ссылка

Легенда Военно-воздушных сил РККА Александр Покрышкин

Летчик-истребитель А. Покрышкин. Художник Сергей Присекин.
Увеличить шрифт
А
А
А

«Лётчики Покрышкина» – так обобщённо были названы в приказе Верховного главнокомандующего от 2 мая 1945 года, в котором перечислялись части и соединения РККА, особо отличившиеся в ходе операции по взятию Берлина, воздушные бойцы 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой действительно командовал на тот момент (с июня 1944 года) прославленный ас, первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин.

«Базовым», с которым Александр Иванович прошёл свой победный путь от Кубани, в небе над которой советские лётчики впервые завоевали господство в воздухе, и до столицы Третьего рейха, был 16-й гвардейский истребительный авиационный полк (Покрышкин командовал им весной 1944-го). На завершающем этапе войны каждый из пилотов этого полка имел позывной Легенда (и далее цифровой номер).

В чём не было натяжки, ведь в составе полка состояло более 20 героев Советского Союза, дважды Герой гвардии капитан Г.А. Речкалов, а ещё один лётчик (А.Ф. Клубов) получит свою вторую Золотую Звезду вскоре, в июне 1945-го, за победы на завершающем этапе войны. То есть легендой, в прямом и непосредственном смысле слова, был практически каждый из них.

А.И. Покрышкин (в центре) со своими боевыми побратимами. На заднем плане его самолёт «Аэрокобра» со звёздами – знаками побед лётчика-аса
А.И. Покрышкин (в центре) со своими боевыми побратимами. На заднем плане его самолёт «Аэрокобра» со звёздами – знаками побед лётчика-аса

Героев не собирали в этот полк специально: их вырастил и воспитал сам Покрышкин, который начал «свою» войну 22 июня 1941 года старшим лейтенантом в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте, в ратных буднях совершил трудное восхождение по всем ступеням должностной лестницы от комэска до комдива и полковника, добился невиданных результатов в боевой работе и закончил её даже не 9 мая 1945 года, а чуть позже (дивизия приняла участие в Пражской стратегической наступательной операции, проводившейся 6-11 мая 1945 года).

Цифры, характеризующие эту боевую работу, таковы: подтверждённых побед, то есть сбитых вражеских самолётов, у Покрышкина на личном счету 59, и 6 в группе. Первым из них стал «Мессершмитт Bf.-109», уничтоженный 26 июня, на четвёртый день войны, в районе Яссы-Стефанешты, последним – «Юнкерс» Ju-87 (середина января 1945 года), сбитый в небе Германии.

На самом деле их, сбитых, было много больше. В разговоре с В.М. Молотовым на вопрос Вячеслава Михайловича «так сколько?», Александр Иванович ответил: «Около девяноста». Это подтверждается выпиской о боевой деятельности из его книги «Познать себя в бою». Почему же официально подтверждённых побед значится меньше? Здесь много причин.

Портрет А.И. Покрышкина (руководит полётами). Художник Маргарита Лагранж (Судковская). Справа: «Хозяин неба. Портрет А.И. Покрышкина». Художник Евгений Корнеев
Портрет А.И. Покрышкина (руководит полётами). Художник Маргарита Лагранж (Судковская). Справа: «Хозяин неба. Портрет А.И. Покрышкина». Художник Евгений Корнеев

Общеизвестным среди интересующихся жизнью и службой лётчика-аса является факт его поразительного безразличия к скрупулёзному ведению собственной «боевой бухгалтерии»: он достаточно часто отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых, стимулируя их сражаться и побеждать.

В конечном итоге, говорил он, все эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Копилку которой он тоже продолжал пополнять, хотя обязанности командира авиаполка, а тем более авиадивизии сильно урезали его возможности сражаться в небе. Высшее командование также следило за тем, чтобы «живая легенда ВВС РККА» не подвергала себя лишнему риску.

Но Покрышкин упорно продолжал летать. Грунтовое покрытие немецких аэродромов раскисло, а твёрдые взлётно-посадочные полосы гитлеровцы уничтожили? Можно использовать для взлёта и посадки бетонную автостраду «Берлин-Бреслау», предложил комдив, и сам первым успешно опробовал своё предложение. Впервые в мире, кстати.

Меньше стало в воздухе немецких самолётов – но советские войска испытывают потребность в «обработке» с воздуха переднего края вражеских позиций? Покрышкин предлагает брать на внешнюю подвеску бомбы и обрушивать на немцев всю мощь пушечно-пулемётного бортового вооружения. То есть советует превратить истребитель в лёгкий бомбардировщик и одновременно штурмовик. Как это сделать – демонстрирует лично. Если же попутно случается воздушный бой, то сбитый вражеский самолёт можно записать на ведомого, не дразня начальство.

У Покрышкина на счету (ещё одна форма учёта эффективности работы лётчика) более 650 боевых вылетов. Много это или мало? Специалисты посчитали, что он пролетел за годы войны 240 тысяч километров, четыре раза, условно говоря, обогнув Землю по экватору. А лётчики-гвардейцы Покрышкина совокупно покрыли расстояние в 11 миллионов 200 тысяч километров, совершив 29 условных рейсов от Земли до Луны, уничтожив при этом 1147 вражеских самолетов – три авиадивизии люфтваффе.

«Аэрокобра» в бою
«Аэрокобра» в бою

Выдающаяся роль их командира просматривается и в том, что за время его командования, а это «всего лишь» 10 месяцев, подразделение трижды награждалось орденами (не считая четырёх благодарностей Верховного главнокомандования); полное название его звучит так: «9-я гвардейская истребительная авиационная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия».

В это же время орденами Александра Невского были награждены входящие в неё 16-й, 104-й и 100-й гвардейские истребительные авиационные полки, а последний из названных – также орденом Богдана Хмельницкого. Каждый из которых, в свою очередь, неоднократно удостаивался благодарностей ВГК.

От Мариуполя до Берлина порядка 2100 километров. Их следует разделить на 59: именно столько аэродромов базирования пришлось сменить эскадрилье, затем полку и дивизии Покрышкина в ходе движения от Мариуполя, близ которого в 1943-м взошла яркая звезда его славы как непревзойдённого воздушного бойца, до Берлина, центра гитлеровской агрессии и германского милитаризма, который надлежало повергнуть в прах, в том числе средствами авиации.

Но сначала были аэродромы 1941-го и 1942-го, когда приходилось отматывать военные вёрсты в обратном направлении, с запада на восток, а боевых побед было до обидного мало: в первом календарном году войны их у Покрышкина две (и один сбитый самолёт в группе), во втором – и вовсе одна (и опять-таки ещё один в группе).

Лётчики 55-го ИАП (после переформирования – 16-й гвардейский ИАП) в 1941 году. А.И. Покрышкин – крайний справа в нижнем ряду.
Лётчики 55-го ИАП (после переформирования – 16-й гвардейский ИАП) в 1941 году. А.И. Покрышкин – крайний справа в нижнем ряду.

Притом что эти полтора года Покрышкин летал много и часто, но не за добычей – вражескими стервятниками, а преимущественно на штурмовку наземных войск врага. Выполнял чрезвычайно опасную, кстати говоря, работу: по статистике пилот истребителя совершал в среднем 64 боевых вылета, а штурмовика, прежде чем чаще всего погибнуть, – всего 11.

В сложной и в целом безрадостной обстановке того времени Покрышкину всё равно удавалось совершать из рада вон выходящие героические поступки. К примеру, поздней осенью 1941-го он сумел поднять свой МиГ-3 из хлябей раскисшего аэродрома, чего не удавалось никому другому, слетать на разведку в район города Шахты, обнаружить пропавшие из поля зрения разведки немецкие танки и вернуться, благополучно посадив машину. За выполнение этого задания он был награждён орденом Ленина – высшей наградой СССР, чрезвычайно редкой для декабря 1941 года.

В начале 1943 года 16-й гвардейский авиаполк, где командиром одной их эскадрилий служил Покрышкин, был перевооружён истребителями Белл P-39 «Аэрокобра», поставляемыми в СССР по ленд-лизу из США. Американские лётчики их откровенно боялись: больно прихотливой была эта машина.

После отстрела боекомплекта у неё смещался центр тяжести, и она зачастую сваливалась в смертельный плоский штопор. Имела дверку автомобильного типа, и при аварийном покидании самолёта пилот рисковал угодить под удар о хвостовое оперение. При посадке «на брюхо» лётчик тоже погибал.

Но советские пилоты полюбили «беллочку»: за мощь огня, приёмистость двигателя, удобство обслуживания. Особенно Покрышкин. Правда, он внёс в конструкцию самолёта ряд усовершенствований: форсировал «движок», что дало прирост скорости, собрал управление пушкой и всеми пулемётами на одну гашетку, придумал ещё кое-что по мелочам.

Слева: Покрышкин – выпускник Пермской школы авиационных техников, 1933 г., справа – лётчик-истребитель, 1940 г.
Слева: Покрышкин – выпускник Пермской школы авиационных техников, 1933 г., справа – лётчик-истребитель, 1940 г.

В этом случае сказалась польза от овладения им, после обучения в техническом училище Новосибирска, профессии слесаря-лекальщика, а затем специальности авиатехника в Пермской авиашколе, куда Покрышкин поступил в надежде получить «путёвку в небо», но лётное отделение там закрыли буквально перед его приездом.

Он выкрутился тем, что за 17 дней (!) прошёл годичный курс обучения в аэроклубе, без отрыва от основной учёбы, а потом написал 40 рапортов (!) о переводе в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова близ Севастополя. Последний из них уважили, однако технические знания и навыки впоследствии, ох, как ему пригодились!

Первый вылет на «Аэрокобре» состоялся у Покрышкина 9 апреля 1943 года и небезрезультатно: им был сбит «Мессершмитт Bf.-109». Уже в мае лётчиком была перевыполнена «норма» на первую Золотую Звезду Героя (10 побед). К четырём прежним добавилось сразу 12 сбитых самолётов, и ещё 2 – в июне. Всего же к концу 1943 года у Покрышкина состоялось 550 боевых вылетов, 137 воздушных боёв, было сбито 53 самолёта противника. В любом случае тянуло на «три Героя», даже по повышенной до 15 сбитых машин «норме».

Что отнюдь не было самоцелью. Важно, считал он, другое: в году не так уж много лётных дней. Но если такой выпадал, Покрышкин использовал возможность сражаться сполна, выполняя иной раз и по восьми вылетов за сутки: приземлившись, пересаживался в другую, подготовленную машину, и вновь взмывал в небо. Заканчивал «смену», как правило, с хорошими боевыми результатами, которые читались у него на груди: три Золотые Звезды Героя, два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова II степени, медали…*

Маршал авиации А.И. Покрышкин во всём блеске орденов, и других наград.
Маршал авиации А.И. Покрышкин во всём блеске орденов, и других наград.

Покрышкин и сам был своего рода «крылатым Суворовым»: от первого до последнего дня войны он тщательно анализировал воздушные бои, разрабатывал новаторские приёмы и методы ведения сражений, обучал им других пилотов.

При этом, действуя в реальной обстановке, поступал всегда одинаково: нападал на ведущего, сильнейшего лётчика вражеской группы, разрушал строй противника, и лишь потом творчески атаковал и на горизонталях, и на вертикалях, следуя собственному девизу: высота-скорость-манёвр-огонь.

Венец трудов превыше всех наград: на Параде Победы 24 июня полковник Покрышкин был знаменосцем 1-го Украинского фронта. Шагал впереди тех, кто освобождал Украину, пройдя путь от Киева и Житомира до Львова и Черновцов.

А.И. Покрышкин (в центре) на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 г.
А.И. Покрышкин (в центре) на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 г.

После окончания Великой Отечественной войны А.И. Покрышкин, легенда ВВС РККА, слава которого перешагнула океаны и континенты, о подвигах которого писала пресса «всего мира», отправился «за парту» сначала Военной академии имени М.В. Фрунзе, а затем Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова.

Некоторые из книг А.И. Покрышкина, и о нём.
Некоторые из книг А.И. Покрышкина и о нём.

Служил в войсках ПВО, дойдя по ступеньках служебной лестницы до звания маршала авиации (1972 год) и должности заместителя Главнокомандующего Войсками ПВО СССР. Возглавлял Центральный комитет ДОСААФ СССР, будучи с января 1972 года его председателем, много сделал для создания на местах новых аэроклубов – ныне, увы, «не вписавшихся» в современную жизнь. Состоял до последних лет жизни военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Написал несколько книг воспоминаний, самые известные из которых: «Крылья истребителя», «Небо войны», «Познать себя в бою» и другие.

Могила А.И. Покрышкина на Новодевичьем кладбище в Москве.
Могила А.И. Покрышкина на Новодевичьем кладбище в Москве.

Великий лётчик и гражданин родился 19 марта 1913 года в Ново-Николаевске Томской губернии (ныне Новосибирск). Скончался на 73-м году жизни, 13 ноября 1985 года, в Москве. В эти дни и в другие знаменательные даты благодарные потомки несут букеты живых цветов к его могиле на Новодевичьем кладбище, памятникам, мемориальным доскам и другим памятным местам, связанным с жизнью и деятельности легенды советского военного воздушного флота.

______________________

* В послевоенные годы этот «иконостас» наград утроится: одних орденов Ленина в нём будет шесть, добавится множество иностранных наград.

 Заглавная иллюстрация: летчик-истребитель А. Покрышкин. Художник Сергей Присекин

1077
Поставить лайк: 209
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/article/legenda-voenno-vozdushnykh-sil-rkka-aleksandr-pokryshkin