Морозовская стачка
В конце XIX века в Российской империи нарастало рабочее движение. Его организующей силой были марксистские кружки, которые разъясняли рабочим их права, распространяли революционную литературу, а также призывали к борьбе за улучшение условий жизни.
Марксисты указывали на то, что только экономические требования не способны привести к прогрессу, ведь главная причина тяжёлой жизни – это самодурство самодержавного строя, который не способен к реформированию и тормозит развитие страны. Они предлагали выдвигать политические требования, которые в целом бы изменили бы существующие порядки в империи.
Самым громким примером борьбы рабочих против рабских условий труда стала пресловутая Морозовская стачка, вызвавшая серьезный резонанс в обществе.
В селе Никольском, ныне входящем в черту города Орехово-Зуево (Московская область), находилась текстильная фабрика, принадлежащая купцам Морозовым. Это был старообрядческий род, который достиг больших успехов в коммерции и принимал на работу преимущественно единоверцев. Религиозная общность тем не менее никак не сказывалась на условиях труда – рабочие трудились и жили в тяжёлых условиях, их часто штрафовали и держали в «ежовых рукавицах». Владелец фабрики, Тимофей Саввич Морозов, был человеком противоречивым – в обществе его знали как мецената и славянофила, однако всё это немыслимым образом сочеталось с абсолютным равнодушием к нуждам работающих на него людей.
В 1885 году ситуация на фабрике непрерывно ухудшалась. Падали доходы Морозова, а с ними и размер заработной платы рабочих. Увеличился размер штрафов за любое нарушение режима, брак и пропуск работы по болезни. В определённый момент условия труда стали настолько невыносимыми, что рабочие приняли решение начать борьбу за свои права.
Стачки, как и рабочие протесты в целом, не были характерны для Российской империи. Поэтому «морозовцы» в этом деле выступили «первопроходцами». Действовали они при этом довольно организованно.
Главными руководителями стачки стали рабочие текстильной фабрики Пётр Анисимович Моисеенко и Василий Сергеевич Волков. Оба состояли в революционных кружках и стремились сделать рабочее движение более политизированным. Для этого они постоянно проводили агитацию среди коллег, призывая их действовать более активно.
Стачка началась 7 января 1885 года. В ней приняли участие около 6300 рабочих и служащих предприятия (по другим данным – около 8000) – подавляющее большинство. Разумеется, не обошлось и без «штрейкбрехеров» – тех, кто не поддержал протест и продолжил работу вопреки решению стачечного комитета.
Стачечный комитет выдвинул к руководству фабрики целый ряд требований. В целом они были довольно скромными: рабочие требовали возвращения прежней зарплаты, уменьшения штрафов, а также улучшения условий труда.
Длительные переговоры, которые сразу же начались между враждебными сторонами, ни к чему не привели. Морозов надеялся полумерами заставить рабочих снизить активность, однако не преуспел в этом. Были отменены взыскания за 1884 год, уменьшены штрафы, а также возобновлены выдачи хлеба, которые Морозов в своё время отменил.
Отчаявшись уговорить рабочих вернуться к работе. Морозов обратился к властям с просьбой «подавить бунт». В скором времени на фабрику прибыл владимирский губернатор Иосиф Михайлович Судиенко с большим отрядов солдат и казаков. Он арестовал значительное количество протестующих, а остальных разогнал с помощью физической силы.
К счастью, приговоры судов присяжных по делу «морозовцев» были довольно мягкими. Сказалась реформа судебной системы, проведённая при Александре II. Кроме того, присяжные знали о тяжёлых условиях, в которых вынуждены были трудиться рабочие.
Морозовская стачка не сломала систему тяжёлого пролетарского труда, однако заставила общество задуматься об отсутствии социальной справедливости. Даже высшие слои общества начали тяготиться существующим положением. Пиком рабочего движения стала революция 1905-1907 гг. Она показала, что рабочий класс созрел для серьёзной борьбы за свои права.
Заглавное фото: «Морозовская стачка», А.М.Куров и А.Н.Шапошников