ссылка

«Зоря», «Газпром» и ВМФ России

Увеличить шрифт
А
А
А

Казалось бы, что общего может быть между украинским предприятием «Зоря»-«Машпроект», российским энергетическим гигантом «Газпром» и Военно-Морским Флотом России?

Оказывается, связующим звеном здесь являются силовые установки, производимые на николаевском ГП «Зоря»-«Машпроект». Украинское предприятие является одним из лидеров мирового газотурбостроения. Здесь проектируются и изготавливаются газовые турбины для военных кораблей и судов, для электроэнергетики и газотранспортных магистралей.

Сегодня «Зоря»-«Машпроект» входит в состав ГК «Укроборонпром» и является одним из лидеров украинского машиностроения.

А начиналось все буквально в первый год после окончания Великой Отечественной войны. 9 июля 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о создании завода по строительству судовых паровых турбин в городе Николаеве – южном центре отечественного кораблестроения.

17 октября 1953 года министром транспортного и тяжёлого машиностроения Вячеславом Малышевым был издан приказ о частичном введении в эксплуатацию Южного турбинного завода в Николаеве. На полную мощность он заработал уже в мае 1954 года.

Однако осваивать производство паровых турбин заводу не пришлось. В марте 1954 года на заводе работала правительственная комиссия с целью выяснения возможности изготовления на заводе газовых турбин для кораблей и судов Военно-Морского Флота СССР.

7 мая 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании базы для производства газотурбинных установок. В соответствии с этим постановлением, министр тяжёлого машиностроения 18 мая 1954 года издал приказ, в котором значилось: «Специализировать Южный турбинный завод Министерства тяжёлого машиностроения на производство опытных и серийных газотурбинных установок, в первую очередь для судов Военно-Морских Сил. Директору Южного турбинного завода Чумичёву и и. о. главного инженера Главтурбопрома Березину организовать на Южном турбинном заводе Министерства тяжелого машиностроения специальное конструкторское бюро по газотурбинным установкам» (1).

Над созданием новой отрасли трудились лучшие умы советской науки и техники. Менее чем за два с половиной года завод начал серийный выпуск газотурбинных установок для кораблей советского Военно-Морского Флота.

Это здесь, на Южном турбинном заводе, впоследствии «Производственном объединении „Зоря“», был создан первый в мире главный газотурбинный агрегат МЗ с реверсивным редуктором (2x36000 л.с.) для больших противолодочных кораблей. А в середине 70-х - первая в мире газотурбинная установка с главным газотурбинным агрегатом с утилизацией тепла - М25…

За почти шесть десятилетий производственной деятельности на ГП «Зоря»-«Машпроект» было изготовлено и проверено успешной эксплуатацией более 30 типов главных и ускорительных корабельных и судовых газотурбинных энергетических установок. Этими установками оснащено более 29% газотурбинных кораблей мирового флота. Двигатели предприятия составляют 33% суммарной мощности двигателей морских транспортных средств.

Прошлые достижения не мешают газотурбостроителям Николаева критически подходить к реалиям сегодняшнего дня. Главный конструктор ГП «Зоря»-«Машпроект» Борис Исаков поясняет: «Деятельность наукоемких предприятий зависит от имеющегося у них научно-технического задела. Задел советского периода использован полностью и для движения вперед требуются новые знания. Получить их можно, используя потенциал всей академической и прикладной науки страны. Поэтому на данном этапе для осуществления исследований первостепенное значение имеет взаимодействие наукоемких предприятий с Академией наук Украины по специально разработанным государственным программам с необходимым целевым финансированием институтов. Использование же только ресурсов предприятий недостаточно для полноценного движения вперед» (2)… 

Сегодня на ГП «Зоря»-«Машпроект» более 95% продукции изготавливается и отправляется на экспорт. На внутреннем рынке покупателей практически нет. Правда, начаты работы для отечественных военно-морских сил – запущены в производство редукторы для проекта «Украинский корвет». Это, пожалуй, самый крупный отечественный оборонный заказ за все годы независимости. 

Перспективным заказчиком продукции предприятия мог бы выступить «Нафтогаз» Украины. Ведь двигатели, которые эксплуатируются на компрессорных станциях украинской газотранспортной системы – продукция  ГП «Зоря»-«Машпроект». Украинская ГТС могла бы на несколько лет обеспечить предприятие заказами, но вопрос о ее модернизации пока не решен…

А вот Россия заинтересована в продукции «Зори». На севере Западной Сибири находится  наиболее значительное месторождение полуострова Ямал по запасам газа - «Бованенково». Как сообщил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, в следующем году из данного месторождения планируется добыть 46 миллиардов кубометров газа. Первый пусковой комплекс Бованенковского месторождения, в состав которого входят установка комплексной подготовки мощностью 30 миллиардов кубометров газа в год и 60 скважин, был введен в эксплуатацию в конце октября 2012 года.

Планируется, что к 2017 году объем добычи газа на данном месторождении должен возрасти до 115 миллиардов, а в перспективе - до 140 миллиардов кубометров в год. Поставки топлива с участка будут осуществляться с помощью новой газопроводной системы Бованенково-Ухта-Торжок протяженностью свыше 2,6 тысячи километров. Она пока прокладывается: сооружена первая ветка системы. В июне 2012 года «Газпром» начал заполнение ее технологическим газом. 

Именно для этого месторождения ГП «Зоря»-«Машпроект» поставит 5 двигателей ДУ-80 мощностью 25 МВт каждый для второй очереди дожимной компрессорной станции (ДКС) «Бованенковская», расположенной на этом гигантском газовом месторождении.

В течение 2010-2011 годов ГП «Зоря»-«Машпроект» уже поставило для компрессорной станции «Бованенковская» 12 двигателей ДУ-80 мощностью 25 МВт каждый (3).

И все же главным направлением деятельности предприятия остается его базовое направление – силовые установки для кораблей. Благоприятствует этому и мировая тенденция – модернизация военно-морских сил. ГП «Зоря»-«Машпроект» является автором уникальных решений для современной военно-морской техники. Предприятие проектирует, изготавливает и поставляет на рынок вооружений силовое оборудование в соответствии с любыми требованиями проектировщиков корабля, реализует любые схемные решения установок. Уникальность предложения — комплексная поставка силовой установки, включающей газотурбинные двигатели, редуктор, систему управления и комплектно поставляемое оборудование.

Двигатели и редукторы производства ГП «Зоря»-«Машпроект» используются на ряде проектов отечественных и зарубежных кораблей, которые признаны лучшими в своем классе. Это и строящиеся сегодня в Феодосии «Зубры», и ракетный катер «Молния», и многоцелевые боевые корабли класса «Фрегат».

У предприятия сложились добрые партнерские отношения с российскими судостроителями. ГП «Зоря»-«Машпроект» сегодня сотрудничает с российскими верфями: Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького», Судостроительный завод «Северная верфь», «Средне-Невский судостроительный завод», «Хабаровский судостроительный завод».

Поддерживаются постоянные контакты с российским государственным судостроительным холдингом ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». С ней  газотурбостроители Николаева обсуждают возможность поставки оборудования для больших противолодочных кораблей и кораблей класса «корвет».

Еще в ноябре 2011 года ГП  «Зоря»-«Машпроект» подписало контракт с российским ОАО Судостроительный завод «Вымпел» (город Рыбинск) на поставку силовых установок для корабля проекта «Молния» (4).

По условиям контракта предприятие произведет и поставит газотурбинные агрегаты М15 для четырех ракетных катеров. Поставки по контракту будут выполняться до 2013 года. Корабли будут построены с участием и при техническом надзоре завода «Вымпел» на одной из судостроительных верфей Вьетнама.

Контракт подписан при содействии ГК «Укроборонпром» в рамках долгосрочного межправительственного Соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в области судостроения, заключенного в 1993 году.

Следующий год будет юбилейным – 20 лет  сотрудничества между российскими и украинскими кораблестроителями. Немалая заслуга в том, что сотрудничество  это было и остается взаимовыгодным и плодотворным, принадлежит и ГП  «Зоря»-«Машпроект».

К юбилейной дате в конце ноября 2012 года на ГП  «Зоря»-«Машпроект» успешно завершен очередной этап испытаний дизель-газотурбинного агрегата морской силовой установки для российского корабля класса «фрегат». Комплексные испытания агрегата проводились в специальных боксах предприятия, которые имитируют машинное отделение корабля в условиях, приближенных к эксплуатационным (5).

Установка, включающая газотурбинный и дизельный двигатели, редуктор и систему автоматического управления, будет поставлена на российское судостроительное предприятие. Хочется пожелать российским фрегатам с украинским «сердцем» семь футов под килем.

402
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору