Украина и Россия-матушка
Украинские политики и СМИ намеренно формируют искаженный образ России в глазах собственных граждан. Но, как сказал Авраам Линкольн, «можно бесконечно долго обманывать одного человека, можно непродолжительное время обманывать большое количество людей, но нельзя постоянно обманывать всех». Рано или поздно пелена русофобии спадет, и житель Украины увидит другую реальность. И окажется, что Украина - это королевство кривых зеркал, отражающих реальные факты коряво и косо.
Чем является для Украины Россия на уровне политики? В данный момент на уровне политики Киев называет Россию агрессором. Украинский журналист Богдан Буткевич вещает на всю страну, что на Донбассе надо уничтожить 1,5 млн. лишних (пророссийских) людей. Президент Петр Порошенко убийство одной части (пророссийской) населения Украины другой ее частью (прозападной) назвал «отечественной войной четырнадцатого года». Украина с упорством параноика роет яму, в которую сама же и плюхнется. Вся украинская политика завязана нынче на русофобии и существовать без оной пока не может.
* * *
Но, кроме политического уровня бытия, есть еще этнопсихологический – тонкая сфера психологических установок, свойственных народу как целому.
Народ, как и отдельный индивидуум, обладает своим характером и своей психикой. Только в случае с индивидуумом это будет его личный характер и его индивидуальная психика, а в случае с народом – этнический характер и коллективная психика.
Причем индивидуальный характер и психика могут отличаться от коллективных, ибо коллективный характер – это не простая сумма индивидуумов со своими личными психологическими установками. Это комплексное психологическое восприятие целым народом тех или иных ситуаций, в т.ч. политических. И реакция на них.
На уровне этнопсихологии Россия для украинцев – не враг, а матушка. Эпитет «Россия-матушка», который звучал на протяжении всей русской истории из уст политиков, философов, классиков литературы и простого люда, актуален до сих пор. Он никуда не ушел и не растворился, потому что «материнство» - главная этнопсихологическая черта России. Можно привести массу размышлений русских и не только русских сказителей, философов, подтверждающих эту мысль, но сошлемся лишь на издревле свойственные русскому языку выражения, как то: «мать сыра земля», «Русь-матушка», «мать Россия» и т.д. Устами народа, как и ребенка, тоже глаголет истина. Народ через язык выражает свое восприятие мира, и Россия воспринимается именно матушкой.
* * *
Теперь от абстрактных заключений перейдем к реалиям.
Во время «евромайдана» щедрости Виктории Нуланд хватило максимум на корзинку печенья. Остальные суммы американцы вкладывали в переформатирование политического поля Украины, но никак не в ее экономику или социальную сферу.
Обильная помощь на Украину пришла оттуда, откуда приходила всегда, – с востока, из России. Доставка гуманитарного груза на 280 грузовиках из России на Донбасс – четкий маркер того, кто из соседей Украины более всего озабочен ее гуманитарными проблемами. Расчетливый Запад, а вслед за ним и податливый Киев осудили такой шаг Москвы. Голодная смерть жителей Донбасса для них предпочтительней имиджевых потерь.
Недавний массовый переход украинских солдат в Россию в надежде спасти свою жизнь и здоровье – это практическое проявление восприятия России на этнопсихологическом уровне в роли матушки. А раз она матушка, значит, обязана и обогреть, и накормить непутевых детишек. Пожурить их ласково за дурные проделки, все простить. Ведь матушки чадолюбивы и всегда прощают своих балованных деток.
Вы заметили, что подавляющее большинство украинских солдат, оказавшихся в России, – это выходцы из русскоязычной Украины? Т.е. как раз те, кто принадлежит к русскоязычной культуре со всем ее этнопсихологическим багажом, в т.ч. и тезисом о России-матушке. Нет, детишки могут капризничать, вредничать, обзывать матушку нехорошими словами и даже грозить ей кулачками. Но в злую годину неизбежно потянутся к ней в надежде найти понимание и приют. Вспомнят, что у них с матушкой все хорошо («у нас с Россией войны нет»), что где матушка – там тепло, сытно и уютно. Там не обижают и помогают. И расслабятся от долгого психологического напряжения, как расслабляется на матушкиной постели настрадавшийся от собственного упрямства капризный ребенок.
Помните слова украинского военнослужащего о том, что в России их неожиданно очень хорошо приняли? Неожиданно для кого? Для детишек, заблудившихся по жизни, поверивших в чужие посулы, внимавших чужим богам. Для матушки нет в этом ничего неожиданного. Материнство - ее внутренняя природа.
Арабская пресса сообщила об эвакуации российскими дипломатами более 150 человек из Сектора Газа. Среди эвакуированных - 37 граждан Украины. Украинская пресса как-то стыдливо замолчала факт помощи российских дипломатов украинским гражданам в Газе.
Из охваченной войной Сирии Россия эвакуировала около тысячи этнических черкесов и обеспечила отдых в детских лагерях сотням православных сирийских детишек. Что ж, вполне характерный для матушки поступок.
А ситуация с украинскими беженцами в России, коих уже сотни тысяч? Киев лицемерно вещал, что украинских беженцев в России нет, что они все бегут от «російських терористів» к «неньке-Украине». А люди бежали и бегут в противоположную сторону – в Россию. Их число уже близко к миллиону, в Белоруссию, по данным ООН, прибыло 25 тыс. граждан Украины, в Польшу – 1250. В России для юношей и девушек с Украины в этом году предоставили 2,5 тысячи бюджетных мест в высших учебных заведениях. Все дети школьного возраста 1 сентября пойдут в российские школы в 79 из 85 субъектов Российской Федерации.
В самой Украине на конец августа, по данным ООН, 117,9 тысячи человек зарегистрированы во всех областях страны как внутренне перемещенные лица, в том числе 87% — из восточной части. Чиновники ссылаются на то, что не могут оказать помощи перемещенным лицам из-за отсутствия законодательной базы и финансовых ресурсов. В центральных и западных областях проявляется даже агрессивность к согражданам, вынужденно оставившим место своего постоянного жительства. Основная забота о бежавших от войны на Донбассе падает на плечи родственников и волонтеров из общественных организаций.
Психика с головой выдает украинцев, еще вчера скакавших на майдане в попытках доказать, что они не москали, а сегодня ищущих убежища в России (как же, матушка простит!). Украинцы, еще месяц назад скандалившие со своими родственниками из России и обвинявшие их в поддержке «злого» Путина и «донецких террористов», теперь вдруг вспомнили родственные связи, просят спрятать от очередной частичной мобилизации и грядущей экономической катастрофы.
Об этом уже анекдоты ходят. Сын спрашивает отца: «Папа, как ты относишься к войне на Донбассе?
– Сынок, мы должны задавить этих ватников и колорадов!.
– Папа, мне из военкомата тоже прислали повестку.
– Завтра же уезжаем к бабушке в Рязань!»
Иностранцы удивлялись способности России принимать и делать частью самой себя многие народы, которые не теряли при этом собственной индивидуальности, но прилеплялись к России на долгие века. Это типичное проявление политического материнства.
* * *
Не будем забывать и о теории французского социолога Жильбера Дюрана, согласно которой структура человеческого воображения делится на два типа, противоположных друг другу по своим основным характеристикам - «диурн» (дневной режим) и «ноктюрн» (ночной режим).
К «диурническим» народам, например, относятся англо-саксонские народы. Явными признаками «диурна» является их стремление не вжиться в окружающую среду (политическую, культурную, природную), а переделать ее под себя. Мы это видим в американской внешней политике, когда страны, куда ступает нога американского солдата, просто перестают быть самими собой, сотрясаемые «шоковой терапией» под руководством американских дипломатов. Американские небоскребы, протыкающие небо, автомобили, мчащиеся с сумасшедшей скоростью, падение голливудского героя в бездну, из которой он все равно выбирается, – это все признаки «диурнической» культуры, которые мы видим в американском кинематографе.
«Ноктюрнические» народы стремятся не столько ввысь, сколько вширь и вглубь. Россия – это, скорее, не вертикаль, протыкающая небо, а плоское и широкое озеро, разлившееся на большой площади. Русский фольклор – это подземелья, дремучие леса, Баба- яга, подземные и подводные царства и вживание героя в окружающую среду.
«Диурн» ломает, «ноктюрн» принимает, поглощает. «Ноктюрн» - это утроба матери, покой, безопасность (на этнопсихологическом уровне). Не случайно с началом политического кризиса статус беженца в ЕС не смог получить ни один украинский гражданин, в России – таких множество. Вот почему даже нерусские народы России становились ее детьми, и сегодня вся Россия сочувствует антифашистам Донбасса, а не киевским необандеровцам.
Кстати, последние зря тешат себя мифами о том, что психологически они - «європейці». Украина, как и Россия, тоже относится к «ноктюрническому» типу. Поскольку у нас одни исторические корни. Киев, как мать городов русских, в свое время передал эстафету Владимиру и Москве, а потом появилась Россия, Советская Россия (СССР), которая и стала повивальной бабкой для Украины (как и для других республик бывшего СССР) в ее нынешних границах.
«Ноктюрн», согласно Жильберу Дюрану, бывает двух видов – мистическим и драматическим. Первый вживляет инородное тело в себя, поглощает, обволакивает его и делает частью себя (Россия). Второй стремится присосаться, раствориться и сделать себя частью чего-то, т.е. прилепиться как дитя к матери (Украина). Вот почему современная Украина всегда в поисках доброй матушки: и когда сcорится с одной (Россия), бежит жаловаться к другой (США и ЕС). А вот Крым ушел недавно в РФ.
Механизмы такого поведения заложены в глубинах народной психики, формировавшейся на протяжении долгих веков и в определенных исторических условиях, а ныне находятся под воздействием идеи отторжения Украины от России и идеологии украинского радикального национализма с её лозунгом «Україна понад усе». Президентским указом «йти в Європу» этого не изменить. И разрывается украинское дитя между двумя мамками: между той, с кем жила всю жизнь (Россия), и той, которая согласна взять на себя функции мачехи (коллективный Запад). И губит себя своей детской самоуверенностью, не видит в детской своей слепоте, что с мачехой жить несладко, а на подспудном уровне нутром чувствует и понимает, что спасение и понимание только там, где не мачеха, а матушка.