Александр Свешников и его наследие
«Люди, поющие всегда, выглядят счастливее, они все делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны, в них вы всегда найдете что-то привлекательное, красивое. Певческий голос – одно из чудес природы. Кто им одарен, тот может считать себя счастливым человеком» – так говорил выдающийся русский хормейстер Александр Васильевич Свешников. 11 сентября исполняется 130 лет со дня его рождения.
Уроженец Коломны, он не получил высшего музыкального образования (закончил Народную консерваторию, учреждение, распространявшее музыкальную грамоту среди широких масс, и Музыкально-драматическое училище МФО, ныне – ГИТИС) и при этом стал одним из «краеугольных камней» русской хоровой культуры.
Известный хормейстер К. Птица, его ученик, говорил: «Это один из таких ходоков из народа, которые явились потом блистающей звездой на небосклоне музыкальных созвездий».
А. Свешников – человек-эпоха, его связывали дружеские отношения с писателем В. Короленко, а композитор С. Танеев поручал ему первые исполнения своих хоровых произведений. «Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело», — писал знаменитый дирижёр Е. Светланов.
Александр Свешников
Влияние Свешникова на отечественную хоровую традицию сложно переоценить. Непрестанно работая, создавая аранжировки, передавая знания, делясь любовью к музыке, он заложил зёрна, которые проросли и продолжают разрастаться. Он был готов работать с хором везде – регентовал в храмах (был одним из самых известных регентов в Москве в 1920-х), руководил самодеятельными коллективами при заводах и фабриках, преподавал пение в школах и даже привлекался к работе с беспризорниками.
«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре… Я работал на фабрике Морозова, преподавал в музыкальной школе. Горжусь тем, что моими учениками были машинисты, кочегары, ремонтные рабочие железнодорожной станции Москва – Сортировочная. Я никогда не забуду этот хор: перепачканные углём и мазутом люди сразу же после смены приходили на спевки. И как пели!..» — вспоминал хормейстер.
Огромную работу Свешников проделал на педагогическом поприще. Он основал и возглавил Московское хоровое училище (ныне – Академия хорового искусства им. В. Попова) и в течение 30 лет был ректором Московской консерватории им. П. И. Чайковского.
Его ученики – величайшие мастера хорового дела. Среди них – Александр Юрлов, Владимир Минин, руководитель Московского государственного академического камерного хора, известного как Хор Минина, Виктор Попов – создатель Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения, и многие другие.
А. Свешников в Барвихе
В процессе формирования репертуара своего хора Свешников сделал множество обработок русских народных песен. Он находил и собирал крестьянские и городские, фабричные и солдатские, старинные и современные. В их числе – протяжная «Ах ты, степь широкая», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В тёмном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель “Варяга”». «Песня – это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку», – говорил музыкант.
«Вечерний звон», обр. А.Свешникова, исполняет Госхор СССР п/у А. Свешникова
Хор, который сейчас носит имя мастера, был создан в 1936 г., тогда он был назван Государственным хором русской песни (позже – Госхором СССР) «с целью развития и пропаганды хоровой культуры, в особенности русской песни, и с целью создания образцового хорового коллектива». Руководить им начали Н. Данилин и А. Свешников.
Н. Данилин признавался: «Я выбрал лучших певцов в Государственный хор, такого состава больше не будет… Никто сейчас в Союзе лучше нашего хора не споёт ни по звуку, ни по тексту, ни по выразительности». В 1939 г. Н. Данилин был отстранён от работы якобы по состоянию здоровья, и А. Свешников возглавил коллектив, которым руководил следующие сорок лет.
Репертуар хора был широчайшим – от классических образцов русской и европейской хоровой музыки, от народной песни до сочинений молодых советских композиторов, в числе которых были Ю. Шапорин, А. Шнитке, А. Караманов. Хором Свешникова впервые были исполнены «Песнь о лесах» и «Десять хоровых поэм» Д. Шостаковича. По воспоминаниям В. Агафонникова, Свешников открыл Шостаковичу знаменный распев, тема которого легла в основу следующего хорового сочинения композитора – кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет».
Хор Свешникова
Свешников работал регентом, и духовная музыка даже в самые антирелигиозные времена находила место в его программах – пусть и с «хитростями». Так, например, «Тебе поём» из «Литургии» Рахманинова в программе объявлялось как «Тихая мелодия», и исполнялась без слов, как вокализ – с закрытым ртом. Одной из вершин творческой деятельности хора стала запись «Всенощного бдения» С. Рахманинова. Е. Светланов признавался: «Когда мне бывает невмоготу, я всегда ставлю пластинку “Всенощной” в исполнении хора под управлением Свешникова. И мне вновь хочется жить и работать, работать и жить».
Сергей Рахманинов. Всенощное бдение. Исполняет Государственный академический русский хор СССР под управлением А. Свешникова
Хормейстер В. Соколов отзывался: «Мне представляется исключительным звучание хора Свешникова. Это только ему присущая манера исполнения, которую отличишь от десятков других хоров и в какой-то мере ощущаешь в исполнительстве его многочисленных учеников, рассеянных по всему Советскому Союзу, прошедших тем или иным путём “школу Свешникова”. … Оговорюсь, что термин “звучание” здесь надо понимать не в узко специальном смысле… Сюда входит и собственно звучание, и динамика, и слово, артистично произнесённое хором, то есть всё то, что принято называть понятным и ясным термином — выразительность. Особая выразительность пения, выразительность исполнения – это, пожалуй, и есть самое характерное для хора Свешникова».
А. Свешников дирижирует «Тебе поём» С. Рахманинова — на репетиции и на концерте в БЗК.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1946), народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970) Александр Васильевич Свешников прожил очень долгую жизнь и скончался в 1980 г.
Сейчас его хор с блистательным прошлым и выдающимся настоящим находится, к сожалению, в крайне затруднительной, если не сказать катастрофической ситуации – идёт разговор о том, что коллектив может быть расформирован. 30 декабря 2019 г. главный руководитель хора Свешникова Евгений Волков получил внезапное уведомление об увольнении. На его место был назначен Геннадий Дмитряк, руководитель Капеллы Юрлова. Перед этим в течение полугода кто-то отправлял анонимные письма в различные инстанции и обвинял Волкова в хищениях, растрачивании грантовых денег, «развале» хора и т.д. Многочисленные ходатайства артистов хора в поддержку руководителя не дали никаких результатов. Е. Волков и его единомышленники усматривают в этом спланированную акцию конкретных чиновников с целью слияния Капеллы Юрлова и Хора Свешникова. Было опубликовано письмо Г. Дмитряка министру В. Р. Мединскому, в котором прямым текстом озвучен этот вектор: «… слияние Хора имени А. В. Свешникова с Капеллой России имени А. А. Юрлова оправдано, целесообразно и своевременно – восстановление Госхора будет нерентабельно и невыполнимо ни с финансово-экономической, ни с творческой точек зрения».
Евгений Волков, руководивший хором восемь лет, комментирует ситуацию так: «Происходящее в хоре Свешникова напоминает 37-й и 48-й годы, когда к артистам заходили, открывая дверь ногой. Про “развал хора” я могу говорить сколько угодно и с удовольствием, поскольку делал это методично! В рамках “развала и непрофессионализма” коллектив впервые в истории выступил, приветствуемый стоячими овациями в зале Гаво в Париже и в Barbican Hall в Лондоне. Запомнился концерт в Иерусалиме, на который пришли патриарх Феофил III (сам пришёл! специально мы его не приглашали!) и выдающаяся свешниковская солистка Клара Коркан. Есть даже видео, где она говорит, что у нас всё, как при Свешникове! Наши проекты регулярно показывают по телевидению: например, “Ленинградцы. 900 дней во имя жизни” к юбилею снятия блокады Ленинграда и “Герой нашего времени” к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Концерт – совместный юбилей Госхора и Госоркестра на Исторической сцене Большого театра – принял к показу канал Mezzo. Так что да: я “страшно развалил” наш хор!»
Е. Волков с хором им. А. Свешникова
Подпись. «На сопках Маньчжурии. Поёт хор им. А. Свешникова. Дирижирует Е. Волков
В марте этого года открытом письме к президенту РФ В. Путину Евгений Волков отмечает: «В 1945 году Государственный хор СССР первым из невоенных академических хоров дал торжественный концерт в побеждённом Берлине. В год 75-летия Великой Победы этот коллектив прекратит свою деятельность, просуществовав 83 года»…