Русский церковный раскол и патриарх Никон
Русский церковный раскол XVII века навсегда разделил духовную жизнь в России на «до и «после». Реформа патриарха Московского и всея Руси Никона, которая изначально была направлена на исправление церковных книг по старым образцам, обернулась жестокими репрессиями, тысячами самоубийств в раскольничьих скитах и даже осадой Соловецкого монастыря.
Для современного, не слишком религиозного человека раскольничество представляется чем-то не слишком понятным. Зачем сжигать себя заживо ради лишних букв в богословских книгах или крещения двумя-тремя перстами? Ведь главное – это живая вера в Бога. Для средневекового человека всё обстояло иначе – любое отступление от канона могло лишь его христианского спасения и развратить церковную общину. В этих деталях можно увидеть ту пропасть, которая не позволяет нам до конца осознать мировоззрение средневекового человека с позиций настоящего времени.
Патриарх Никон, который стал причиной русского раскола, родился в простой крестьянской семье. В те времена происхождение полностью определяло судьбу человека, ставило его в определённые рамки. Никону удалось вырваться из этого замкнутого круга благодаря стечению обстоятельств и своей тяге к знаниям.
Выучившись грамоте, Никон стал священником, а потом и монахом. В 40-е годы он побывал в Москве, где познакомился с молодым царём Алексеем Михайловичем. С этого момента дела иерея пошли в гору – он вошёл в круг приближённых царя, а потом возглавил так называемый «кружок благочестия», бичующий современные ему нравы.
Протопоп Аввакум, в будущем один из лидеров раскольников, с видимым ужасом описывал нравственность в православной церкви. Люди в храмах матерились, заключали торговые сделки и даже дрались. Большинство священников было знакомо со «Священным писанием лишь понаслышке, поскольку не умело читать. Обыденностью стали всевозможные подношения, назначения на церковные должности ближних людей и всевозможные нарушения канона. Многие образованные люди, видя такое положение, склонялись к ереси, отказывались посещать храмы и даже самостоятельно трактовали «Библию».
Благодаря своему резкому отличию от остальных священников, Никон достаточно быстро поднимался по карьерной лестнице. Царь Алексей Михайлович не скрывал, что хотел бы видеть его новым патриархом после смерти патриарха Иосифа. Когда последний умер, то решение об избрании Никона было принято безоговорочно.
Став патриархом, Никон попытался провести церковную реформу. Она предполагала нормализацию церковной жизни, исправление церковных книг и общее смягчение нравов. Многие люди, которые столкнулись с реформой, посчитали, что она разрушает основы православной церкви. Кроме того, сам Никон жестоко расправлялся со всеми, кто ему противоречил. Так начался раскол в русской церкви, длившийся веками.
Будучи на небывалой высоте, патриарх потерял связь с реальностью. В определённый момент он посчитал, что церковная власть выше светской. Это вызвало конфликт с прежним покровителем Никона – царём Алексеем Михайловичем. У спесивого патриарха было множество тайных врагов, которые охотно поспособствовали его падению. 22 декабря 1666 года на Большом Московском соборе, где собрались высшие представители не только русской, но и мировой православной церкви, Никон был лишён сана и снова стал простым монахом.
К сожалению, падение Никона не остановило углубление раскола в церкви. Он был осуждён как человек, но не как реформатор. То, что Никону уже удалось претворить в жизнь, оставалось неизменным. К слову, нравственность в церкви оставалась на прежнем печальном уровне. Изменить положение вещей удалось не с помощью реформы, а благодаря развитию просвещения в России.
Заглавная иллюстрация: «Суд над патриархом Никоном в Чудовом монастыре Московского Кремля», С. Милорадович