ссылка

Первые русские зенитчики

Увеличить шрифт
А
А
А

В годы Первой мировой войны русская армия столкнулась с новыми видами вражеских вооружений, способных нанести ей значительный вред. К их числу относились и самолёты (аэропланы), ещё довольно примитивные по конструкции, но уже вполне пригодные для ведения боевых действий.

Русское командование далеко не сразу оценило опасность со стороны аэропланов. Они казались громоздкими и сложными в управлении машинами, легко ломающимися во время полёта. Смертоносность новой техники также находилась под большим вопросом – лётчик сбрасывал бомбы вручную, что минимизировало точность попадания. При этом солдаты могли легко расстрелять летящий аэроплан из винтовок, ведь скорость у него была низкой.

При всех описанных недостатках аэропланы всё же начали приносить определённую пользу. Во-первых, сидящие в машине разведчики могли с воздуха тщательно рассмотреть позиции противника, скрытые от постороннего глаза. Во-вторых, стало гораздо проще доставлять депеши и перевозить с места на место начальствующий состав армии. В-третьих, психологический эффект от сбрасывания бомб сохранялся, ведь русские солдаты ранее не сталкивались с таким видом оружия. Всё это заставило командование пересмотреть свой взгляд на противовоздушную оборону.

«Пионером» в российском зенитном деле стали два выдающихся человека – талантливый инженер Франц Лернер и артиллерийский офицер Василий Тарновский. Не случайно первые зенитки, установленные на автомобилях завода « Руссо-Балт» были названы их именами.

Лернер и Тарновский ещё до Первой мировой войны приложили колоссальные усилия, чтобы усовершенствовать конструкцию пушек, предназначенных для сбивания воздушных целей. Правда, их орудия были взяты на вооружение русской армии только в канун войны (август 1914 года). При этом на фронт они поступили ещё позже – зимой  1915 года.

В марте 1915 года Тарновскому было предложено сформировать отдельное воинское подразделение, которое поступало под его командование. Оно получило название «Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту». Пятого марта (18-го по новому стилю) штабс-капитан Тарновский доложил командованию, что его подразделение готово к участию в боевых действиях. При этом он указал на те нужды, которые имела его батарея, и просил прислать вагоны для погрузки орудий.

Второго апреля 1915 года подразделение Тарновского отправилось на северо-западный фронт против германской армии. Оно состояло из трёх офицеров, 78 нижних чинов, 12 автомобилей (четыре под орудия и восемь для обслуживания) и четырёх мотоциклетов. Отдельно в вагонах везли пушки, которые нужно было установить на лафеты автомобилей после прибытия.

Тарновский изначально планировал использовать против аэропланов шрапнельные снаряды из-за высокой кучности их огня. Довольно скоро его тактика принесла свои плоды – 12 июня 1915 года под польским городом Пултуском его батарея сбила свой первый самолёт.

Русское командование, наблюдая успехи Тарновского, признало высокую эффективность нового подразделения. С этого момента количество зенитных батарей стало неизменно расти, став серьёзной угрозой для немецкой авиации. К сожалению, судьбы создателей зенитной артиллерии после Гражданской войны разошлись – Лернер поступил в РККА, а Тарновский присоединился к белому движению на юге России. Что же касается их изобретения, то усовершенствованное новыми конструкторами, оно принесло огромную пользу отечественной ПВО.

Заглавное фото. Зенитная батарея Тарновского на фронте

64
Поставить лайк: 12
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору