ссылка

Первый полёт «Кречета»

Заглавное фото. Дирижабль «Кречет» во время подготовки к полёту на дореволюционной фотографии.
Увеличить шрифт
А
А
А

После трагического финала русско-японской войны 1904-1905 гг. Российская империя взяла курс на полное перевооружение армии и флота. Закупалась новая техника за границей, выпускались новинки отечественной инженерной мысли. Россия ещё не знала, что впереди её ждёт долгая и кровавая Первая мировая война, однако усиленно готовилась к возможному противостоянию с сильным врагом.

Одной из новинок, появившихся в российской армии, стали дирижабли, изобретённые во Франции во второй половине XIX века. Это были необычные воздушные судна, которые изначально предназначались для мирной перевозки людей на большие расстояния. К сожалению, почти все новинки технической мысли довольно быстро приобретали военный характер, поэтому вскоре дирижабли начали проектировать под нужды армии. В России, бдительно следившей за иностранными изобретениями, задумались о производстве отечественного военного дирижабля.

«Крёстным отцом» русского дирижабля «Кречет» стал генерал А.П.Вернандер, блестящий военный инженер, позже погибший во время красного террора в Петрограде. Именно по его приказу была создана комиссия под председательством генерал-лейтенанта Н.Л.Кирпичёва, которая изучила иностранный опыт военного применения дирижаблей и создала отечественный образец, получивший название «Кречет». В техническом плане он не сильно отличался от европейских собратьев, однако почти полностью производился из деталей, выпускаемых в России (исключение составлял двигатель). За основу был взят проект штабс-капитана А.И.Шабского, который некоторое время работал над военным применением дирижаблей и создал опытный образец новой машины.

Работы по созданию «Кречета» (в армии любили давать птичьи имена военным новинкам) длились до лета 1909 года. Длина дирижабля составляла 70 метров, он поднимал в воздух восемь пассажиров и развивал скорость более 40 км/ч. Общая длительность полёта составляла около 10 часов, что в те времена было солидным сроком. Ещё год «Кречет» готовили к испытаниям, устраняя все недочёты и технические поломки. К августу 1910 года дирижабль был полностью подготовлен к полёту, его старт наметили на 12-е число на Волковом поле (Санкт-Петербург).

К счастью, всё прошло без осложнений. Капитан С.А.Немченко, курировавший полёт, отметил в журнале испытаний, что дирижабль развил полагающуюся ему скорость, не подвергся поломкам и благополучно приземлился после четырёх часов пребывания в воздушном пространстве.

После испытаний «Кречет» был передан в армию, в 9-ю воздухоплавательную роту под командованием подполковника Н.А.Ковалевского. С этого момента судьба его сложилась загадочным образом. Уже в годы, предшествующие Первой мировой войне, дирижабль в буквальном смысле исчез из военных документов, о его судьбе не сохранилось никаких воспоминаний. Понятное дело, о военном применении «Кречета» мы тем более ничего не знаем. Можно лишь предполагать, что воздушное судно погибло во время занятия немцами города Лиды, где оно и находилось. Остаётся надеяться, что дальнейшие изыскания в архивах позволят пролить свет на судьбу отечественного дирижабля, который замечательно сохранился на дореволюционных фотографиях, однако не смог пережить военного лихолетья. Быть может, русские лётчики совершили на нём множество боевых вылетов, позволивших «Кречету» оправдать своё гордое и красивое название.

Заглавное фото. Дирижабль «Кречет» во время подготовки к полёту на дореволюционной фотографии.

65
Поставить лайк: 141
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору