЭС, еще 37% на тепловиков (ТЭС и ТЭЦ), 7% на гидроэлектростанции (ГЭС) и 2% на альтернативные источники (солнце, ветер и так далее...).

В закрытой энергосистеме высокая доля АЭС (в силу технических особенностей покрывают только базовую нагрузку на сеть) является огромной проблемой. Недостаток маневренных мощностей не позволяет комфортно балансировать суточные перепады в потреблении электроэнергии, что вызывает дефицит электроэнергии на утренних и вечерних пиках потребления и ее избыток ночью.

Порядок загрузки генерирующих мощностей в суточном графике, docplayer.ru

Порядок загрузки генерирующих мощностей в суточном графике, docplayer.ru

Альтернативная энергетика в этом вопросе помогает как телеге пятое колесо. Далеко не всегда ветер дует и солнце светит, когда люди включают чайник рано утром или телевизор вечером. Зачастую случается ровно наоборот, что увеличивает дисбалансы в системе. Мало того что эта энергия не сглаживает пики потребления, так её еще и нужно куда-то девать, зачастую передавая на дальние расстояния, а стоит она дорого.

По-видимому, что-то такое и имел в виду П. Порошенко, когда сказал, что, «учитывая атомные мощности, учитывая промышленный потенциал, учитывая мощности возобновляемой электроэнергетики, нам больше столько электроэнергии не нужно». То есть сбрасывать на экспорт планируют электроэнергию от АЭС и тех самых солнечных батарей и ветряков. Получается такая себе вторая Франция, где атомная генерация занимает более 70%, и пятая часть всей выработанной в стране электроэнергии идет в соседние страны.

В частности, французские АЭС приспособились дополнять (покрывать часть базовой нагрузки) энергосистем соседних стран (Великобритании, Италии, Швейцарии), у которых высокая доля маневренных мощностей. Собственные пики потребления Париж компенсируют за счет импорта из-за рубежа электричества, выработанного на угле и газе. За счет свободного межгосударственного перетока с соседями Франции удается удерживать мировое лидерство по экспорту электроэнергии и ежегодно зарабатывать на этом €3 млрд. Ту же схему планирует скопировать Киев.

«В былые годы…»

В пользу такой аналогии говорит и структура генерации соседних с Украиной стран-членов ЕС. К примеру, у Словакии на АЭС приходится только 23% выработанной электроэнергии, в Румынии – 20%, а в Польше и вовсе нет ни одной атомной станции, за исключением недостроенной «Жерновец» возле Гданська. Правда, говорить о том, что Киев нашел «философский камень» электроэнергетики, пока рановато.

Сегодня экспорт электричества в ЕС идет с «Бурштынского энергострова» (Бурштынской ТЭС, Калушской ТЭЦ и Теребля-Рикской ГЭС с прилегающими сетями), выделенной части отечественной энергосистемы, более интегрированной с Евросоюзом, чем с остальной Украиной. В свое время (конец 1990-х – начало 2000-х) ушло немало сил на то, чтоб синхронизировать его работу с европейской CENTREL/UCTE. В результате получилась квазиевроинтеграция на локальном уровне, когда маневренные мощности физически находятся на Украине, но работают исключительно на ЕС.

На «энергетический безвиз» это однозначно не тянет. «В былые годы с «Бурштынского острова» мы поставляли в Европу электроэнергии на $600-700 млн в год», – вспоминает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, но даже при самых благоприятных условиях его экспортный потенциал физически ограничен 600 мВт. Чтобы превратить Украину во вторую Францию, нужно подключать к европейским сетям отечественные АЭС.

В этой связи «ключевой стратегической задачей «Укрэнерго» на ближайшие пять лет является техническая подготовка украинской энергосистемы к синхронизации с сетью континентальной Европы», подчеркнул глава наблюдательного совета отечественной госкомпании Шевки Аджунер и попросил у ЕС поддержки. В ответ Брюссель через своего посла на Украине одобрил планы Киева, но денег не обещал.

Практика показывает, что тянуться вся эта песня с «энергетическим безвизом» может долго. К примеру, тендер на строительство той же подстанции «Приморская» был объявлен еще в 2008 году, а воз и ныне там. Впрочем, обновление энергетической инфраструктуры – далеко не основная задача. Учитывая, что отечественные АЭС все чаще простаивают из-за аварий, а их реакторы постепенно исчерпывают свой проектный ресурс, может оказаться, что Киеву просто нечего будет экспортировать. К тому же у Украины в Восточной Европе появились серьезные конкуренты, которые, в отличие от Киева, активно сотрудничают с Россией.

Проект модернизации венгерской АЭС «Пакш», vestifinance.ru

Проект модернизации венгерской АЭС «Пакш», vestifinance.ru

В 2020 году стартует строительство двух новых энергоблоков ВВЭР-1200 поколения 3+ для венгерской АЭС «Пакш», которые будут подключены к той самой европейской сети ENTSO-E уже в 2026-2027 гг. Аналогичная станция (2 блока ВВЭР-1200 поколения 3+) строится в Белоруссии. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока запланирован на декабрь 2019 года, второго – на июль 2020-го. И венгерский, и белорусский проекты реализуются с помощью «Росатома».

Кстати, эффективность использования новых мощностей повысит российское модифицированное ядерное топливо, отлично зарекомендовавшее себя на мировом рынке. Его предлагали и "Энергоатому", но он отказался его покупать из соображений безопасности. Если старые ТВЭЛы после нескольких аварий уже приспособились использовать совместно с подделками от Westinghouse, то как поведет себя реактор, когда туда загрузят более эффективные российские образцы, никто не знает.

Строительство БелАЭС вышло на финишную прямую, atom.belta.by

Строительство БелАЭС вышло на финишную прямую, atom.belta.by

Есть еще одна серьёзная проблема – выработка ядерными реакторами своего проектного срока службы. Когда отечественные АЭС будут становиться на плановый ремонт или в очередной раз экстренно отключаться от сети из-за аварий, покрывать дефицит выпавших мощностей придется за счет импорта. Но не из РФ. «Мы имеем единую энергосистему с Россией. И это неправильно!» – считает П. Порошенко, а потому все существующие связи с ней будут разорваны.

Зато Киев обязался «обеспечить свободный импорт электроэнергии» из Евросоюза, что окончательно добьёт отечественную угольную генерацию. По старой украинской традиции пока ничего в этом направлении не делается, но с Брюсселем не забалуешь. В ноябре прошлого года Энергетическое сообщество ЕС поставило Киеву ультиматум исправить все административные барьеры для импорта электроэнергии до 1 июля 2019 года. В противном случае Европа наложит на Украину санкции.

95
Поставить лайк: 860
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/sposobna-li-ukraina-na-energeticheskiy-bezviz-bez-pomoshchi-rossii