ссылка

Баталия при Нови

Увеличить шрифт
А
А
А

Итальянский поход Суворова, успешно начавшийся в средней Италии, быстро развеял миф о непобедимости революционной армии Франции. Французские генералы, прежде боровшиеся со слабыми армиями Австрии и Пруссии, впервые почувствовали тяжёлую руку русского командующего, не знающего поражений. Сначала при Адде, а потом при Треббии французам были нанесены тяжёлые удары, заставившие их отступить на север Италии и там окопаться. Казалось, что русскую армию уже ничто не сможет остановить.

К сожалению, под ногами Суворова всё время «путались» австрийские союзники, которые завидовали русским успехам и боялись, что Россия присвоит себе все лавры победы над французскими революционными войсками. Александру Васильевичу непрестанно приходилось не только считаться с глупыми понуканиями из Вены, но и заботиться о снабжении армии. Ему иногда казалось, что австрийцы, призвавшие Россию к себе на помощь, ведут некую двойную игру, понятную только им. Увы, но для таких выводов были все основания.

В это время французы всё ещё надеялись, что русские успехи объясняются не гениальностью Суворова, а бездарностью их собственного командования. В связи с этим Директория (правительство революционной Франции с 1795 года) прислала на смену осторожному Моро молодого и горячего Бартелеми Жубера, который был сторонником не обороны, а наступления. Он имел относительно небольшой военный опыт, однако считался перспективным генералом, пользовавшимся личной симпатией Наполеона Бонапарта.

Карта Итальянского похода Суворова из «Исторического словаря» А.С. Орлова
Карта Итальянского похода Суворова из «Исторического словаря» А.С. Орлова

Суворов не имел полных сведений о французской армии, поэтому не спешил двинуться навстречу Жуберу. Тот, в свою очередь, считал промедление позором и вопреки советам Моро хотел в решительном сражении остановить триумф русских войск. Немалые надежды во французском лагере возлагали на разобщённость в рядах противника и разбросанность его войск на большом пространстве.

Не зная точную численность армии Суворова, Жубер взял с собой 38 тысяч солдат (из 48), тем самым позволив Александру Васильевичу сохранить численное преимущество. Это не оказало решающего влияния на ход предстоящего сражения, однако стало одним из слагаемых русской победы.

Уже отправившись навстречу Суворову, французский командующий узнал о том, что его расчёты на внезапность оказались напрасными. Русские успели собрать под городком Нови всю свою армию, которая преградила путь французским войскам.  При всём самомнении, Жубер ценил талант Суворова, поэтому едва удержался от поспешного отступления на старые позиции. Лишь обещание, данное накануне похода, да строгие указания из Парижа заставили его принять бой с превосходящими силами противника, во главе которого стоял военный гений своего времени.

Единственным преимуществом Жубера оставался выбор поля боя. Ему хватило благоразумия остаться на выгодных позициях, а не согласиться на игру Суворова, выманивавшего французов на равнину. Это усложнило задачу русских войск, однако не остановило русского командующего, верящего в победу.

Карта сражения при Нови с указанием направлений главных ударов союзных войск
Карта сражения при Нови с указанием направлений главных ударов союзных войск

План Суворова состоял в том, чтобы сначала обмануть французов ложным наступлением на их левый фланг, а потом ударить главными силами по правому. Отвлекать французов он предоставил австрийцам генерала Павла Края, а своих солдат сосредоточил на острие удара. Александр Васильевич знал, что в решительную минуту на австрийцев не приходится надеяться, они годились лишь для вспомогательных действий.

Утром 15 августа 1799 года австрийцы Края под бой барабанов устремились на французские позиции. Их демонстрация выглядела довольно убедительно и ввела Жубера в заблуждение. Он приказал перебросить основные резервы на это направление, оставив на правом фланге лишь меньше четверти сил. Лично возглавив атаку, молодой генерал внезапно был смертельно ранен шальной пулей, командование вместо него принял прежний командующий Моро.

Как и следовало ожидать, французы отбросили Края, однако в это время в атаку пошли русские войска. Прощупывая вражескую оборону, они устремились на город Нови, стоявший в центре французского лагеря, однако не смогли его взять из-за выгодного расположения позиции противника. В это время Суворов приказал австрийцам генерала Меласа с вспомогательными русскими отрядами обойти правый французский фланг и выйти в тыл их войскам у городка Нови.

Постоянные манёвры русских и австрийских войск запутали Моро и не позволили ему понять, куда будет направлен главный удар. Поэтому, когда союзная армия ударила сразу с левого и правого фланга, а также в центре, то он не заметил глубокого обхода Меласа и внезапно столкнулся с атакой его отряда у себя в тылу. В это же время в центре русские войска проломили французские позиции и начали преследовать отступающего врага.

Генерал Моро, будучи опытным командующим, понял, что битва проиграна. Чтобы избежать окончательной катастрофы, он приказал своей армии немедленно начать отступление. В ходе него французы потеряли значительное количество военного имущества и были вынуждены очистить всю территорию Италии, которую заняли во время наступления Жубера.

Битва при Нови стала последней крупной битвой Итальянского похода. Дважды битый Моро больше не рисковал вступать в противостояние с Суворовым и предпочитал держаться от него на расстоянии. К сожалению, результаты блестящих действий Александра Васильевича в скором времени оказались нивелированы предательской позицией Австрии, стремившейся самостоятельно воспользоваться плодами русских побед. Русские войска отправились покорять Швейцарию, чтобы там в очередной раз прославить оружие России и в очередной раз убедиться, что сражаться необходимо за интересы своей Родины, а не за сохранение тронов абсолютно чуждых России монархий Европы.

Заглавная иллюстрация. Картина А.Е. Коцебу «Битва при Нови»

260
Поставить лайк: 148
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору