ссылка

Судьба Черноморского флота в годы Гражданской войны

Бригада линейных кораблей Черноморского флота в Северной бухте Севастополя, 1910-е годы
Увеличить шрифт
А
А
А

Судьба Черноморского и Балтийского флота в годы Гражданской войны сложилась по-разному. Балтийские суда, как известно, капитан Щастный спас от уничтожения и привел в Кронштадт. На Чёрном море такого человека, к сожалению, не нашлось. Кроме того, трагедию черноморцев во многом предопределило то обстоятельство, что они находились в самом эпицентре Гражданской войны и были вынуждены принять в ней активное участие.

Жестокий 1917 год одинаково отозвался на судьбах флотских офицеров обоих флотов. По приморским городам прокатилась страшная волна бессудных расправ, в ходе которых десятки людей были зверски убиты только за то, что носили погоны и выполняли роль комсостава. Оправдание такому поведению найти сложно, хотя некоторые советские историки склонны объяснять действия матросов застарелой классовой ненавистью.

Самым тяжелым последствием погромов стало то обстоятельство, что корабли потеряли многих грамотных специалистов, способных управлять судами. В отличие от пехотных офицеров, кадры моряков не могли быть подготовлены на краткосрочных курсах, их образование занимало многие годы. Кроме того, во флот традиционно брали людей с хорошими техническими способностями, ведь служба предполагала постоянное использование математики и других точных наук.

Контр-адмирал Саблин, уведший Черноморский флот в Новороссийск

В 1917 и отчасти в 1918 гг. Черноморский флот не вёл активных боевых действий. Разложившиеся команды занимались политической демагогией, митинговали и периодически занимались грабежами. Оставшиеся офицеры стремились не раздражать команду излишними требованиями. В свете этого на черноморцев совершенно не приходилось полагаться в военном плане, хотя война была в самом разгаре.

Интересная история произошла с известным адмиралом Колчаком, которого Временное правительство назначило командующим Черноморским флотом. Когда взбунтовавшиеся матросы явились к нему в каюту и потребовали отдать именное оружие, то Александр Васильевич предпочёл демонстративно выбросить его в окно. Лишь чудо спасло адмирала от немедленной расправы.

Когда на Дону вспыхнуло антибольшевистское движение, то многих матросов стали призывать в сухопутные части против казаков и добровольцев. Черноморцы действительно показали свою высокую боеспособность, многие белые мемуаристы отмечали, что они практически не сдавались в плен. Впрочем, в плен их бы и так не брали – многие офицеры помнили жестокие расправы над своими товарищами и унижение на службе в первый революционный год.

Таким образом, накануне полномасштабной Гражданской войны между командным и рядовым составом Черноморского флота наблюдался страшный антагонизм, грамотных специалистов критически не хватало. Это предопределило дальнейшую судьбу флота, который не смог выдержать испытание многочисленными тяготами.

Эсминец «Керчь» провожает уходящий из Новороссийска в Севастополь линкор «Воля», 17 июня 1918 года

Разложение черноморцев было значительно ускорено Октябрьской революцией и Брестским миром. Немцы не слишком верили в боеспособность русского флота, но предпочитали перестраховываться. Их идея была проста – завладеть всеми боевыми кораблями, а потом разобраться, что с ними делать. Офицеров и матросов они предполагали распустить по домам, а на корабли посадить свои команды. Этот план им удалось реализовать лишь частично.

Главной базой Черноморского флота был Севастополь. За его пределами в Крыму кипела бурная жизнь, сражались между собой различные политические силы и сменялись правительства. Весной 1918 года важную роль в жизни полуострова стали играть украинские самостийники, которые надеялись со временем прибрать его к рукам. Главным препятствием для них были не большевики, а немцы, которые также имели свои виды на Крым.

Пытаясь спасти остатки флота, большевики приняли решение о перебазировании его в Новороссийск. Сделать это было не так просто. Тем не менее контр-адмирал М.П. Саблин всё-таки смог организовать слаженную работу оставшихся офицеров и матросов. Немцы стояли уже на подступах к городу, когда черноморцы вышли в плавание. В момент эвакуации немецкие пушки обстреливали рейд и корабли.

Черноморский флот разместился на рейде Новороссийска. Как оказалось, его уход из Севастополя вовсе не был спасением. Красные части неудержимо отступали, не было никакой убеждённости в том, что они смогут удержать побережье

10 июня немцы предъявили ультиматум большевикам, требуя вернуть суда в Севастополь «для интернирования до окончания войны». Разумеется, это «интернирование» могло затянуться до бесконечности.

К 18 июня стало очевидно, что Новороссийск не спасти. В этих обстоятельствах большевики приняли решение затопить флот. Дело оставалось за малым – заставить матросов и офицеров это сделать.

Пытаясь обмануть немцев, большевики заявили германскому командованию, что вернут суда в Севастополь. На деле же все командиры судов получили «особые инструкции».

Обстановка на флоте к тому времени складывалась не в пользу большевиков. Идеи эсеров и анархистов для матросской массы были намного притягательнее, к тому же люди за год привыкли к отсутствию дисциплины. У офицеров была другая мотивация – они хотели сохранить флот для белого движения. Вследствие означенных причин никого не удивило, что часть кораблей приказу большевиков не подчинилась.

В общей сложности удалось затопить чуть больше половины судов – линкор «Свободная Россия», а также одиннадцать эскадренных миноносцев и миноносцев. Линкор «Воля» и семь эсминцев-миноносцев вернулись в Севастополь, где были заняты немцами.

Дальнейшая судьба уцелевших кораблей была разной. Некоторые из них после ноябрьской революции в Германии были переданы представителям Антанты и в последующем– вооружённым силам Юга России генерала Деникина. Линкор «Воля» стал «Генералом Алексеевым» – самым сильным кораблём белого Черноморского флота. История последнего продолжалась до знаменитой Крымской эвакуации ноября 1920 года, когда корабли вывезли с полуострова не только военных, но и многочисленных беженцев. В последующем флот ушел в тунисскую Бизерту , где в октябре 1924 года корабли были окончательно переданы французам.

Монумент в память затопленных кораблей Черноморского флота 18 июня 1918 года. Новороссийск

Судьба офицеров–черноморцев также складывалась по-разному Большинство из них позже присоединилось к белому движению, а часть стала военными специалистами на службе большевиков.

Большевикам пришлось фактически заново создавать флот на Чёрном море. В полной мере они смогли завершить его воссоздание только к началу Великой Отечественной войны.

Фактическая гибель более половины кораблей Черноморского флота и интернирование оставшихся поставило крест на существовании южного флота. До сих пор не утихают дискуссии по поводу того, как лучше было поступить в тех обстоятельствах. Очень часто полярные позиции спорщиков прямым образом связаны с их политическими взглядами.  Неизменным остается одно – события июня 1918 года были трагической страницей в истории России.

459
Поставить лайк: 112
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору