Лётчик Григорий Кравченко: самый первый из дважды Героев
Звание Героя Советского Союза, будучи «высшей степенью отличия», которая «присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига»*, было учреждено Постановлением ЦИК Союза ССР 16 апреля 1934 года.
Первыми, удостоенными такого звания уже четыре дня спустя, 20 апреля, стали полярные лётчики Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Василий Молоков, Михаил Громов, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский и Анатолий Ляпидевский (на приведенном здесь снимке – слева направо). Кроме Громова: ему звание Героя дали четыре месяца спустя, 28 августа, за установление мирового рекорда дальности полета по замкнутой кривой на расстояние 12411 км.
Портреты героев печатались в газетах, журналах, на открытках и марках, однако в личном плане звание никак не было визуализировано. О них знала вся страна, герои были среди нас, однако никак не выделялись, разве что лётной формой да орденами и медалями, полученными ранее, на которые могли обратить внимание на улице, в магазине, общественном транспорте.
Явную несправедливость устранили только пять лет спустя, 1 августа 1939 года, когда был учрежден дополнительный знак для Героя Советского Союза – медаль «Золотая Звезда». Когорта отменно-отважных увеличилась на тот момент до более чем ста человек, и появились даже два тех, кто был удостоен столь высокого звания дважды.
Ими стали тоже военные лётчики – Григорий Кравченко (награждения 22 февраля и 29 августа 1939 года, медали номер 120 и 1/II) и Сергей Грицевец (даты награждений полностью совпадают, хотя театры боевых действий, где они геройски проявили себя, в первом случае были разными: у одного – Китай, у второго – Испания). Вторично у обоих место свершения подвигов – Халхин-Гол. Мужество воздушных бойцов было отмечено орденами «Красного знамени за воинскую доблесть», которые им вручил Маршал МНР Хорлогийн Чойбалсан, дав в их честь торжественный обед.
«Иконостас» наград у Григория Кравченко по тем временам и без «Золотой Звезды» был значительным: грудь украшали орден «Знак Почёта», которого он был удостоен в 1936 году за выполнение спецзадания НИИ ВВС по испытаниям новых типов вооружений, в частности динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК 4-бис, чем занималась 116-я истребительная эскадрилья особого назначения под командованием полковника Томаса Сузи, где Кравченко состоял в качестве командира звена.
Первым орденом Красного Знамени (второй он получит позже, в 1940 году, по итогам советско-финляндской войны 1939-1940 годов) был награждён за участие в боевых действиях в Китае с 13 марта по 24 августа 1938 года, куда старший лейтенант Кравченко в составе группы лётчиков прибыл по приглашению правительства Чан Кайши.
Советские военлёты не только «ставили на крыло» китайских товарищей, но и сами успешно дрались с японцами, защищая небо Ханьхоу (исторический центр, ныне часть нашумевшего во время эпидемии ковида Уханя). Давали поистине показательные уроки боевого мастерства. Так, в одном из боёв с «воздушными самураями» (31 мая 1938 года) Кравченко сбил сразу два истребителя противника, а через несколько дней даже три. Всего записал на свой счёт 10 личных побед, в том числе уничтожение бомбардировщика, которому не дал донести смертоносный груз до жилых кварталов Ханьхоу.
Все эти достижения и материализовались чуть позже в первом ордене Боевого Красного Знамени, первой звезде Героя, а также присвоении очередных воинских званий: приехав в Китай старлеем, Кравченко уезжал оттуда уже майором (промежуточного звания капитан в ВВС СССР тогда не существовало).
Воевал Кравченко на истребителе И-16 конструкции Николая Поликарпова. Отчего по возвращению из загранкомандировки продолжил службу на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС в отряде Петра Стефановского, проведя государственные испытания дальнейшей линейки истребителей И-16 (тип 10 с крылом «М», И-16 тип 17, и т. д.), а также истребителей И-153 «чайка» и ДИ-6, первого в мире серийного биплана с убирающимися шасси.
Слишком долго отсиживаться в тылу ему не дали, и в начале июня 1939 года последовала новая загранкомандировка: в Монголию, где Кравченко занял сначала должность советника в 22-м истребительном авиационном полку, а затем стал его командиром. Под его командованием советские лётчики уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Пример подавал лично командир: в период с 22 июня по 29 июля провел восемь воздушных боев, сбив три самолёта лично и четыре в составе группы. За это вторая «Золотая Звезда» и присвоение звания полковника.
Советско-финляндская война, начавшаяся 30 ноября 1939 года и продлившаяся до 13 марта 1940 года, «позвала» Кравченко на должность командира Особой авиагруппы, которая сначала состояла из двух полков (истребителей И-153 и бомбардировщиков СБ), но вскоре увеличилась до шести, включая 71-й истребительный, 35-й, 50-й и 73-й скоростные бомбардировочные, 53-й дальнебомбардировочный и 80-й смешанный авиаполки.
Взаимодействуя с 10-й смешанной авиабригадой ВВС Краснознаменного Балтийского флота, Особая авиагруппа бомбила финские порты и боевые корабли противника на море, а также населенные пункты в центральной и южной Финляндии, уничтожая военные склады, разрушая связь фронта и тыла. Действовала весьма успешно, свидетельством чему – награждение Кравченко вторым Орденом Красного Знамени (19 января 1940 года), а через 12 дней – присвоение ему очередного звания комбриг, два месяца спустя – комдив, ещё через три (в июне 1940-го) – генерал-лейтенант авиации.
Великую Отечественную войну Кравченко встретил в должности командира 64-й истребительной авиадивизии Киевского Особого военного округа. В тяжелейшей обстановке того времени его многократно перебрасывали на самые сложные участки разных фронтов. Вручали после гибели руководства 11-ю смешанную авиадивизию Западного фронта, с которой он участвовал в Смоленском сражении. Затем назначали командующим ВВС 3-й армии Брянского фронта, далее – командиром 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский фронт). Поручали формирование и далее командование 215-й истребительной авиационной дивизией, лётчики которой участвовали в боях сначала на Калининском, а потом Волховском фронтах.
Здесь, под Ленинградом в качестве комдива генерал Кравченко вписал завершающую страницу в свою боевую биографию, предельно трагичную, но в то же время необыкновенно яркую, сделав это 23 февраля 1943 года, в 25-ю годовщину Красной армии. Вылетев сразу после полудня на своём Ла-5 во главе группы из 8 самолётов, менее чем через час он встретил армаду вражеских истребителей, имевшую 4-кратный количественный перевес.
В этом своём последнем бою он одержал сразу 4 победы: 3 самолёта сбил пушечным огнём, ещё один умелым маневром вогнал в землю, как это уже делал ранее на Халхин-Голе. Но был подбит пилотом Messerschmitt’а. Вышел из боя, однако до своего аэродрома дотянуть не смог. Неуправляемый самолёт покинул уже над нашими позициями. Увы, купол не раскрылся: вытяжной трос парашюта оказался перебит осколком. Генерал скончался примерно через час после падения на руках артиллеристов гаубичного полка большой мощности 2-й ударной армии, имевших расположение близ поселения Крутой Ручей Путиловского сельсовета Ленинградской области,
Пилот Ме-109, сбивший самолёт генерала Кравченко, пережил его буквально на несколько минут. Он полетел в направлении местечка Никольское, а там стояли зенитно-ракетные установки конструкции Н.И. Баранова, защищавшие местный аэродром, подходы к станции Жихарево и ледовой Дороге жизни.
Командовал расчётами сам инженер-изобретатель, наблюдавший за боем в стереотрубу. Видя, что самолёт противника идёт прямо на их, он дал залп по нему 12 снарядами, после чего тот сначала задымил, затем упал, объятый пламенем. Именно тот «мессер», который сбил генерала Кравченко. «Мы, весь расчёт, были горды, что отомстили за гибель Героя», – писал Николай Иванович в своих воспоминаниях.
Завидная судьба: череда досрочно присваиваемых званий, ливень наград и поощрений (выше перечислены далеко не все, стоит упомянуть честь открывать воздушный парад над Красной площадью 1939 года, где Кравченко являлся ведущим пятерки истребителей; квартиру на Ленинском проспекте в Москве; именной самолёт У-2, подаренный правительством СССР от имени уральских рабочих – такой имел, помимо Кравченко, кажись, только всенародный любимец Валерий Чкалов; орден Отечественной войны II степени, полученный им буквально накануне гибели, 22 февраля 1943 года и т. д.)
Самое удивительное, что это биография не баловня судьбы с высокой протекцией, а простого деревенского парня, родившегося 12 октября** 1912 года, 110 лет тому назад, в селе Голубовка Екатеринославской губернии (ныне Новомосковский район Днепропетровской области Украины). Бедная на тот момент Новороссия не могла прокормить многодетную семью его отца, Пантелея Никитича, и она переехала сначала в село Пахомовку Семипалатинской области, затем Звериноголовское Челябинской губернии.
Здесь Гриша окончил начальную школу, затем школу крестьянской молодежи, поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре был переведён в Москву, откуда его и призвали (в 1931 году) на службу в РККА. На всех этапах учёбы был общественно активен: принят в пионеры, комсомольцы, выдвинут в члены бюро ВЛКСМ школы, затем стал и внештатным секретарем райкома комсомола. Год призыва в армию совпал с вручением ему партийного билета члена ВКП (б).
Обращение IX съезда ВЛКСМ «Комсомолец – на самолёт!» Он воспринял всем сердцем. Григорий подал рапорт и в мае 1931 года был направлен в 1-ю военную школу лётчиков в Каче (Севастополь), школу асов русской авиации, откуда вышло целое созвездие Героев.
Учебную программу одолел менее, чем за год, освоив несколько типов самолётов, и был оставлен в школе в качестве лётчика-инструктора. Но под первым же благовидным поводом «сбежал» в действующую авиабригаду, которой командовал П.И. Пумпур – будущий храбрец Гражданской войны в Испании, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
Многое почерпнул Кравченко и у других прославленных своих командиров, ранее упомянутых Т.П. Сузи и П.М. Стефановского. Первый из них бил мировые рекорды на дальность высотных полётов, и забирался на немыслимые 8000 метров в истребителе с открытой кабиной, без кислородного прибора, держась до самой грани потери сознания.
Второй – в будущем военный лётчик-испытатель 1 класса генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, «учил самолёты летать», как никто другой, дал путёвку в небо более чем 50 типам крылатых машин.
Все их знания, энергию, опыт впитал Кравченко. Умножил на свои личные бойцовские качества, отчего и стал подлинным витязем неба, примером для подражания будущих поколений советских, а затем и российских военных лётчиков.
__________________
* Цитата из Положения о звании Героя Советского Союза.
** Иногда фигурирует другая дата рождения – 2 октября.
Заглавное фото: первый дважды Герой Советского Союза Г.П. Кравченко