Зачем Россия пустила на свой рынок «колёса Пинчука»
Июль принёс бизнесу Виктора Пинчука, а вместе с ним и всей Украине две показательные новости. Сначала 16-го числа Министерство торговли США ввело антидемпинговые пошлины на украинские трубы в размере 7,47%, после чего 23 июля Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) сняла антидемпинговую пошлину на украинские стальные цельнокатаные колёса (34,22%), ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан). Производителем и того и другого на Украине является принадлежащая олигарху Виктору Пинчуку и его семье компания Interpipe Limited, но перипетии на внешнеэкономических фронтах, безусловно, отразятся на всей экономике страны.
Трубно-колёсный бизнес
Вертикально-интегрированная структура украинского олигарха В. Пинчука – это пять промышленных активов: «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (НТЗ), «Интерпайп Новомосковский трубный завод» (НМТЗ), «Интерпайп Нико Тьюб», «Днепропетровский втормет» и электросталеплавильный комплекс «Интерпайп Сталь», на которых совокупно работают 12 тысяч сотрудников. Главный бизнес компании – производство бесшовных труб и цельнокатаных железнодорожных колёс, которые под брендом KLW экспортируются более чем в 80 стран мира.
Последнее время дела у «Интерпайпа» идут на поправку. После провала 2015-2016 гг. (за два года продажи упали с 850 тыс. тонн до 572 тыс. тонн) объемы реализации её трубной и колёсной продукции за рубежом неуклонно растут. В 2017 году они выросли на 34% (до 767 тыс. тонн), а в 2018-м ещё на 12% (до 857 тыс. тонн). Могло быть ещё лучше, но, как подчёркивает генеральный директор «Интерпайпа» Фади Храйбе, «главные риски [для компании] исходят от торговых барьеров на подавляющем большинстве экспортных рынков – как действующие, так и предполагаемые к введению».
«Один из ключевых рынков»
И это правда. К примеру, с Минторгом США отношения у «Интерпайпа» десятилетиями варьируются от антидемпинговых расследований до соглашений о ценовых обязательствах (Suspension Agreement). Предыдущий акт «Марлезонского балета» закончился для В. Пинчука на относительно мажорной ноте. 10 июля 2014 года министерство прекратило антидемпинговое расследование и заключило с его компанией тот самый договор, устанавливающий минимальные цены на её трубы в обмен на неприменение 7,5%-ной антидемпинговой пошлины. «При этом сами минимальные цены пересматривались Министерством торговли США каждые полгода, а «Интерпайп» строго их соблюдал», – подчёркивается на сайте компании. Suspension Agreement фактически гарантировало американским товаропроизводителям отсутствие серьёзной конкуренции со стороны украинской продукции, но и это не спасло.
Источник: interpipe.biz
Не успела компания В. Пинчука похвастаться возобновлением поставок сварных труб на рынок США (портфель заказов на 2018-2019 гг. – 10 тыс. тонн), налаживанием отношений с крупными дистрибьюторами и новыми клиентами, как американские компании-производители обратились по нужному адресу. Maverick Tube, United States Steel Corporation, Vallourec Star, LP, TMK IPSCO и Welded Tube USA Inc. написали заявление в Минторг, где высказались против продления Suspension Agreement с «Интерпайпом» и попросили возобновить расследование по украинским трубам. Вашингтон просьбе внял и 16 июля не продлил ценовое соглашение и восстановил действие 7,5%-ной антидемпинговой пошлины.
Дело в том, что рынок США – «это важный рынок не только для компании, но и для украинской экономики в целом. Поставки нефтегазовых труб в Америку обеспечивают рабочие места, налоговые отчисления и валютную выручку», отметил тогда директор по экономике и финансам Денис Морозов и подчеркнул, что «поставки украинских труб в США не создают угрозы местным производителям стали. Доля украинских нефтегазовых труб на американском рынке не превышает 1%. А вот для «Интерпайпа» это один из ключевых рынков, важность которого выросла ввиду потери российского рынка труб».
Украина воспользуется ростом производства в ЕАЭС
В Евразийском союзе (ЕАЭС) действительно действуют антидемпинговые пошлины на украинские трубы, что значительно ограничивает их продажи не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызстане. Но с «потерей» рынка менеджер компании В. Пинчука явно погорячился. По итогам 2018 года, сбыт произведенных «Интерпайпом» труб в СНГ (17% продаж) был сопоставим с американским направлением (19%). По данным таможни, их поставки в РФ в первом полугодии 2019-го продолжились ($25 млн).
Правда, куда на большую сумму ($1 млрд в 2018 году) «Интерпайп» продаёт в РФ стальных цельнокатаных железнодорожных колёсных пар. Но и с ними есть проблемы. С 1 января 2016 года в связи с приостановкой ЗСТ СНГ их импорт в Россию стал облагаться 5%-ной таможенной пошлиной. С 22 января 2016 года к ним присоединилась первая антидемпинговая пошлина ЕЭК (4,75%), а с 5 апреля 2018 года ещё одна (34,22%), фактически заградительная.
Источник: interpipe.biz
Со второй половины 2018 года украинский экспорт колёс в Россию начал стремительно падать и шёл к закономерному нулю, но 23 июля ЕЭК приостановила «действие антидемпинговой пошлины на стальные цельнокатаные колеса с Украины, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС». Послабление для украинской продукции даётся только до 1 июня 2020 года в рамках повторного антидемпингового расследования, инициаторами которого выступили ОАО «БелАЗ» и национальная железнодорожная компания Казахстана «Казахстан темир жолы» (КТЖ).
Они подали в ЕЭК заявление, где привели данные, по которым спрос на цельнокатаные колёса в странах Союза сильно вырос, а недостаток предложения «не может быть удовлетворен за счёт объемов импорта колес из третьих стран и имеющихся [внутренних] производственных мощностей». Только в этом году потребность рынка ЕАЭС в колёсах оценивается в 1,7 млн шт., из которых Белоруссии нужно 70 тыс. шт. (52,1 тыс. шт. для БЖД и 25 тыс. шт. для БелАЗ), Казахстану – 136 тыс. шт. (все для КТЖ), России – 1,5 млн (все для РЖД). Это колоссальные объемы.
Источник: eurasiancommission.org
У возникшего дефицита есть две причины. Во-первых, в ЕАЭС, и в частности в РФ, значительно вырос грузооборот и, соответственно, потребность в подвижном составе. Во-вторых, за последние 3–4 года РЖД списала 335 тыс. отслуживших свой срок вагонов (снятые с них 2,7 млн б/у колёс имеют вдвое меньший срок службы). «Эти два фактора вместе привели к ажиотажному спросу на колеса. Мы ожидали роста, но что он будет таким – никто не ожидал. Это абсолютно уникальная ситуация», – подчёркивает основной владелец и председатель совета директоров Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолий Седых.
С начала года цена на колёсные пары в России взлетела с 40-50 тыс. руб. за единицу до 100 тыс. руб., а иногда достигают и заоблачных 300 тыс. руб. Открывшейся нишей пытается воспользоваться Китай, но даже самые оптимистические ожидания поставок из Поднебесной (100 тыс. шт.) её заполнить всё равно не смогут. К тому же китайские производители требуют долгосрочных контрактов, на что не соглашаются потребители в ЕАЭС, понимая, что через год ажиотаж пройдёт, а китайская «продукция не дешевле, чем у нас, а с учетом транспортных расходов колесо получается реально очень дорогим», замечает вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Сергей Калетин. Именно поэтому в 2018-м весь импорт в ЕАЭС колёсных пар из КНР не превысил 1,8 тыс. шт., а с Украины (даже с учётом антидемпинговых пошлин) удержался на уровне 185 тыс. шт.
Сегодняшняя ситуация с дефицитом запчастей к подвижному составу «приводит к причинению ущерба национальным интересам государств-членов ЕАЭС» и «свидетельствует об отсутствии ущерба отрасли» от снятия антидемпинговой пошлины с «Интерпайпа», объяснили свою позицию ЕЭК компании БелАЗ и КТЖ. В итоге 34,22%-ный барьер сняли и возросшие потребности в колёсах из-за «высокой загрузки производственных мощностей» предприятий Союза будут частично удовлетворены за счёт украинской продукции.
На фоне провала на американском направлении у отечественных заводов появился хороший шанс воспользоваться благоприятной конъюнктурой и нарастить продажи. Как утверждает начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Михаил Сапетов, потребители в РФ еще до снятия пошлин начали получать предложения о снижении цены от «Интерпайпа». Но год пролетит быстро, после чего всё может вернуться на круги своя. Возможно, Киеву стоит расширить горизонт планирования на чуть более отдалённую перспективу выстраивать отношения с ЕАЭС, исходя из прагматичных соображений?