ссылка

Как кошевой атаман Чепига Кубань обустраивал

Заглавная иллюстрация: Картина художника Владимира Прокопенко «Атаман Чепига», 1792 год
Увеличить шрифт
А
А
А

О легендарном запорожском казаке и кошевом атамане Черноморского войска Захарии Чепиге (Чепеге) в исторической литературе сохранилось немало мифических сказаний и домыслов. Человеком он был незаурядным, с малороссийской хитринкой, необычайного мужества и сметливости. Чепиге принадлежит заслуга первого освоения Кубани, строительства города Екатеринодара (ныне Краснодара)  и устройства запорожского войска на новом месте. Без него невозможно представить освоения Россией Кубани и жестокой борьбы с черкесами.

Как и многие казачьи лидеры, атаман не слишком любил распространяться о своём детстве и юности. Для нынешних исследователей его деятельности это является большим упущением. Судя по косвенным признакам, Захарий имел простое происхождение, которое и привело его к запорожцам. В те времена бегство на юг было едва ли не единственной возможностью для молодых людей спастись от крепостной неволи.

За свою жизнь Чепига так и не научился читать, не завёл семью и всё свободное время проводил в походах и битвах. Не случайно во многих сказаниях он предстаёт общим отцом казаков, ведь своих родных детей у него не было. Уже в зрелом возрасте Чепигу неоднократно пытались женить на молодых казачках, однако атаман всякий раз отвергал подобные предложения. В этом вопросе он отличался необычной для того времени деликатностью и нежеланием губить молодость юных девушек.

«Вручение Екатериной Великой казакам Жалованной грамоты на Кубанские земли», С.В. Морозов, при участии А.М. Левченкова
«Вручение Екатериной Великой казакам Жалованной грамоты на Кубанские земли», С.В. Морозов, при участии А.М. Левченкова

В исторических хрониках Чепига впервые появляется в связи с русско-турецкой войной 1768-1774 гг. Екатерина II активно привлекала запорожцев к боевым действиям против турок, поэтому у молодого казачьего предводителя появилась возможность отличиться. В приказе главнокомандующего русскими войсками Петра Ивановича Панина от 20 октября 1769 года есть упоминание о дерзком рейде казаков Чепиги к Днестру. Во время набега он захватил большую добычу – 30000 лошадей, 4000 овец, 180 верблюдов. В том же году запорожский предводитель жестоко разгромил большое татарское селение Аджи-Гасан. К сожалению, подобные методы ведения войны были обычным делом для малороссийских казаков.

В период ликвидации Запорожской Сечи Чепига проявил известную осмотрительность. В отличие от некоторых горячих голов, которые бежали в турецкие владения, а потом жалели о своём выборе, Захарий сохранил верность России. Он понимал, что дикая запорожская вольница уже стала пережитком в крепнущей день ото дня империи. В 1777 году Чепига принял участие в крымском походе под командой А.В. Суворова и А.А. Прозоровского. Он был отмечен в почётном ордере и произведён в армейский чин капитана. Генералы свидетельствовали, что в сражении Чепига «поступал без робости и продолжал службу исправно».

Остатки запорожской старшины неоднократно обращались к Екатерине II с просьбой в том или ином виде возродить казачье войско. Долгое время императрица отказывалась это сделать, резонно указывая посланникам на отсутствие всякой необходимости в существовании новой Сечи. Её решение изменилось, когда в 1787 году царица посетила недавно отвоёванные у турок земли Северного Причерноморья. Известный фаворит императрицы и покровитель Новороссии Григорий Потёмкин объяснил ей, что новые земли, где обитали воинственные мусульманские племена, проще отдать для колонизации казакам, имевшим опыт борьбы со степняками, чем постоянно держать здесь регулярные войска. Так возникла идея создания Черноморского казачьего войска.

Картина А. Чечина «Высадка казаков на Тамани», Краснодарский государственный историко-археологический музей
Картина А. Чечина «Высадка казаков на Тамани», Краснодарский государственный историко-археологический музей

В январе 1788 года проект Черноморского войска был окончательно утверждён, и на большой раде бывшие запорожцы избрали себе кошевого атамана Сидора Белого. Непосредственную организацию войска было решено организовать после окончания боевых действий с турками.

Новый атаман принял активное участие в очередной русско-турецкой войне 1787-1791 гг., где и погиб в морском бою. В июле месяце прошли очередные выборы, на которых уверенную победу одержал Захарий Чепига. Потёмкин санкционировал это избрание, отметив, что «по храбрости на службе и по желанию войска верных казаков «определяется кошевым атаманом» Захарий Чепига».

Карта переселения бывших запорожцев на Кубань и основания ими первых поселений
Карта переселения бывших запорожцев на Кубань и основания ими первых поселений

После избрания атаман принял деятельное участие в турецкой войне. Его доблесть отмечали буквально все русские генералы, под командованием которых он находился. За участие во взятии Хаджибея ( будущей Одессы) Чепига получил офицерский орден Св. Георгия Победоносца 4-й степени, а за командование штурмовой колонной при штурме Измаила – орден Св. Георгия Победоносца 3-й степени. За боевые заслуги кошевому атаману было пожаловано дворянство Екатеринославской губернии.

После войны встал вопрос о том, какие земли будут принадлежать Черноморскому казачеству. Изначально предполагалось, что они разместятся на небольшой территории между Днестром и Южным Бугом, однако потом это решение было пересмотрено. Жалованной грамотой Екатерины II от 30 июня 1792 года бывшие запорожцы приобретали земли Кубани, где должны были осуществлять «бдение и стражу пограничную от набегов народов закубанских».

От идеи до реализации проекта предстоял долгий административный путь. С одной стороны, императрица не хотела, чтобы переселённые запорожцы вернулись к своим вольным сечевым обычаям. С другой стороны, она понимала, что любое казачество будет проявлять известную строптивость в отношении центральной власти. Казачья старшина не особенно скрывала, что планирует сохранить в Черноморском войске запорожскую структуру. Она показала свою высокую эффективность в борьбе с крымскими татарами и не нуждалась в пересмотре.

Захарий Чепига был большим приверженцем переселения запорожцев на Кубань. В связи с этим ему пришлось заниматься многими организационными вопросами. В новой земле не вполне привычным к осёдлой жизни запорожцам пришлось строить поселения, налаживать хозяйственную деятельность и обустраивать пограничную службу.

С появлением казаков на Кубани встал вопрос о строительстве главного города края. Чепига лично выбирал для него место, руководствуясь соображениями безопасности и удобного географического положения. Новый город было решено назвать Екатеринодаром, чтобы подчеркнуть значение передачи Кубани бывшим запорожцам. Изначально «Дар Екатерины» выглядел не слишком презентабельно – казакам не хватало времени для организации правильного строительства. Впрочем, со временем столица Черноморского (а потом Кубанского) войска приобрела вид красивого казачьего и имперского центра.

Памятник Захарию Чепиге в Ейске, установленный в 2013 году
Памятник Захарию Чепиге в Ейске, установленный в 2013 году

Последние годы жизни Захарий Чепига провёл в хозяйственных и военных заботах. Он участвовал в подавлении польского мятежа Костюшко, где проявил себя наилучшим образом (под командованием Суворова штурмовал предместье Варшавы – Прагу). В то же время атаман холил и лелеял своё детище Екатеринодар, в котором строил церкви и административные здания. Познакомился Чепига и с императрицей Екатериной II, которая пригласила прославленного казака в Санкт-Петербург, где кошевой атаман был награждён дорогими подарками.

В 1797 году прославленный казачий предводитель тяжело заболел во время инспекционной поездки по Кубани. Пневмонию в те времена лечить не умели, поэтому спасти Чепигу не представлялось возможным. Он был похоронен с соблюдением всех воинских почестей и стал самым известным атаманом в истории Черноморского, а потом и Кубанского войска.

В дореволюционной и современной России о Чепиге осталась светлая память. Он никогда не предавал свою большую Родину и служил ей верой и правдой. Ныне атаман увековечен на памятнике Екатерине II в Краснодаре и имеет свой памятник в Ейске. Имя атамана носят некоторые населённые пункты, а мест, связанных с ним на Кубани, просто не счесть. Современные кубанцы помнят, кому обязаны обустройством своего края и чтят память предков, приложивших огромные усилия, чтобы Кубань стала процветающим регионом России.

Заглавная иллюстрация: картина художника Владимира Прокопенко «Атаман Чепига», 1792 год

79
Поставить лайк: 35
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору