Владивосток – русская твердыня на Тихом океане
Во второй половине XIX столетия Россия начала широкую колонизацию Дальнего Востока, долгие годы бывшего спорным владением Китая и России. Айгуньский мирный договор 1858 года привёл Российскую империю на берега Амура и заставил царское правительство задуматься о создании опорных пунктов на побережье Тихого океана, которые бы служили не только торговым, но и военным целям.
В первую очередь многие успехи в Сибири и на Дальнем Востоке стали возможны благодаря умному и дальновидному губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьёву, в последующем прозванному Амурским. Его деятельность началась ещё при императоре Николае I и продолжилась при Александре II. В ряде случаев (как это было с исследованиями Амура капитаном Невельским) Муравьёв даже шёл на прямые нарушения указаний из Санкт-Петербурга. Благодаря его патриотическому самоуправству Россия к 50-60-м гг. далеко продвинулась в деле освоения своих восточных рубежей.
Именно Муравьёв-Амурский, путешествую по Уссурийскому краю, присмотрел место для основания большого и удобного порта. Новый город должен был лежать в глубокой бухте, названной им Золотой рог (по аналогии с Константинополем-Стамбулом). Губернатор Восточной Сибири придумал городу величественное и многообещающее название – Владивосток, которое должно было символизировать утверждение России в Азии.
Изначально при постройке порта необходимо было соблюдать секретность, ведь переговоры о передаче Уссурийского края, где он должен был возникнуть, ещё только велись в Пекине. Впрочем, результат их был уже предсказуем, поэтому сомнений у российских властей не возникло. 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года в бухту Золотой рог вошёл парусник «Маньчжур» под командованием капитана Алексея Карловича Шефнера. В тот же день на сушу высадились солдаты 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым. Они и начали строительство первых зданий Владивостока.
Уже через год в новый порт прибыл корвет «Гридень», который обеспечивал его защиту со стороны суши и моря, а также доставлял во Владивосток припасы.
Город развивался удивительно быстрыми темпами, что указывало на значимость, которую ему придавали в Санкт-Петербурге. Уже в 1871 году он стал главным военным портом России на Тихом океане, тогда же в него переехал военный губернатор и прибыла Сибирская военная флотилия.
Непосредственно статус города Владивосток приобрёл в 1875 году. Население стремительно росло, местное купечество поддерживало тесные связи с русскими морскими портами на Чёрном море и Балтике. В скором времени город стал центром восточной торговли России с Японией и Китаем.
На дореволюционных фотографиях Владивосток выглядит красивым и современным. Отдалённость от европейской России ни в коем случае не сказалась на его развитии и благополучии. Не изменилось положение города и после Гражданской войны – по сей день Владивосток является важным российским портом, в котором кипит жизнь не только Приморья, но и всего Дальнего Востока.
Заглавное фото. Одно из первых изображений Владивостока, 1861 — 1862 гг. Рисунок из Всеобщей географии Реклю, Париж, 1873.