ссылка

Крымская республика Таврида

Увеличить шрифт
А
А
А

Пятигранный обелиск со звездой в городском парке Алушты – это сегодня едва ли не единственное, что напоминает о трагических событиях весны 1918 года, когда Крым отстаивал своё право быть Россией. Памятник создан в ноябре 1940 года по проекту архитекторов К. Галиева и Я. Усейнова и, на первый взгляд, ничем не примечателен. Обелиск уцелел до нашего времени и остался символом сопротивления Крыма любым попыткам украинизации.

Братская могила членов правительства республики Таврида, 1918, Монумент архитекторов К. Галиева и Я. Усейнова, 1940 г.
Братская могила членов правительства республики Таврида, 1918. Монумент архитекторов К. Галиева и Я. Усейнова, 1940 г.

К марту 1918 года на юге России сложилась сложная политическая ситуация. Немецкие оккупационные власти фактически отказывались признавать подписанный в Бресте мир и захватывали всё новые территории. Параллельно тем же самым занималось и правительство так называемой УНР (Украинской народной республики). На Кубани действовали отряды казаков и белой Добровольческой армии, которые выступали за единую и неделимую Россию. Кроме того, беззащитные территории грабили всевозможные «атаманы» разбойничьих шаек, не признающие никакой власти и действовавшие на свой страх и риск.

Большевики в этих обстоятельствах были вынуждены опираться на разобщённые и слабые во всех отношениях красные части, унаследовавшие многочисленные пороки «февральской» власти. Ещё не отвыкнув от анархии, привыкшие к вседозволенности люди не могли быть надежными защитниками советской власти, легко подавались панике и разложению.

В особенно сложной ситуации оказался Крымский полуостров, решительно не желавший украинизироваться и отказываться от русской идентичности. Ранее он входил в состав Таврической губернии Российской империи, многие территории которой были заняты украинскими самостийниками. Разумеется, киевские власти претендовали на то, чтобы захватить весь Юг России, хотя и не всегда могли договориться об этом со своими немецкими союзниками. Те прекрасно понимали, что ничего «украинского» на полуострове нет, поэтому к его искусственному присоединению к УНР относились скептически. Кроме того, они сами намеревались захватить Крым.

Советское руководство Крыма было представлено Таврическим Центральным исполнительным комитетом, избранным на съезде Советов, ревкомов и земельных комитетов в Симферополе. Во главе его находился Антон Иосифович Слуцкий, прекрасно понимавший все слабости обороны полуострова. Стремясь хоть как-то официально утвердить советскую власть в Крыму, исполнительный комитет декретами от 19 и 21 марта провозгласил создание Социалистической республика Таврида.

Карта Таврической губернии с Крымом
Карта Таврической губернии с Крымом

К сожалению, новая власть изначально совершила множество ошибок, связанных с преследованием политических оппонентов и социальными экспериментами. Кроме того, частые перегибы были вызваны спешкой в установлении контроля над полуостровом, его подготовкой к обороне от немцев и самостийников.

Многие области Крыма оставались для советской власти малодоступными, на их территории действовали отряды всевозможных антисоветских формирований. Разгромить их имеющимися силами не представлялось никакой возможности, так как сам Слуцкий откровенно называл красные части «бандой», имея в виду их крайне пёстрый состав и низкую идейную мотивацию. Мешали и «союзники» в лице анархистов, которые не только не оказывали содействия в установлении советской власти, но и всячески её дискредитировали своими действиями. В определённый момент большевики даже прибегали к расстрелам наиболее «отличившихся» сторонников идей Прудона и Кропоткина.

В продовольственном плане власти республики не только были вынуждены обеспечивать местные нужды, но и посылали хлеб в другие области советской России. Это стало крайне болезненным для местного крестьянства. Разумеется, такие действия не добавляли большевикам популярности, что также сказывалось на обороноспособности. Впрочем, иного выхода у властей и не было, им нужно было кормить страну, а не заниматься дешёвой социальной демагогией.

Вся территория Крыма была провозглашена «всенародным достоянием». Это предполагало масштабный передел земли, однако провести его большевики так и не успели.

Экономический кризис, вызванный последствиями двух революций, тяжело ударил по нуждам местного населения. Несмотря на введение 8-часового рабочего дня, многие были вынуждены трудиться сверхурочно, а иные вообще оставались без работы. Кроме того, сложным оставался вопрос с обеспечением провизией так называемых представителей «эксплуататорских классов», достаточно широко представленных в крымском обществе.

Абсолютно неопределённым был и вопрос будущего Крыма, ведь среди большевиков встречались тайные самостийники, желавшие его вхождения в пусть советскую, но Украину. Слуцкий и правительство Тавриды были категорически против такого решения, они неоднократно списывались с Москвой, требуя чёткого ответа на вопрос о принадлежности полуострова России. К сожалению, их «убаюкивали» ложными заверениями о том, что немцы и украинцы на Крым не претендуют, вторгаться в него не собираются, а все слухи об опасности нужно немедленно пресекать. Следствием таких заявлений стало быстрое падение Крыма в результате вторжения отрядов полковника Болбочана.

Карта похода Ф. Болбочана на Крым в апреле 1918 года
Карта похода Ф. Болбочана на Крым в апреле 1918 года

Не приходится сомневаться, что рано или поздно большевики разрешили бы многие противоречия в социальной и политической сфере, однако времени у них не было.

Накануне украинского вторжения в органах власти Тавриды началась подлинная анархия, связанная с противоречиями в рядах революционных партий, поддерживающих большевиков. Левые эсеры и анархисты требовали реального представительства в органах власти, особняком действовал Центрофлот (руководство всеми морскими силами в Крыму). Кроме того, шли отчаянные дискуссии по поводу методов борьбы с классовыми врагами и хозяйственной политики.

В Киеве за всем этим внимательно следили и в какой-то момент приняли решение покончить с Тавридой. Самостийники не видели для себя опасности со стороны анархических красных частей, поэтому поход на Крым представлялся им лёгкой прогулкой. Как оказалось, свои резоны у подобных умозаключений были, большевики действительно не смогли организовать оборону полуострова.

Руководство украинскими силами было предоставлено полковнику Болбочану, кадровому офицеру императорской армии, который примкнул к самостийникам. Талант руководителя при этом особого значения не имел, так как действовать силам УНР пришлось против слабого и дезориентированного противника.

Впрочем, в Киеве не учли главного – позиции немецких властей, которые отнюдь не собирались дарить Крым Украине. Это предопределило исход операции, которая началась достаточно успешно.

Наступление самостийных войск началось в середине апреля. Довольно быстро они прорвали советскую оборону и захватили значительную часть полуострова.

И вот в этот момент их ждало сильнейшее разочарование. Немецкий генерал фон Кош, чья дивизия двигалась вслед за Болбочаном, позволил малороссам сделать всю грязную работу по разгрому большевиков, а потом внезапно окружил их части и потребовал немедленно убраться из полуострова. Не желая вступать в конфликт, части УНР спешно покинули Крым. Начался долгий период его немецкой оккупации.

Руководство Тавриды во главе со Слуцким мужественно пыталось оказать сопротивление Болбочану, однако без дисциплинированной армии и налаженного тыла это было невозможно. Когда стало понятно, что дальнейшее сопротивление бесполезно, члены большевистского руководства попытались эвакуироваться из Крыма. Попытка оказалась пресечена поднявшими мятеж татарскими националистами, которые захватили большевиков в плен, подвергли их различным мучениям, а потом расстреляли в Алуште.

Так завершилась история Социалистической советской республики Таврида. Слабость новой власти и не позволила ей отстоять полуостров от украинских самостийников. Впрочем, есть у этой истории и положительный момент: большевики, а потом и немцы чётко заявили о том, что Крым – это Россия. Таким образом, даже враждебные друг другу силы признали то, что сегодня кажется очевидным любому здравомыслящему человеку.  

145
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору