ссылка

Украинское судостроение снова в ожидании

Увеличить шрифт
А
А
А

Несмотря на все громкие заявления украинской власти о высочайшем потенциале отечественного судостроения, все годы независимости Украины кораблестроительные предприятия страны лишь усиленно деградировали – на фоне отсутствия серьезных заказов уничтожалась производственная база, устаревали технологии, исчезали кадры. И вот в этом печальном процессе наконец-то наметился перелом.

Так, в самом конце января этого года Министерство инфраструктуры Украины сообщило о том, что оно инициирует разработку Реестра морских и речных судов Украины. Как отметили участники первого совещания рабочей группы по его разработке, Украине за годы независимости не удавалось реализовать свой морской потенциал. А Реестр «станет инструментом возвращения украинского флота под украинский флаг и поможет открыть второе дыхание отечественному судостроению».

В данном совещании приняли участие представители департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры, «Укрморречинспекции», ГП «Администрация морских портов Украины», представители судостроительных предприятий, а также ректоры морских вузов и представители компаний, работающих в сфере морского бизнеса.

По мнению правительственных аналитиков, одна из причин затянувшегося кризиса морской отрасли в Украине – отсутствие возможности эффективно развиваться отечественному судостроению без стимулов для судовладельцев регистрировать суда под украинским флагом. Но если создание Реестра морских и речных судов Украины поможет вернуть суда под украинский флаг, то вопрос строительства новых судов надо решать, понятно, совсем иными путями.

И главный из них – заказы и инвестиции, в которых остро нуждается украинское судостроение. Здесь огромные надежды корабелов возлагаются на сотрудничество с Россией, новым толчком к чему послужили договоренности, достигнутые в Москве 17 декабря прошлого года президентами Украины и России. Тогда, в частности, был подписан Меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством промышленной политики Украины.

О том, какое значительное внимание уделяет правительство развитию отечественной судостроительной сферы в контексте диалога Киева и Москвы, может служить тот факт, что во время своего последнего совещания в Кабмине на посту премьер-министра в конце января этого года Николай Азаров подробно осветил именно этот вопрос. И это в то время, когда в стране бушевал политический кризис, а в центре столицы происходили стычки.

Николай Азаров тогда, в частности, отметил, что восстановление сотрудничества и промышленной кооперации с Россией создает почву для возрождения отечественного судостроения. «Надо признать: за последние двадцать лет прославленное украинское судостроение теряло позиции», - с горечью констатировал он. «Но мы можем вернуть себе позиции. Например, модернизацию и разработку судов ледового класса лидеры в этой сфере заказывают все же николаевским корабелам. Мы знаем и наши потери, и наши преимущества. Поэтому была создана Программа - план двустороннего сотрудничества предприятий судостроительной промышленности Украины и Российской Федерации на 2014 и 2015 годы, - отметил Николай Азаров. - И вот теперь мы, наконец, реально подошли к реализации совместных проектов, предусматривающих глубокую модернизацию судостроения в Украине и России, восстановление десятков тысяч рабочих мест».

Уже известны детали соглашений по судостроению, которые, собственно, и вселяют оптимизм в украинских корабелов. Так, между сторонами достигнута договоренность о строительстве в Николаеве газовозов и транспортов для освоения РФ арктического шельфа. Сумма контракта составит порядка 4 миллиардов долларов – это баснословные деньги для украинского судостроения. Кроме того, идет разговор о серьезных заказах на строительство балкеров, на которых традиционно специализировалось украинское производство, а также о перспективах по оборонному заказу на строительство военных кораблей.

На упомянутом заседании Кабмина было отмечено, что достигнутые договоренности с Россией позволят возобновить работу украинских предприятий, которые в течение десятилетий были хроническими должниками и лишь обременяли госбюджет, за счет которого государство пыталось кое-как удержать их на плаву и сохранить хотя бы символически кадровый и производственный потенциал. В то же время оздоровление судостроения означает спасение не лишь этой отрасли, но и целого десятка смежных отраслей (моторостроение, машиностроение, приборостроение и пр.). А значит, подобный процесс имеет огромное значение для всей украинской экономики.

Стоит также заметить, что в условиях пресловутой евроинтеграции о подобных перспективах не было и речи. Сами европейские судостроители уже который год массово пополняют ряды безработных. А потому ждать, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС даст какой-то проблеск надежды для украинского судостроения, никак не приходилось. В итоге к намеченному саммиту в Вильнюсе в Минпромполитики Украины забили тревогу. Так, министр промышленной политики Михаил Короленко заявлял, что судостроение страны находится в глубоком кризисе, и ситуация требует немедленных решений. Такие решения в Минпромполитики даже предлагали. В частности, как заявлял министр, одним из первоочередных шагов должно стать привлечение дешевых кредитных средств и обеспечение внутреннего рынка отечественными судами. Тогда же Короленко проинформировал, что для стабилизации ситуации в судостроении Минпромполитики разработало два законопроекта, предусматривающих мероприятия регуляторного влияния, кредитной поддержки и другие механизмы для развития отрасли.

Однако все эти документы, может быть, и создают условия для нормальной работы инвесторов и комфортной реализации предприятиями кредитов. Но они не давали ответа на главный вопрос: кто именно готов давать миллиардные кредиты судостроительным заводам, равно как и финансировать заказы? Как мы отмечали, от Европы их ожидать не стоило.

Даже наоборот: пока в Киеве мечтали о евроинтеграции и приходе инвесторов непонятно откуда, украинское судостроение продолжало усиленно деградировать. Апофеозом этого процесса стало прискорбное сообщение, совпавшее волею судьбы с назначенной датой саммита Украина-ЕС в Вильнюсе. А именно, Хозяйственный суд Николаевской области в рамках дела о банкротстве предприятия постановил начать процедуру ликвидации ОАО "Николаевский судостроительный завод "Океан" – крупнейшего судостроительного предприятия в стране...

Но отказ Украины от подписания в ноябре Соглашения об ассоциации и возобновление полноценного сотрудничества с Россией резко изменило условия, в которых оказалось украинское судостроение. Например, предприятие «Энергомашспецсталь» в городе Краматорске Донецкой области заявило о том, что выиграло тендер на производство деталей для сборных гребных винтов российских ледоколов ЛК-16. Всего будет сделано 48 заготовок для сборных гребных винтов дизель-электрических ледоколов, в том числе 36 лопастей, обтекатели и ступицы. После окончательной обработки в российском центре «Звездочка» отливки соберут в гребные валы ледоколов. А ведь на тот момент судостроительный меморандум с РФ даже не был подписан!

Таким образом, с возобновлением сотрудничества с Россией у украинского судостроения появляется надежда после двух десятилетий споров и деклараций наконец-то взяться за работу. И реализовывать свой немалый потенциал в ходе взаимовыгодного сотрудничества с проверенным партнером. Минэкономразвития и торговли Украины в начале февраля, говоря о прогнозе роста промышленного производства в 2014 году в отношении судостроительной отрасли страны, ограничилось лишь констатацией того, что отрасль сохранила свой производственный, научно-технический и кадровый потенциал. Вопрос его реализации, очевидно, будет связан с составом нового правительства.

369
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/ukrainskoe-sudostroenie-snova-v-ozhidanii