Камчатская экспедиция Витуса Беринга
В истории правления русского царя, а потом и императора Петра I географические открытия занимают видное место. Огромные российские пространства в начале XVIII века оставались дикими и малоисследованными. Император знал об открытии казака Семёна Дежнёва, который вышел к берегам Тихого океана, однако имел лишь смутные представления о жизни края, его особенностях и богатствах.
Чтобы прояснить ситуацию, Пётр начал подготовку к масштабной Камчатской экспедиции, которая должна была исследовать и подробно описать, «сошлася ль Америка с Азиею», а также выяснить, существует ли «дорога через Ледовитое море в Китай и Индию».
Начальником экспедиции был назначен Витус Беринг – датский моряк, поступивший на русскую службу. Как показало время, выбор императора оказался удачным – датчанин приложил колоссальные усилия для реализации его планов.
В те далёкие времена добраться из Санкт-Петербурга на Камчатку было весьма проблематично. «Путешественникам» приходилось преодолевать огромные пространства, лишь частично населённые людьми. Морской путь в Тихий океан ещё не был освоен, поэтому на преодоление гигантских расстояний уходили долгие месяцы ( а иногда и годы).
Беринг и его подчинённые, выехавшие из столицы в начале 1725 года, лишь осенью 1726 года достигли места назначения. Люди устали от долгого пути, поизносились, оголодали. Беринг дал им возможность немного отдохнуть, а потом приступил к строительству корабля для исследования северной части Тихого океана. Небольшой мореходный бот был назван в честь святого Гавриила.
Беринг не имел надёжной информации о том, куда он отправляется. Рассказы русских казаков и местных туземцев были противоречивыми и скудными. Датчанину предстояло почти самостоятельно совершить открытия, которые обессмертили его имя.
Экспедиция покинула Камчатку 14 июля 1728 года. 17 июля было совершено первое открытие – мореплаватели увидели на горизонте остров Карагинский. Остров святого Лаврентия, открытый в августе, ныне принадлежит Соединённым Штатам, хотя располагается ближе к мысу Дежнёва (тогда он назывался Чукотским носом), чем к Аляске. Беринг обогнул мыс и вошёл в пролив, который позднее в его честь был назван Беринговым. Капитан не знал, что американские берега, которые он с таким упорством искал, находятся совсем близко.
Вскоре начали подходить к концу припасы на корабле. Беринг, смущённый тем, что не выполнил приказ императора, отправился в обратный путь. Его несколько успокаивало то, что соединения Азии с Америкой так и не удалось обнаружить. Это само по себе было важным географическим открытием. Беринг надеялся в следующем году достичь более ощутимых успехов.
К сожалению, в 1729 году неудачи с самого начала преследовали предприимчивого датчанина. Лишь три дня экспедиция была в море, а потом вернулась из-за шквального ветра и прочих природных препятствий. Огорчённый Беринг, средства которого подходили к концу, вынужден был уехать в Петербург для организации новой экспедиции.
Несмотря на то что Берингу не удалось достичь всех своих целей, русские моряки совершили несколько важных географических открытий. Следующая Камчатская экспедиция во многом опиралась на опыт первой, была более успешной и позволила России приблизиться к американским берегам. Это стало началом Русской Америки, раскинувшейся на огромных пространствах Аляски.
Заглавное фото: памятник Витусу Берингу в селе Никольское на острове Беринга