Гибель «Тушинского вора» – Лжедмитрия II
Этот человек вошёл в историю под неблаговидным именем «Тушинского вора». Ворами в средневековой Руси называли самозванцев, а село Тушино, ныне вошедшее в черту Москвы, некогда было лагерем, в котором собирались сторонники самозванца Лжедмитрия II.
В отличие от своего предшественника, Лжедмитрия I¸новый самозванец никогда русский престол не занимал. Судя по воспоминаниям современников, Лжедмитрий II обладал отвратительной внешностью и не менее отвратительным характером. Этническое происхождение самозванца даже для его сторонников осталось смутным – сам он об этом не говорил, а окружающей его братии это было абсолютно безразлично.
Как известно, невольным виновником появления множества самозванцев и Смуты на Руси стал несчастный сын Ивана Грозного Дмитрий, убитый неизвестными злоумышленниками в Угличе. Его таинственная гибель стала источником множества нелепых слухов, распространяемых недругами царя Бориса Годунова, взошедшего на престол после смерти последнего царя – Рюриковича Фёдора Иоанновича. Самый упорный слух касался чудесного спасения царевича, в последний момент подменённого и спасшегося в тайной обители. Этот царевич рано или поздно должен был вырасти и свергнуть узурпатора и убийцу Годунова.
В 1605 году «царевич» объявился. «Счастливый спасённый» Лжедмитрий I действительно смог свергнуть и убить Годуновых, однако на престоле не задержался. Слишком мало он по своим привычкам был похож на природного российского принца, да и состоящие при его особе поляки вели себя вызывающе. Первый самозванец и его приближённые погибли, однако успели открыть «портал» в бездну дикой смуты.
Звезда нового самозванца взошла в 1607 году, когда некий загадочный агитатор объявился в городе Стародубе-Северском. Он утверждал, что «царь Дмитрий» не погиб в Москве, а сбежал в неизвестном направлении. Когда стародубцы схватили агитатора, то он признался им, что является тем самым беглецом. В городе не нашлось свидетелей, видевших живого первого самозванца, поэтому Лжедмитрию II поверили (или сделали вид, что поверили). С этого момента наш герой начинает собирать себе войско и приглашать в лагерь бывших соратников первого самозванца.
Далее события развивались достаточно быстро. Двинувшись из южных земель на Москву, самозванец остановился в селе Тушино. Сюда начали стекаться не только русские, но и польские, казацкие и иные авантюристы. Прибыла и бывшая невеста Лжедмитрия I, тут же узнавшая «жениха». Судя по дневникам современников, у большинства собравшихся не было никаких иллюзий в отношении подлинности царя, однако желание ловить рыбку в мутной воде перевешивало все остальные резоны.
То, что происходило далее, можно назвать войной всех против всех. Русское общество, ещё не до конца наигравшееся Смутой, делало ставку то на самозванцев, то на поляков, то на шведов. Сам Лжедмитрий II тоже воевал с переменным успехом, однако постепенно его звезда начала клониться к закату. В Москве крепли настроения единства и избавления от иноземцев, самозванец рассматривался как преграда к возрождению Российского государства.
Закрепившись в конце концов в городе Калуге, Лжедмитрий II, явно не надеявшийся на решающую победу, построил большой лагерь, в котором пировал, казнил и рассылал по окрестностям отряды фуражиров. Его убил татарский князь Пётр Урусов, отомстивший за гибель касимовского хана – своего родственника, казнённого самозванцем. Смерть Лжедмитрия II вызвала возмущение в Калуге, принявшее характер татарского погрома. Впрочем, самозванца это уже не могло воскресить.
Смерть Лжедмитрия II не стала концом самозванщины. Ещё долгие годы объявлялись разные «царевичи», которые называли себя то сыновьями, то внуками двух первых «Дмитриев». Впрочем, к тому времени Россия уже выздоровела от Смуты и опять в неё впадать не желала.
Заглавная иллюстрация. «В Смутное время (Лагерь самозванца)», С. Иванов