ссылка

«Великая Польша» за европейские деньги (II)

Увеличить шрифт
А
А
А

Часть I

Собственно, прародители ЕФД и не скрывают, что саму идею и даже название фонда с особыми полномочиями они позаимствовали у американского NED (National Endowment for Democracy) [1]. Поэтому отличие ЕФД от других европейских фондов будет заключаться в следующем.

Первое. Подрывная деятельность (а как еще назвать целенаправленное финансирование политических сил, которые надо привести к власти в чужой стране?) требует хоть какого-то прикрытия, чтобы ЕС прямо не обвинили во вмешательстве во внутренние дела «партнеров». Поэтому очень удобно брать бюджетные средства, но раздавать их от имени формально независимой от Еврокомиссии и стран ЕС организации, закрыв глаза на то, кто ее возглавляет. Национальные и так называемые европейские «партийные» фонды (вроде фондов Аденауэра или Боша) такой свободой рук не располагают. Ставим плюсик.

Второе. «Бич божий» для Европы - это уже не гунн Атилла, а европейская бюрократия. В ЕС в рамках политики «Развитие и сотрудничество» (Europe Aid) действует так называемый Европейский инструмент для демократии и прав человека (European Instrument for Democracy & Human Rights) с пятилетним бюджетом в размере 1,1 млрд. евро. Есть еще Инструмент для стабильности (Instrument for Stability (IfS)) с бюджетом в 2 млрд. евро и масса других подходящих для «экспорта демократии» механизмов быстрого реагирования (так программа IfS называлось раньше). Денег - завались. Но евробюрократы обложили их выдачу такими условиями, что принятие решений затягивается порой на годы, а запросы и отчетность так сложны и объемны, что пока  что-то начнет шевелиться, то и выборы у «партнеров» пройдут (если без вмешательства ЕС, то «недемократические», естественно). А новый фонд дает возможность обойти, когда надо,  бюрократические препоны и быстро набить валютой карманы тех «друзей демократии» в Беларуси и Украине, кому это вдруг срочно понадобилось. Единственная рекомендация Европарламента по этому случаю - чтобы деньги ЕФД «не попали к криминальным и террористическим группировкам» [2]. И на том спасибо.

Третье и самое интересное. Многие эксперты стран ЕС, «курирующие» институты гражданского общества в странах-участницах «Восточного партнерства», отмечают,   что расплодившиеся там НПО и «аналитические центры», которые десятилетиями сидят на западных грантах, зажрались и имитируют бурную деятельность только тем, что «стучат» в западные посольства и международные организации о якобы «недемократичности» властей. Потеряв доверие масс, они уже не способны расширять круг единомышленников [3]. В то же время, по мнению польско-американского тандема, и в Беларуси, и на Украине есть много людей, которые могут стать новыми лидерами и активистами протестного движения, если получат финансовую помощь. Некоторые из них на чистом энтузиазме создали свои организации, но не могут зарегистрировать их из-за противодействия властей, другие сами не желают это делать, опасаясь внимания со стороны правительственных ведомств, что особенно характерно для объединений, во главе которых стоят представители малого и среднего бизнеса [4].

При этом ЕФД сосредоточится на оказании помощи как можно большему числу пусть и маленьких, но незарегистрированных организаций, «стихийным» активистам и потенциальным лидерам, не выставляя условий обретения ими официального статуса, как это принято в деятельности других западных фондов. От них даже не требуется опыта и «былых заслуг» в протестном движении. Главное, как отметил один из «кураторов», - это «преданность идеям демократии».

К тому же ЕФД, в отличие от других фондов, планирует отказаться от практики реализации так называемых проектов, рассчитанных на  формирование выгодного общественного мнения (проведение конференций и круглых столов, пропагандистская работа и т.п.). Он сосредоточится на создании широкой сети потенциальных участников акций «сопротивления авторитаризму».

Поначалу, подбирая новых «грантоедов», ЕФД будет ориентироваться на рекомендации посольств стран ЕС, европейских «партийных» фондов и представительств Евросоюза в Беларуси и на Украине. Затем этим займутся «координаторы» ЕФД, которые будут работать «в поле» наездами, так как создание закордонных офисов ЕФД пока не предусматривается. В задачу «координаторов» будет входить объединение этих людей в единую сеть с помощью интернет-ресурсов, для чего потребуется привлечение к сотрудничеству опытных блогеров. Их задача - формировать в социальных сетях группы единомышленников и, приобретя доверие и авторитет, в нужный момент дать сигнал к выступлению.

Таким образом, речь идет о создании как можно большего количества «полулегальных» реальных и виртуальных организаций, находящихся вне контроля со стороны властей, объединенных в сетевую структуру и ждущих призыва выйти на улицу по сигналу из  «центра». Зачем? Всего лишь для того, чтобы создать впечатление массовости «народного» протеста. И тогда США и Европа получат предлог для оказания давления на власти Украины и Беларуси, требуя от них самоустранения, как это было в декабре 2004 года в Киеве и в 2010 году в Минске.

Собственно, ничего нового в этом уже нет. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, выдвигая инициативу ЕФД, не зря ссылался на опыт «арабской весны», когда на улицы Триполи и Каира вдруг, откуда ни возьмись, неожиданно для властей высыпали тысячи хорошо мотивированных «возмущенных» граждан. Может быть, сейчас эти граждане, потеряв близких и  лишившись средств к существованию, передравшись между собой и проклиная новую власть, с сожалением вспоминают о своем «возмущении», но дело сделано. Импортированную «демократию с гнильцой» ее американские и европейские поставщики  назад не принимают.

Странно, конечно, что Европейский союз решил замараться в подрывной деятельности, какими б словесными фиговыми листками ее не прикрывали в Варшаве и Вашингтоне. Это в Польше и США можно на скорую руку налепить много разных формально «независимых» фондов, вбухать в них бюджетные средства и финансировать на Украине, в Беларуси, России и других странах СНГ «пятую колонну», не опасаясь обвинений во вмешательстве в чужие внутренние дела. У ЕС спрятать концы в воду не получится. Бюрократическая структура Евросоюза не может позволить тратить средства на расшатывание других государств, столь нагло и бесконтрольно. Отсюда - двойственность формата ЕФД. С одной стороны, фонд зарегистрирован как «самоуправляемая», то есть независимая от ЕС организация, но с другой - о какой самоуправляемости ЕФД можно говорить, если почти все его руководство - дипломаты, еврочиновники и евродепутаты высокого уровня?

Все настолько шито белыми нитками, что при первом же удобном случае и власти, и общественность Беларуси и Украины смогут обвинить ЕС в нарушении принципов международных отношений, принятых в ООН, ОБСЕ и других международных институтах, провозглашаемых самим Евросоюзом, в конце концов. И все это ради чего? Ради удовлетворения имперских амбиций Польши, подкрепленных американскими интересами? О каком «демократическом выборе» белорусов и украинцев можно будет говорить, если истерический «протест» нескольких тысяч мотивированных западными  деньгами  граждан будет подан чиновниками ЕС и западными СМИ как «народное движение», требованиям которого должны подчиниться правительство и «молчаливое большинство»?

Руководству Беларуси и Украины, видимо, стоит заранее предупредить правительства стран ЕС, чиновников Еврокомиссии и депутатов Европарламента, что деятельность Европейского фонда для демократии вряд ли будет способствовать взаимопониманию и может серьезно подорвать систему международных отношений на всем пространстве от Лиссабона до Владивостока. Время одуматься у Евросоюза пока есть. Но хватит ли у европейцев здравого смысла? Посмотрим.

292
Поставить лайк: 210
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору