Полтавская конференция о проекте Евразийского экономического союза
10-11 октября в Полтаве прошла двухдневная Международная научно-практическая конференция «Проект Евразийского экономического союза: межрегиональное сотрудничество», организованная фондом «Высшая школа профессиональной политики» (Украина).
В работе конференции приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, органов власти ряда областей Украины и Российской Федерации, крупных предпринимательских структур, видные учёные-экономисты, эксперты, журналисты, представители общественных организаций Украины, Белоруссии, РФ. Среди них: директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) В.В.Спасский, представитель Правительства Украины в ЕЭК В.И.Суслов, заместитель директора Российского института стратегических исследований Т.С. Гузенкова, президент украинского Центра социально-консервативной политики Ю.В. Липчевский, профессор МГИМО МИД РФ руководитель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова В.Ю. Катасонов.
* * *
На конференции рассматривался опыт интеграции в странах постсоветской Евразии в рамках Таможенного союза, анализировалось взаимодействие областей и экономических районов по линии межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов «Днепр», «Слобожанщина», «Ярославна», «Донбасс». Особое внимание было уделено возможностям и потенциалу приграничных областей Украины и РФ, их развития с опорой на общие культурно-исторические традиции, сходство методов хозяйствования и управления, кооперацию в высокотехнологичных отраслях промышленности и аграрном секторе.
Участники конференции отмечали, что сохранение промышленной кооперации и рынка РФ и ТС в целом является критически важным для развития регионов Украины. Вступление Украины в ТС позволит ввести принцип взаимодополняемости при создании объектов инфраструктуры и планировании территориального развития, что обеспечит рациональное применение производственных ресурсов и даст экономию региональных бюджетов в РФ и на Украине.
В.В. Спасский рассказал об экономических и геополитических предпосылках создания ЕЭК, её структуре, задачах и технологии принятия решений. Отметил, что в Таможенном союзе уделяется внимание не только созданию условий свободному передвижению товаров, услуг, капитала, рабочей силы, но и согласованным политикам в различных отраслях экономики, включая кооперационные связи. Он подчеркнул принципиальное отличие принятия решений в ЕЭК (одна страна обладает одним голосом) от аналогичных процедур в ЕС (голоса стран зависят от количества населения).
Утверждения об «угнетении» Россией партнёров по ТС, а также о навязывании Москвой условий для достижения своих интересов – это откровенная и циничная ложь противников дружбы Украины и России.
* * *
Интерес участников конференции вызвал анализ проблем и рисков для Украины после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. А они весьма существенны. Сложности для украинской экономики следует рассматривать, исходя из основных направлений и структуры её экспорта. В экспорте Украины в страны ЕС на долю готовой продукции приходится 18% (3,2 млрд. долларов за год), а в страны ТС – 60% (13,5 млрд. долларов). К этому следует добавить ещё 4 млрд. долл. США, которые пересылают или привозят на Украину граждане, работающие в РФ.
Европейская продукция будет вытеснять украинские товары на рынок РФ и ТС. Защитные меры со стороны РФ и других стран ТС по предотвращению массового сброса украинскими производителями своей продукции на рынок ТС по демпинговым ценам оставят их без рынка стран Таможенного союза. Из-за меньшей конкурентоспособности украинских товаров украинские производители не пробьются на рынок ЕС, за редчайшим исключением, касающимся сельскохозяйственного сырья. Обещанные ЕС квоты для этой украинской продукции, во-первых, очень малы в общем объёме продукции, они не решают принципиально вопрос с рынком сбыта, во-вторых, квоты на беспошлинный ввоз на Украину продукции, произведенной в ЕС, значительно превышают квоты поставок украинской продукции на территорию ЕС. В-третьих, рынок ЕС для украинской продукции (до приведения к европейским техрегламентам и нормам) принципиально закрыт.
* * *
Вопрос о роли технических регламентов в тех угрозах, которые формируются при вступлении Украины в ассоциацию с ЕС, освещался на конференции особо. Сейчас в ТС вступил в силу 21 технический регламент (из 32). Они расходятся с техрегламентами ЕС. Переход на еэсовские техрегламенты автоматически приведёт к выпадению украинских производителей из кооперационных схем Таможенного союза. А за этим последует свёртывание производств, так как необходимой суммы на его переоборудование и внедрение иных технологий под стандарты и регламенты ЕС у украинских предприятий, за редким исключением, нет.
Называемая Н.Я. Азаровым цифра в размере 165 млрд. евро позволит, по оценкам украинского правительства, за 10 лет приспособить промышленность и агропром под техрегламенты ЕС. Это астрономическая сумма для Украины даже для 10 лет. Основные расходы на производство должны идти из фонда накопления предприятий, но откуда им взяться, если в условиях защитных мер ТС украинские производители теряют устойчивые рынки сбыта (и, кстати, рынки, где они приобретают комплектующие к собственной продукции).
Участники конференции констатировали, что участие Украины в евразийской интеграции позволит ей проводить с остальными партнёрами по ТС согласованную экономическую политику и, учитывая равноправную процедуру принятия решений в ЕЭК, занять достойное место в евразийском разделении труда.
* * *
В докладах и выступлениях на конференции отмечалось, что в ситуации, которая может сложиться в случае подписания украинской властью Соглашения об ассоциации с ЕС, экономическое сотрудничество и перспективные взаимовыгодные российско-украинские проекты межрегиональных и трансграничных связей практически «зависают». Пострадают не только связи между сопредельными и отдалёнными регионами двух стран, будет утрачена возможность добиться эффективного обустройства приграничных территорий, рационального размещения производств и инфраструктуры в интересах местного населения, его комфорта и благосостояния.
Как констатировали участники конференции, пессимистический настрой охватил и местные власти сопредельных областей России и Украины. Они отдают себе отчёт об угрозах двустороннему сотрудничеству на всех уровнях, а на региональном тем более. В качестве примера на конференции приводился факт того, что губернаторы Харьковской и Белгородской областей почти не встречаются, координация совместной работы этих областей Украины и России не ведётся.
Повседневную работу по сближению 17 сопредельных областей, где проживает 16 млн. человек, взяла на себя Торгово-промышленная палата (ТПП) белорусско-российско-украинского приграничья и её Деловой совет.
На конференции были представлены интереснейшие концептуальные разработки под руководством А.Ф.Порятуй – руководителя секретариата Делового совета. В частности, речь шла о методологии разработки приграничных проектов, по методологии брэндирования территорий, которая подразумевает приход инвестора на территорию, а не на конкретное производство, что означает комплексную работу инвесторов по взаимоувязанному промышленному и инфраструктурному развитию региона. По большому счёту они могли бы стать концептуальной основой политики межрегионального российско-украинско-белорусского взаимодействия.
* * *
Т.С. Гузенковой было, в частности, подчёркнуто, что явные социально-экономические риски и весьма туманные, неочевидные выгоды от подписания Украиной Соглашения с Евросоюзом связаны с некими психо-эмоциональными факторами, мотивирующими личные симпатии и антипатии сторонников ассоциации с ЕС, а также с узкими экономическими интересами украинского капитала.
Говоря о решимости украинской стороны подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, В.И. Суслов отметил, что при всех очевидных рисках такого решения для украинских предпринимателей сами они заняли крайне пассивную позицию. Кроме В.А. Богуслаева. На разосланные сотни анкет никто из предпринимателей не ответил. Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП), возглавляемый А.К. Кинахом, высказался за подписание Соглашения с ЕС.
Не до конца ясно, с чем это связано. В.А. Пироженко, например, высказал мысль о том, что у деловых кругов Украины, занятых в обрабатывающих отраслях промышленности (а не только в сырьевых и полусырьевых секторах ГМК), не появилось своего организационного инструмента для отстаивания собственных интересов. Не появилось и эффективных лоббистских групп в правительстве, поскольку в несырьевых отраслях постсоветской кризисной Украины отсутствовали сверхдоходы.
В условиях (беспрецедентных для работы структур ЕС), когда более 90% положений о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной вступят в силу сразу же после подписания Соглашения, именно эти отрасли в полной мере ощутят перемены. Если сейчас 37% европейских товаров поступает на украинский рынок с нулевой пошлиной, то после подписания Соглашения нулевые пошлины будут распространены на 80% товаров ЕС.
Участники конференции с Донецкой, Харьковской и Николаевской областей подчёркивали пагубность грядущих изменений для занятости, уровня жизни населения и сотрудничества между странами, особо отмечая уже нынешнее фактическое угасание высокотехнологичных производств, кооперационных связей в сфере ОПК.
* * *
На конференции отмечалось, что и в таких условиях сотрудничество между Украиной и странами СНГ, Таможенного союза (Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года) не прекратится. Но оно будет иным, чем сейчас. Точка невозврата в случае подписания Украиной Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговле с ЕС в Вильнюсе не будет пройдена. В украинско-российских отношениях возникают новые риски и вызовы, над устранением которых следует думать уже сейчас, готовиться к их преодолению спокойно, памятуя о том, что соглашения не только заключаются, но и расторгаются.
В условиях возможного (после ноября) существенного свёртывания экономической составляющей российско-украинских отношений, в том числе и на межрегиональном уровне, настало время вывести на первый план их гуманитарную составляющую. У братских народов Украины, России, Белоруссии, Казахстана и других стран постсоветской Евразии – общее прошлое, общие ценности, исторические традиции и образ жизни. Критическое значение для наших народов отныне приобретают совместное решение вопросов исторической памяти, противодействия фальсификации общей истории, поддержания нашей культурно-ценностной идентичности.
Участники конференции обратили внимание на то, что в обществе практически не задумываются над тем, что после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Украина перестаёт быть субъектом в торгово-экономических отношениях со странами Таможенного союза, поскольку для Украины условия производства товаров, услуг и торговли будут определяться в Брюсселе.