Отец «тридцатьчетверки»
3 декабря исполняется 114 лет со дня рождения Михаила Ильича Кошкина, легендарного конструктора, лауреата Государственной премии СССР, Героя социалистического труда, создателя Т-34 - лучшего среднего танка Великой Отечественной войны, как считают военные аналитики, сыгравшего ключевую роль в победе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья рабочего Кошкина была многодетной и бедной. В 1905 году отец, тяжело трудясь на лесоразработках, надорвался и умер. Мать вынуждена была батрачить. Михаил с братом Сергеем учились в церковно-приходской школе, в свободное время пасли свиней, чтобы хоть немного заработать на жизнь.
Дочь М. Кошкина Елизавета Михайловна через много лет рассказывала: «Миша, как старший, чтобы помочь матери, ушел на заработки в Москву, пешком с торбой сухарей за плечами и лаптями наперевес, как тот Ломоносов. Он направлялся к какому-то родственнику матери, она дала ему записку с адресом. Но буквально в первый день, не дойдя до места, он наткнулся на драку, несколько сильных мальчишек избивали одного слабого. Он вмешался, выручил того, кто слабее, но в драке потерял записку. Он остался один без денег и знакомых, но тут его подобрал рабочий Московской кондитерской фабрики. Этот мастер и его жена выходили моего отца и устроили на фабрику». На фабрике подросток проявил усердие и склонность к обучению, быстро прошел путь от подсобника до мастера цеха.
В 1917 году, уже в период руководства страной Временного правительства, незадолго до октябрьских событий, Кошкин был призван на службу в армию. После Октябрьской революции вступил в ряды 58-го пехотного полка Красной армии и был отправлен на Западный фронт, получил ранение, лечился в Москве, где и был демобилизован.
Михаил Ильич Кошкин
15 апреля 1918 года Михаил добровольно поступил в Московский железнодорожный отряд Красной армии, в составе которого воевал под Царицыном. В следующем году был переведен в 3-й железнодорожный батальон на должность заместителя командира военного подразделения по политическому руководству, участвовал во взятии Архангельска, в боях против английских интервентов.
По дороге на Польский фронт заболел тифом. После выздоровления вернулся в свой батальон и участвовал в боях на Южном фронте против войск Врангеля.
После окончания Гражданской войны политрук Кошкин был направлен в Коммунистический университет имени Свердлова, где проучился с 1921 по 1924 годы. В годы учебы Кошкин сблизился с известным военачальником РККА Михаилом Тухачевским, известно также о его контактах с советскими государственными деятелями Кировым и Орджоникидзе.
После окончания Коммунистического университета Кошкин был направлен в Вятку (ныне Киров) на кондитерскую фабрику, где вскоре вышел в директора, сделав фабрику одним из самых прибыльных и процветающих предприятий в городе. Сохранился фрагмент протокола заседания комитета фабрики, где рассматривается просьба коллектива задержать М. Кошкина на должности директора, дабы он подготовил достойного преемника.
Михаил Кошкин с другом в Вятке, 30-е годы
В Вятке Кошкин повстречался со своей будущей женой. Дочь Елизавета о том периоде рассказывала: «Я родилась в Вятке, в келье Трифонового монастыря, где мы и жили. Там же отец организовал курсы ликбеза, учился сам и учил других. Он окончил всего лишь два класса церковно-приходской школы и всю жизнь писал с ошибками, но был при этом человеком знания. Кстати, на эти же курсы он отправил мою няньку, а потом способствовал ее поступлению в медицинский институт. Он всегда заботился о людях. Еще один яркий пример: будучи начальником фабрики в день выдачи зарплаты он собирал у себя в кабинете жен своих сотрудников с детьми. Детей угощал конфетами, а зарплату выдавал на руки женам, чтобы вятские мужики не пропили все деньги».
М. Кошкин на отдыхе в Крыму с друзьями. 1930-е
Во второй половине 20-х годов Кошкин преуспел и как партийный функционер, пройдя путь от заведующего агитационно-пропагандистским отделом райкома до губернского комитета партии. В 1929 году Кошкина по требованию Кирова в счет «партийной тысячи» направили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы».
Эта кафедра выпустила много квалифицированных специалистов для будущего танкостроения: помимо М. И. Кошкина, конструктора Т-34, были выпущены С. П. Изотов, конструктор газотурбинного двигателя танка Т-80, а также Н. Ф. Шашмурин, создатель танков ИС-2, ИС-7, Пт-76, БТР-50 п.
Практика М. Кошкина проходила на известном Горьковском автозаводе, а во время преддипломной подготовки Кошкина направили в конструкторский отдел Ленинградского завода № 185, где впервые доверили заниматься проектировкой экспериментальных танковых образцов. В документальной повести «Сотворение брони» Я. Резник писал: «Не раз, указывая на Кошкина, Сергей Миронович (Киров — автор) советовал: нагружайте его хорошенько, не бойтесь поручать сложную работу. Удивительно башковитый и цельный мужик. Этому по плечу большие дела, этот себя покажет». На этом заводе Кошкин остался и после окончания института в 1934 году, заняв должность заместителя начальника конструкторского бюро. Под его началом были созданы танки Т-46-5 и Т-29.
В 1936 году Михаил Кошкин был назначен начальником конструкторского бюро завода № 183 в Харькове. В момент прибытия нового начальника КБ на заводе в производстве уже были танки БТ-5 и БТ-7 и имелись собственные разработки танков Т-12 и Т-24. Кошкин влился в коллектив, быстро заслужив уважение сотрудников своим трудолюбием и принципиальностью. За год работы М. Кошкин вместе с помощниками Н. Кучеренко и А. Морозовым осуществили модернизацию танка БТ-7, установив на нем двигатель В-2, тем самым был создан первый в мире танк с дизельным двигателем.
Памятник М. Кошкину возле завода имени Малышева. Харьков
В сентябре 1937 года Автобронетанковое управление РККА поставило задачу разработать новый маневренный колесно-гусеничный танк. В кратчайшие сроки под руководством Кошкина КБ разработало новый танк А-20. В процессе долгих конструкторских дискуссий от колесного хода, который плохо проявил себя в бою, полностью отказались, сделав боевую машину чисто гусеничной. Так появился новый танк, получивший индекс А-32.
На рассмотрение И. Сталину тогда было представлено два проекта. Глава государства незамедлительно велел изготовить оба и сравнить их по результатам испытаний. В 1939 году экспериментальные образцы танков А-20 и А-32 были готовы для испытаний.
М. Кошкин с коллегами на испытаниях танка, будущего Т-34
«Когда он работал над своей “тридцатьчетверкой”, то дневал и ночевал на заводе — все его силы, мысли, время были поглощены новым танком, — писала Е. Кошкина. — Мы, дочери, редко видели его дома. Просыпаемся — папы уже нет, засыпаем — он еще не пришел. А когда выдавался свободный вечерок и отец принимался лепить пельмени, он непременно брал меня в помощницы. А маме, пытавшейся нам помочь, говорил: «Не надо, Верочка, мы уж с Лизой сами как-нибудь. Все будет в полном порядке». Исключительно нетребовательный в быту, в отношении к собственным нуждам, он был напорист, принципиален и требователен в работе. Не терпел разгильдяйства, халатности. Это был человек одержимый. Он ничего не делал вполсердца, вполсилы».
Модель танка на базе А-32, с броней 45 мм и пушкой 76 мм успешно проявившая себя в ходе испытаний, и получила название Т-34.
Памятник Т-34 в Харькове
17 марта 1940 года танки были показаны руководству страны и получили одобрение. Сталин назвал Т-34 «новой ласточкой».
В апреле, возвращаясь в Харьков своим ходом, один из танков упал в воду. Кошкин лично участвовал в спасении машины и сильно простудился. Однако, невзирая на болезнь и госпитализацию, лично участвовал в окончательной доработке конструкции и налаживании серийного производства танка. Недуг стремительно прогрессировал, пришлось удалить отказавшее легкое. Однако усилия врачей оказались тщетными — 26 сентября 1940 года М. И. Кошкин скончался.
Существует легенда, что из ненависти к танку Т-34 Гитлер назначил вознаграждение за голову конструктора, однако, узнав, что тот мертв, приказал разбомбить кладбище, на котором Кошкин был похоронен. Могила инженера не сохранилась.
Памятник Т-34-76 в Берлине
Вспомним величайшее в истории танковое сражение, в котором ключевую роль сыграли «тридцатьчетверки». Оно состоялось в ходе Курской битвы 12 июля 1943 года близ села Прелестное, у поселка Прохоровка. В нем участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. К исходу дня немецкая танковая группировка, состоявшая из лучших дивизий вермахта «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Райх», «Мертвая голова», были разбиты и отступили. На поле остались догорать 400 машин.
Танк Т-34 на Курской дуге. 1943 год
Следует привести и несколько свидетельств об этой удивительной боевой машине - Т-34. Сами сотрудники КБ Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где разрабатывался в течение трех предвоенных лет новый танк, шутили так: «Броня толста, как шматок украинского сала».
По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллера-Гиллебранда, появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте. Справочники сообщают, что по рейтингу «Top Ten Tanks», составленному телеканалом Military Channel в 2007 году на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищённость, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью.
Танк Т-34 возле Звонницы на Прохоровском поле. Май 2010 года
А.А. Морозов, один из создателей Т-34, преемник М.И. Кошкина на посту главного конструктора в своих воспоминаниях размышлял: «В чем же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность… Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой броней, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой маневренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нем соединяются эти качества. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей маневренностью до нас никому не удавалось».
Советские воины на Т-34 — на фоне Бранденбургских ворот. Берлин, 1945 год
С 1940 по 1944 годы семью советскими заводами (сначала в Харькове, до оккупации, затем в Сталинграде, до 1942 года, а также в Горьком, Нижнем Тагиле, Челябинске и Свердловске) было выпущено 35 467 танков Т-34. Абсолютным рекордсменом в производстве «тридцатьчетверок» стал Нижний Тагил — 15 013 машин.
На фото из Пермского края мы видим «тридцатьчетверку», установленную в Кунугре, где в 1943 году на территории Уральского округа был сформирован 30-й Уральский добровольческий танковый корпус в составе трех танковых бригад.
Кунгур. На пьедестале легендарная «тридцатьчетверка»
Детище талантливого конструктора — Т-34 стал одним из символов победы.
Е. Кошкина рассказывала в одном из интервью: «Танков Т-34 на пьедесталах стоит сто сорок два — это где-то написано. В России, США, в Израиле… А потом я еще встречала цифру, что их сейчас более четырехсот. Мне больше всего нравится в Париже, у входа в Дом инвалидов — там музей всех времен и народов. Т-34 поставлен по просьбе Жака Ширака… Нет, еще де Голля! И когда привезли эту машину, там выстроились по одну сторону наши солдаты, по другую французские, и как ты думаешь, когда танк шел к зданию, чтобы войти на пьедестал, что играли? Ну, сначала «Марсельезу», конечно, а потом «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля»! Я в этот музей, в Париж все собираюсь поехать, ни за что не помру, пока не съезжу!»
Памятник танку Т-34, а фактически М. И. Кошкину, установлен на Ярославском шоссе недалеко от города Переславль-Залесский, у поворота на село Брынчаги, где родился выдающийся конструктор.
На постаменте танк Т-34-85. Ярославское шоссе близ Переславля-Залесского