Хрящеватое – кость в горле ВСУ
Бои за небольшой пригородный посёлок под Луганском обернулся поворотным в истории летней кампании 2014 года, став одновременно не только примером мужества ополченцев, но и примером убогой лжи украинского агитпропа и военщины.
Хрящеватое находится всего в 8 км от Луганска. В августе 2014 года ВСУ предприняли здесь отчаянные попытки замкнуть кольцо окружения Луганска, обеспечить коридор для блокированной группировки в Луганском аэропорту и перекрыть трассу Луганск – Краснодон, по которому в город должен был пройти тот самый первый гуманитарный караван «белых КамАЗов» из России.
С конца июля ВСУ (сборная солянка 24-й ОМБр, 51-й ОМБр, 80-й ОДШБр, 1-й ОТБр, 8-го полка спецназа и «Айдара») злобными лобовыми атаками пытались пробить оборону ополченцев у посёлка Металлист, Александровска, на Вергуновском переезде.
Все эти дни украинцы яростно обстреливали центр Луганска, подожгли «Эпицентр». Город остался без электричества, а значит и без воды, был прекращён подвоз продовольствия.
Масштаб украинского удара не позволял перебросить на помощь Луганску отряды Дрёмова и Мозгового, хотя они оттягивали на себя значительную часть карателей. Вся тяжесть обороны в те дни легла на батальон «Заря» (командир Андрей Патрушев), группу «Вакулы», 3-й Станично-Луганский батальон (командир Андрей Мельник), людей Беднова и переброшенные подразделения «Призрака» во главе с Александром Костиным.
Натиск дал свои результаты, и украинцам удалось отбить Георгиевку. 11 августа спикер СНБО Андрей Лысенко сообщил, что Луганск окружён и ВСУ готовы начать его зачистку.
Вечером 13 августа колонна ВСУ (подразделения 80-й ОДШБр, айдаровцы при поддержке танков 1-й ОТБр, наступавших от луганского аэропорта) вошла в Новосветловку и Хрящеватое.
Это был самый крупный выход батальона «Айдар» – сразу 240 человек. После занятия Хрящеватого Киев отчитался о луганском котле. Как тогда рассказывали СМИ, украинские вояки на спор заезжали на машинах в центр Луганска и возвращались.
Айдаровец Орест Каракевич в интервью ТСН недоумевал: «Мне кажется самым странным, почему нам не отдали тогда приказ при поддержке военных зайти в Луганск... То есть до 24 августа мы могли освободить этот город».
Вопрос справедливый, но ответ прост: украинское войско остановили в первую очередь в Хрящеватом, в нескольких километрах от луганской окружной.
Выбивать «укроп» начали еще 14 августа. Бои в поселке сразу приобрели принципиальный и очень яростный характер.
В бою погибли командир Станично-Луганского батальона Андрей Мельник («ДШБ»), командир разведроты Вадим Дёмин, командир 3-й роты Александр Головко (Вампир), ополченцы Дмитрий Зеленко, Олег Киреев, Эдуард Калужецкий, Сергей Ескин, Юрий Виноградов, танкист Дмитрий Олейников. По одной из версий, именно он был механиком-водителем танка № 23, превращённого сегодня в памятник на трассе Луганск-Краснодон.
Между тем контратака проводилась силами меньшими, чем те, что вошли в Хрящеватое. Ополченцев поддерживало два танка, один из которых не имел системы наведения – по сути, он лишь прикрывал бронёй пехоту, две БМП и два БТР.
Досталось и ВСУ с «Айдаром». Командир «волынской роты» добробата Игорь Лапин (позывной Зола) заявлял: «Хрящеватое – это жесть!» В бою погиб командир 1-й штурмовой роты «Айдара» Филипп Слободянюк, около семи бойцов, были подбиты две БМП и танк.
Ополченцы в итоге отошли, и вечером 15 августа спикер АТО Леонид Матюхин заявил, что ВСУ завершают операцию по окончательному окружению Луганска. Тем не менее группировка завязла в боях у Хрящеватого, блокады не вышло.
19 августа под Новосветловкой ополченцы сбили украинский штурмовик. 21 августа был убит айдаровец Олег Михнюк, заместитель главы Украинского союза ветеранов Афганистана, кавалер двух орденов Красной Звезды и медали «За отвагу». Кстати, бывшие «афганцы» воевали и по ту сторону фронта.
Стараниями болтунов и укроСМИ бои в поселке превратили в глобальные перемоги над «дивизиями регулярной армии России». Тот же Лапин рассказывал, как айдаровцы взяли в плен какого-то «русского подполковника», хотя добавил, что сам там не был и точно сказать не может.
Зато на Украине было раскручено интервью известной свидомитки Олэны Степовой с неким «офицером Валерой» с позывным Парус, который строчил туфтой, как пулемёт.
В своих фантазиях «Валера» перебил под Хрящеватым «батальон псковской дивизии», батальон «Кавказ», «чеченскую диверсионную группу». В бреднях фигурируют четыре российские бригады морпехов и ВДВ. Также «Валера» рассказывал, что местные ополченцы шли цепями в наступление, будучи накачанными какими-то психотропными таблетками, которые рассказчик якобы взял в виде трофеев. Неизвестно, пробовал ли он их перед интервью, но поведал Степовой, что русские применяли в Хрящеватом невиданное доселе оружие: «Выхлоп такой как реактивный, как «градовский», потом хлопок вверху, боеприпас делился на две боевые части и опускался на парашютах на технику там, где она плохо защищена. Парашюты мы находили и привозили как доказательство. У Украины такого оружия нет, это разработка РФ, причем из последних». Что ж за таблетки-то были такие?..
Теперь о фактах доказанных, а не вымышленных. Пока «Айдар» находился в посёлках, там царил форменный террор и беспредел с погромами и расстрелами.
Особо трагичным стало 18 августа, когда договорились о гуманитарном коридоре для «гражданских». Но колонна была обстреляна, погибли 15 человек, в чём стороны обвинили друг друга.
Пока шли бои, «белый гуманитарный караван» провели другим маршрутом, и 22 августа он прибыл в Луганск.
А потом задул «северный ветер». 24 августа ополчение развернуло наступление. Закипел лутугинский котёл, закипал иловайский, ВСУ распробовали вкус массированных артналетов.
Уже 24 августа ополченцы отбили половину Хрящеватого, а в районе Новосветловки произошел масштабный, по меркам войны на Донбассе, танковый бой, где ВСУ лишились двух десятков танков, в том числе нескольких «Булатов». Украинцев отбросили от Луганска. Начиналась новая страница войны – страница котлов.